Фонд социального страхования рф
Фонд социального страхования (ФСС) РФ ¾ это государственный централизованный внебюджетный фонд, предназначенный для государственного управления финансами социального страхования в РФ.
Социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, в случаях:
• признания их безработными;
• трудового увечья или профессионального заболевания;
• инвалидности;
• болезни;
• травмы;
• беременности и родов;
• потери кормильца;
• необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения;
• наступления иных социальных страховых рисков, подлежащих социальному страхованию.
Денежные средства и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении Фонда социального страхования, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.
Средства Фонда образуются за счет:
– страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
– страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
– страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
– доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
– добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
– ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
– прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).
8. Бюджетный процесс: понятие, сущность, основные стадии. Участники бюджетного процесса в РФ
Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджета, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Участниками бюджетного процесса являются органы и лица, обладающие бюджетными полномочиями:
– Президент Российской Федерации;
– органы законодательной (представительной) власти;
– органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
– органы денежно-кредитного регулирования;
– органы государственного и муниципального финансового контроля;
– государственные внебюджетные фонды;
– главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
– бюджетные учреждения;
– государственные и муниципальные унитарные предприятия;
– кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов и государственных внебюджетных фондов;
– другие органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
Состав участников бюджетного процесса определен БК и изменяется в зависимости от уровня бюджетной системы.
Реализация бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы последовательно проходит четыре стадии:
1. Составление проекта бюджета.
2. Рассмотрение проекта бюджета и утверждение бюджета.
3. Исполнение бюджета.
4. Составление, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности.
Первым этапом бюджетного процесса является составление проекта бюджета.
Бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год определяется в Бюджетном послании Президента РФ.
Составление проектов бюджетов – исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Проекты бюджетов непосредственно разрабатывают Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
В проекте закона (решения) о бюджете содержатся основные характеристики бюджета, к которым относятся: общий объем доходов, общий объем расходов и дефицит бюджета.
В проекте закона о бюджете должны содержаться также:
– прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;
– нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых бюджетам других уровней бюджетной системы;
– нормативы централизации доходов бюджетов других уровней бюджетной системы для целевого финансирования централизованных мероприятий.
В проекте закона (решения) о бюджете должны быть установлены следующие расходные показатели:
– расходы бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации;
– общий объем капитальных и текущих расходов бюджета;
– расходы и доходы целевых бюджетных фондов;
– объемы финансовой помощи бюджетам других уровней, предоставляемой в форме дотаций и субвенций, в разрезе бюджетов, получающих финансовую помощь;
– распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов соответствующего бюджета;
– другие показатели, определенные Бюджетным кодексом, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления о бюджетном устройстве и бюджетном процессе.
2 этап. Рассмотрение и утверждение федерального бюджета.
Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 1 октября текущего года.
В первом чтении палата обязана рассмотреть его в течение 20 дней со дня его внесения в Государственную Думу Правительством. При рассмотрении законопроекта в первом чтении обсуждаются его концепция, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, основные направления бюджетной и налоговой политики и основные характеристики федерального бюджета.
Государственная Дума рассматривает законопроект во втором чтении в течение 25 дней со дня его принятия в первом чтении. Предметом рассмотрения законопроекта во втором чтении являются: приложение к нему, устанавливается перечень главных администраторов доходов федерального бюджета; приложение, устанавливающее перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета; бюджетные ассигнования за исключением утвержденных в первом чтении условно утверждаемых (утвержденных) расходов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета в пределах общего объема расходов, утвержденных в первом чтении; приложение, устанавливающее распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов; программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов; программа государственных внутренних заимствований; программа государственных внешних заимствований; программа государственных гарантий в валюте Российской Федерации; программа государственных гарантий в иностранной валюте; приложение к долгосрочным целевым программам с указанием бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение указанных программ; текстовые статьи законопроекта.
Государственная Дума рассматривает законопроект в третьем чтении в течение 10 дней со дня его принятия во втором чтении. При рассмотрении в третьем чтении в соответствии с распределением бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета, предусмотренным отдельными приложениями, принятыми во втором чтении, утверждаются ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.
Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации, который рассматривает закон в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой. При его рассмотрении закон голосуется на предмет его одобрения в целом.
Одобренный Советом Федерации закон в течение 5 дней со дня одобрения направляется Президенту для подписания и обнародования. В случае же его отклонения Советом Федерации закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию.
При отклонении Президентом РФ закона он передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. Федеральный закон о федеральном бюджете не вступает в силу до начала очередного финансового года в случае непринятия Государственной Думой проекта закона до 31 декабря текущего года. В этом случае Государственная Дума принимает федеральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета в I квартале очередного финансового года.
3 этап. Исполнение бюджета.
Исполнение бюджета – важнейший этап бюджетного процесса, направленный на действия по мобилизации и использованию бюджетных средств. В этом процессе участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица.
Отчет об исполнении бюджетов осуществляется уполномоченным исполнительным органом и может быть оперативным, ежеквартальным, полугодовым и годовым. Отчет направляется в представительный орган и соответствующий контрольный орган, а также в Федеральное казначейство. Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом.
Ежегодно не позднее 15 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона.
По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении бюджета законодательный (представительный) орган принимает решение об утверждении либо отклонении закона (решения) об исполнении бюджета.
