Организационная структура и персонал предприятия
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Иркутский государственный технический университет
ОСНОВЫ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Методические указания для выполнения курсового проекта для студентов специальности 240100
Иркутск 2009
'' Основы транспортно-экспедиционного обслуживания''. Методические указания для выполнения курсового проекта для студентов специальности 240100. Составила Тарханова Н.В. – Иркутск, 2009. – с.
Цель разработки бизнес-плана ТЭП: увеличение прибыли предприятия; увеличение уставного капитала предприятия; освоение определенной доли рынка; освоение других видов деятельности (диверсификация производства); новых видов транспортно-экспедиционных услуг.
Библиогр. назв. Табл. , рис. .
Рецензент: доцент к.э.н. Малетина Т.А.
СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА
Структура бизнес-плана должна предусматривать организационные, экономические, юридические технические и другие вопросы, связанные с реализацией проекта производства продукции, выполнения работ, услуг ТЭП. Структура бизнес-плана включает в себя: титульный лист, вводную часть, отрасль, ТЭП и его бизнес, организационную структуру и персонал предприятия, продукцию, работы, услуги ТЭП, изучение и анализ рынка, стратегию маркетинга, стратегию организации производства продукции, работ, услуг, риски и страхование, финансовый план, приложения.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Титульный лист позволяет понять, о чем идет речь и определить размер инвестирования. Поэтому объем титульного листа не должен превышать одной страницы. На нем следует указывать общие данные: полное (и сокращенное в соответствии с уставом предприятия) наименование предприятия, включающее его организационно-правовую форму, адрес, имена и адреса учредителей; номер телефона, телетайпа, телефакса; сущность и цель предлагаемого проекта; плановый период, на который рассчитан бизнес-план; ожидаемые результаты реализации проекта; стоимость проекта и потребность в финансировании; возможные источники финансирования и условия кредитования; гарантии по возврату кредитов.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Бизнес-план начинается обычно с вводной части, объемом две-три страницы, которая готовится, как правило, в последнюю очередь, когда бизнес-план уже составлен. Вводная часть должна быть изложена просто и лаконично с минимальным использованием специальных терминов.
Цель вводной части — краткое изложение стратегии развития предприятия для широкого круга лиц.
Вводная часть должна трактоваться как самостоятельный рекламный документ, поскольку в ней содержатся основные положения всего бизнес-плана.
В вводной части объясняется, почему фирма добьется успеха, указывается уровень ожидаемой рентабельности и срок окупаемости инвестиций. Максимальное внимание должно быть уделено разъяснению того, каким видом деятельности будет заниматься ТЭП, чем продукция, работа, услуги (ПРУ) данного ТЭП будут отличаться от ПРУ конкурентов и почему заказчики захотят приобрести именно ее.
ОТРАСЛЬ, ТЭП И ЕГО БИЗНЕС
В этом разделе бизнес-плана анализируют виды транспортно-экспедиционных услуг, приводятся характеристики структуры парков подвижного состава, определяется обеспеченность объемами транспортно-экспедиционных услуг, персоналом, указывается наличие системы связи и передачи информации. Такой анализ позволяет определить место ТЭП на рынке транспортно-экспедиционных услуг, а также возможности развития этих услуг.
При описании ТЭП главное внимание уделяется его финансовому положению, конкурентоспособности, профессионализму административно-управленческого персонала, наличию идей по организации деятельности на рынке.
В подразделе бизнес-плана, характеризующем ситуацию на рынке транспортно-экспедиционных услуг, необходимо дать анализ текущего состояния и возможные тенденции развития ТЭП в перспективе. Для устойчивого положения ТЭП на рынке и повышения его конкурентоспособности необходимо обосновать возможные конкурентные преимущества ТЭП на основе снижения тарифов; применения дифференцированных тарифов по маркам подвижного состава, расстояниям, дополнительным транспортно-экспедиционным услугам; повышения качества услуг; повышения надежности и безопасности перевозок; гарантии срока доставки; использования делового опыта и связей руководства ТЭП.
Планируя производство и операции, следует обратить внимание на размещение предприятия, производственные площади, оборудование, рабочую силу, требуемые для оказания автотранспортных услуг.
При описании месторасположения предприятия следует дать характеристику географического размещения предприятия исходя из специфики бизнеса (близость к потребителям и поставщикам, наличие подъездных путей, трудовых ресурсов, экологические требования и др.).
Характеризуя обеспеченность производственной базой, необходимо указать наличие производственных площадей, складских помещений, земельных площадей, оборудования для ТО и ремонта подвижного состава, наличие транспортных средств (бортовых, самосвалов, тягачей, прицепов, полуприцепов, автобусов, легковых и других автомобилей), обеспеченность технологий (наличие технологической документации и нормативных материалов).
Для вновь создаваемого предприятия необходимо рассмотреть, каким способом оно будет обеспечиваться оборудованием, подвижным составом (покупаться, арендовываться и др.); указать количество единиц, цену, поставщиков, время приобретения. Такой прогноз составляется, как правило, на три года и является основой разработки финансового плана.
Если бизнес-план разрабатывается для расширения или поддержания существующего производства, согласно требуемым объемам будущих продаж транспортно-экспедиционных услуг, следует обосновать увеличение производственных площадей, оборудования, определить необходимые для этого инвестициии их источники.
Главные вопросы, на которые следует дать ответ в этом разделе бизнес-плана: какие потребуются материальные ресурсы, кто их будет поставлять и по каким ценам, какие ресурсы потребуются в будущем и как предполагается построить систему управления запасами на складе.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ
В бизнес-плане необходимо отразить стратегию предприятия в области организационной структуры ТЭП, ее совершенствования и определить кадровую политику ТЭП. Для характеристики организационной структуры предприятия необходимо рассмотреть: основные подразделения и их функции (службы, филиалы, представительства, отделы, колонны, цеха, бригады, участники и т. д.); распределение обязанностей между подразделениями по организации и развитию транспортно-экспедиционных услуг; методы и формы взаимодействия подразделений; информационную обеспеченность подразделений; новые функции, виды работ, обязанности, вытекающие из целей ТЭП; должностные инструкции; применяемую систему мотивации работников в конечных результатах труда.
Характеристика и анализ персонала предприятия могут выполняться в виде схемы как по отделам так и по ТЭП в целом: