Прогнозные оценки развития рынка, ожидаемые изменения
Животноводство в республике является одной из основных отраслей аграрного сектора экономики. Богатейшие пастбищные угодья и благоприятные природно-климатические условия создают хорошую основу для развития отрасли. Реализация государственной политики в отрасли животноводства обеспечивает стабильный рост численности скота и птицы, производства продукции животноводства, повышение продуктивности скота и птицы, улучшение воспроизводства стада.
Общий объем финансирования по развитию агропромышленного сектора составляет порядка 4 млрд. долларов США. С учетом выполнения программы развития агропромышленного сектора РК на 2010-2014 годы целями МСХ РК являются:
- увеличение объемов производства животноводческой продукции в сельхозформированиях и удовлетворение потребности внутреннего рынка в качественной животноводческой продукции;
- создание экспортного потенциала по отдельным видам животноводческой продукции за счет улучшения производства и перевода его на промышленную основу.
Таблица 8. Рост численности скота, удельный вес, развитие генетического потенциала
Численность животных | Годы | ||||||||
Тыс. голов | Уд. вес сельхозформир., % | Уд. вес плем. поголовья, % | Тыс. голов | Уд. вес сельхозформир., % | Уд. вес плем. поголовья, % | Тыс. голов | Уд. вес сельхозформир., % | Уд. вес плем. поголовья, % | |
КРС | 6 650 | 6 900 | 7 150 | ||||||
Овцы и козы | 19 730 | 20 640 | 21 670 | ||||||
Свиньи | 1 390 | 1 420 | 1 460 | ||||||
Лошади | 1 670 | 1 750 | 1 840 | ||||||
Птица | 38 560 | 40 470 | 42 500 |
Источник: Данные МСХ РК
По мнению РА РФЦА госпрограмма предусматривает развитие животноводческого комплекса без увязки группирования личных подсобных хозяйств, и тем самым ситуация с количеством голов будет улучшаться в будущем только в крупных сельхозформированиях.
Стратегия маркетинга
Ценовая политика на молочную продукцию формируется рынком. Ключевыми игроками рынка выступают основные закупщики сырья – предприятия перерабатывающей сферы.
Цены реализации молока в качестве сырья перерабатывающим предприятиям – в течение года претерпевают сезонные колебания. В случае организации на предприятии законченного цикла производства, т.е. организация производства молока с последующей глубокой переработкой с выходом на конечного потребителя, возможно значительное снижение себестоимости молочной продукции, цены при этом также регулируются рынком.
В рассматриваемом случае с организацией молочно-товарной фермы был определен производственный цикл: производство молока сырого. В данном случае каналы сбыта имеет простую структуру и характеризуется как короткий канал. Анализ каналов реализации молочной продукции в Республике Казахстан и сопоставление цен по различным каналам показал, что большая часть продукции реализуется хозяйствами перерабатывающим предприятиям, организациям оптовой торговли, через сеть собственных магазинов.
Частота потребления. Высокая частота потребления требует постоянного наличия и легкости доступа к продукции, соответственно, сложного канала сбыта. В случае с молочной продукцией необходимо указать на тот факт, что данный вид товара относится к группе часто потребляемых товаров, особенно для младших возрастных категории детей.
Этапы стимулирования сбыта:
- Формирование списка потенциальных покупателей в целевых звеньях каналов сбыта;
- Подготовка имиджевых материалов;
- Разработка системы бонусов и скидок;
-Демпинговая политика на начальном этапе выхода на целевого конечного потребителя.
Финансовая часть.
Объем и структура инвестиций по проекту в разрезе заемных и собственных средств, капитальных и текущих затрат.
Таблица 8. Необходимые инвестиции для реализации проекта
Всего | Источники финансирования | ||||
Собственные инвестиции | Привлеченные инвестиции | ||||
МРС | 3 000 000 | 3 000 000 | |||
Пополнение оборотных средств | 342 360 | 342 360 | |||
Всего | 3 342 360 | 342 360 | 3 000 000 |
Анализ проекта
Производственные издержки
Таблица 9. Расчет электроэнергии
№ | Наименование | Ед. изм. | Кол-во потребления в месяц | Всего в год | Цена ед., тенге | Сумма в год, тенге |
Электроэнергия | кВт/ч | 1 200 | 24 000 | |||
Итого: | 24 000 |
Таблица 10. Расход средств на ветеринарные препараты
№ | Наименование | Ед. изм | Кол-во | Цена за ед., тенге | Сумма, тенге |
Вакцина от сибирской язвы | флакон | бесплатно | |||
Вакцина от ящура | флакон | бесплатно | |||
Вакцина от желтухи | литр | бесплатно | |||
Витамин Элевит | вакцина | 19 000 | |||
Витамин Тетравит | вакцина | 1 750 | |||
Спирт этиловый | упаковка | ||||
Шприцы | литр | 2 500 | |||
Скальпель | шт | 1 000 | 1 000 | ||
Вата | шт | ||||
Ивермек | упаковка | 1 100 | 5 500 | ||
Айвосит | флакон | 4 750 | |||
Итого: | 35 600 |
Таблица 14. Суточная потребность коз в кормах | ||||||||
Месяцы | поголовье, голов | Сено, кг | Кукуруза дробленная, кг | Жмых подсолнечный, кг | Пшеница дробленная, кг | Отруби, кг | Соль, кг | Всего |
Январь | 0,6 | 0,2 | 0,8 | 0,4 | 0,02 | 5,17 | ||
Февраль | 0,6 | 0,2 | 0,8 | 0,4 | 0,02 | 5,17 | ||
Март | 0,6 | 0,2 | 0,8 | 0,4 | 0,02 | 5,17 | ||
Апрель | 0,4 | 0,02 | 0,06 | |||||
Май | 0,4 | 0,02 | 0,06 | |||||
Июнь | 0,4 | 0,02 | 0,06 | |||||
Июль | 0,4 | 0,02 | 0,06 | |||||
Август | 0,4 | 0,02 | 0,06 | |||||
Сентябрь | 0,4 | 0,02 | 0,06 | |||||
Октябрь | 0,4 | 0,02 | 0,06 | |||||
Ноябрь | 0,6 | 0,2 | 0,8 | 0,4 | 0,02 | 5,17 | ||
Декабрь | 0,6 | 0,2 | 0,8 | 0,4 | 0,02 | 5,17 |
Ввиду наличия пастбищных угодий, заготовка кормов будет производиться только на 5 зимних месяцев. Остальное время козы будет пастись на пастбищах.