9. Межбюджетные отношения в РФ
Межбюджетные отношения представляют собой отношение между органами власти преимущественно разных уровней:
1) по разграничению на постоянной основе: расходных полномочий; налогов; других платежей, поступающих в бюджетную систему страны;
2) по межбюджетному распределению совместных налогов по временным нормативам между бюджетами бюджетной системы; перераспределению средств из бюджетов одного уровня бюджетной системы в другой.
Межбюджетное регулирование осуществляется органами власти вышестоящего уровня путем:
¾ вертикального выравнивания между разными звеньями бюджетной системы;
¾ горизонтального выравнивания в пределах одного и того же звена.
Принципами, на которых основываются межбюджетные отношения, являются:
¾ сочетание интересов всех участников межбюджетных отношений;
¾ распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
¾ разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;
¾ сокращение дотационности и количества дотационных бюджетов за счет оптимизации встречных финансовых потоков и наращивания налогового потенциала на соответствующих территориях;
¾ равенство: бюджетных прав субъектов РФ, бюджетных прав муниципальных образований и всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, а местных бюджетов ¾ с бюджетом соответствующего субъекта РФ;
¾ выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
¾ применение в межбюджетных отношениях единых для всех субъектов федерации методологии и критериев, учитывающих их особенности;
¾ наличие ответственности органов власти разных уровней за соблюдение обязательств, предусмотренных межбюджетными отношениями.
Принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом предполагает установление.
¾ единых для всех субъектов РФ нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ;
¾ единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов.
Межбюджетные отношения в РФ включают:
¾ разграничение расходных полномочий и видов доходов (полностью или частично) на постоянной основе между бюджетами бюджетной системы;
¾ межбюджетное регулирование, предусматривающее: распределение между бюджетами регулирующих налогов по временным нормативам (на очередной год или не менее чем на 3 года); перераспределение средств из бюджетов одного уровня бюджетной системы в другой в разных формах.
Расходы распределяются между бюджетами исходя из следующих принципов:
¾ соответствие состава расходов компетенции органов власти РФ, субъектов РФ или органов местного самоуправления;
¾ учет подчиненности предприятий, организаций и учреждений при формировании расходов бюджетов;
¾ учет значения определенных мероприятий, масштабов и последствий их влияния на развитие общества для определения необходимости включения их в вышестоящий бюджет.
Разграничение расходных полномочий в РФ между органами власти различных уровней осуществляется на основании Конституции РФ, закрепляющей:
¾ перечень предметов ведения федерального центра;
¾ перечень предметов совместного ведения федерального центра с субъектами РФ ;
¾ сферу ведения субъектов РФ, к которой относится все то, что не отнесено к ведению федерального центра и предметам совместного ведения федерального центра и субъектов РФ.
Перераспределение средств осуществляется путем оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в форме предоставления:
• дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
• субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов;
• бюджетных кредитов;
• бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ.
К бюджетным полномочиям Российской Федерации относятся:
¾ составление и рассмотрение проектов, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ;
установление:
¾ общих принципов организации и функционирования бюджетной системы;
¾ основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;
¾ основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы;
установление порядка составления:
¾ проектов, утверждения и составления федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, осуществления контроля за их исполнением и т.д.;
¾ сводов утвержденных бюджетов субъектов и местных бюджетов, отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов и иной бюджетной отчетности;
¾ проектов бюджетов бюджетной системы, утверждения и исполнения бюджетов, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;
определение порядка установления и исполнения расходных обязательств;
¾ определение порядка и установление нормативов отчислений доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
определение общих принципов:
¾ предоставления и форм межбюджетных трансфертов;
¾ основ кассового обслуживания исполнения бюджетов;
¾ осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов;
¾ установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
¾ определение общего порядка и принципов осуществления заимствований и предоставления гарантий РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного (муниципального) долга;
¾ осуществление государственных заимствований РФ, предоставление государственных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом и управление государственными активами;
установление.
¾ основ бюджетной классификации РФ и общего порядка ее применения;
¾ бюджетной классификации РФ в части, относящейся к федеральному бюджету и государственным внебюджетным фондам;
¾ единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов и бюджетных учреждений, включая отчеты о кассовом исполнении бюджетов;
¾ унифицированных форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов и бюджетных учреждений;
¾ временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ;
¾ оснований, видов ответственности и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства;
¾ порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов;
¾ иные бюджетные полномочия.
К бюджетным полномочиям субъектов РФ относятся:
установление порядка:
• составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
• утверждения и исполнения указанных бюджетов;
• осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении;
¾ составление, рассмотрение проектов и утверждение бюджетов субъекта РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов;
¾ осуществление контроля за исполнением указанных бюджетов;
¾ установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов РФ утвержденных:
• местных бюджетов;
• отчетов об их исполнении;
• иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти;
¾ установление и исполнение расходных обязательств субъекта РФ;
¾ установление нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов;
¾ порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ;
¾ установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
¾ осуществление государственных заимствований и предоставление государственных гарантий субъекта;
¾ предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом и государственными активами субъекта;
¾ иные бюджетные полномочия.
К бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся:
¾ установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;
¾ установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;
¾ определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
¾ осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами;
¾ иные бюджетные полномочия.