Таблица 15. Предполагаемые расходы кормов на содержание коз
|
Таблица 15. Расход сырья и материалов в натуральном выражении
№ | Наименование затрат | 2017 г | 2018 г | 2019 г | 2020 г | 2021 г | |
Сено, кг | 13 500 | 13 500 | 13 500 | 13 500 | 13 500 | 13 500 | |
кукуруза дробленная, кг | 2 700 | 2 700 | 2 700 | 2 700 | 2 700 | 2 700 | |
жмых подсолнечный | |||||||
Пшеница дробленная, кг | 6 120 | 6 120 | 6 120 | 6 120 | 6 120 | 6 120 | |
Отруби,кг | 1 800 | 1 800 | 1 800 | 1 800 | 1 800 | 1 800 | |
Соль, кг | |||||||
Таблица 16. Расход сырья и материалов в денежном выражении
№ | Наименование затрат | Стоимость 1 ед. | 2017 г | 2018г | 2019г | 2020 г | 2021г |
Сено, кг | 202 500 | 202 500 | 202 500 | 202 500 | 202 500 | ||
кукуруза дробленная, кг | 135 000 | 135 000 | 135 000 | 135 000 | 135 000 | ||
Люцерна, кг | 31 500 | 31 500 | 31 500 | 31 500 | 31 500 | ||
Пшеница дробленная, кг | 275 400 | 275 400 | 275 400 | 275 400 | 275 400 | ||
Отруби,кг | 36 000 | 36 000 | 36 000 | 36 000 | 36 000 | ||
Соль, кг | 4 320 | 4 320 | 4 320 | 4 320 | 4 320 | ||
Всего: | 684 720 | 684 720 | 684 720 | 684 720 | 684 720 |
Таблица 17. План продаж в натуральном выражении
№ | Наименование продуктов | 2017 г | 2018 г | 2019 г | 2020 г | 2021 г | |
Козы | - | ||||||
козлы 10 мес | - | ||||||
Молоко | 6 300 | 12 600 | 12 600 | 18 900 | 18 900 | ||
Таблица 18. План продаж в денежном выражении | |||||||
№ | Наименование продуктов | 2017г | 2018г | 2019 г | 2020 г | 2021 г | |
Козы | - | - | - | 990 000 | 990 000 | ||
козлы 10 мес | - | 375 000 | 550 000 | 550 000 | 550 000 | ||
Молоко | 945 000 | 3 780 000 | 3 780 000 | 5 670 000 | 5 670 000 | ||
Всего поступление | 945 000 | 4 155 000 | 4 330 000 | 7 210 000 | 7 210 000 | ||
Таблица 19. Цена за ед. продукции | |||||||
№ | Наименование продуктов | 2017 г | 2018 г | 2019 г | 2020 г | 2021 г | |
Козы | 45 000 | 45 000 | 45 000 | 45 000 | 45 000 | ||
козлы 10 мес | 25 000 | 25 000 | 25 000 | 25 000 | 25 000 | ||
Молоко | |||||||
Таблица 20. Удой
Молоко | удой | % отелов | 2017 г | 2018 г | 2019 г | 2020 г | 2021 г | |
Поголовье коз | 100% | |||||||
Удой, литр | 6 300 | 12 600 | 12 600 | 18 900 | 18 900 |
Штат сотрудников.
Таблица 21. Штатное расписание
Количество штатных единиц | Тарифная ставка (оклад), тенге | Фонд оплаты труда в месяц, тенге | Количество рабочих месяцев в году | Итого | |
Производственный персонал | |||||
Доярки | 60 000 | 60 000 | 600 000 | ||
Всего | 600 000 | ||||
ИПН | 51 864 | ||||
НПФ | 60 000 | ||||
Социальный налог | 11 892 |
Для оптимизации трудовых ресурсов планируется нанять 1 доярку на 10 месяцев. Кормлением, поение МРС, уборкой навоза и территории будет заниматься сам предприниматель.
По предварительным оценкам, доход, полученный от реализации проекта будет достаточным, чтобы окупить все затраты. Детальные финансовые расчеты и расчеты показывают, что проект является рентабельным, что позволит предприятию автору проекта получать прибыль.
SWOT-анализ
При анализе проекта были выявлены следующие основные сильные и слабые стороны проекта:
Таблица 31. SWOT-анализ