ЛЕКЦИЯ № 17. Становление товарного рынка в России
Товарный рынок в России находится в стадии своего становления. Это рождает ряд проблем в его функционировании на первоначальном этапе перехода от командно-административной экономической системы к развитым рыночным отношениям.
Самыми важными недостатками, которые необходимо устранить, являются:
1) отсутствие четкой системы сбыта.Многие производственные предприятия недостаточно продумывают и организуют сбыт произведенного товара, в результате чего произведенный товар остается на предприятии и не доходит до потребителя, а все сотрудники предприятия вынуждены получать зарплату товаром, а не деньгами. Чтобы исправить данную ситуацию, предприятию не следует начинать производство до тех пор, пока не налажен сбыт;
2) недостаточная развитость рынка оптовых посреднических организаций, отсутствие их многофункциональности.При развитом торговом рынке оптовые посреднические организации часто играют доминирующую роль в процессе торгового оборота в силу того, что посреднические организации стали самодостаточным звеном, они освободили производителя от необходимости организовывать сбыт своих товаров. В силу этого предприятие передает свой товар посредникам, после чего сбыт товара идет по профессионально налаженной посредниками схеме без участия изготовителя;
3) слабое развитие розничных торговых сетей.В современной России мало правовых механизмов контроля над розничными торговыми сетями, в результате чего большое количество товара и денег зависло в неподконтрольных производителю посреднических и розничных организациях, так и не дойдя до потребителя.
Для преодоления несовершенства торгового рынка в России необходимо проведение следующих мер:
1) планирование производства с учетом возможности сбыта будущих товаров;
2) создание разветвленной сети профессиональных оптовых посреднических организаций;
3) создание контролируемых розничных торговых сетей;
4) формирование информационного обеспечения товарных рынков;
5) развитие тароупаковочной индустрии;
6) развитие транспортного обслуживания товарных рынков;
7) нормативно-правовое обеспечение функционирования товарных рынков;
8) укрупнение партий поставок;
9) обеспечение условий передвижения и хранения товара с минимальными потерями;
10)создание сети организаций, осуществляющих платежно-расчетные операции и кредитование при передвижении товаров;
11)внедрение современных форм управления рыночной инфраструктурой;
12)организация подготовки и переподготовки кадров; 13)повышение уровня культуры рыночных отношений; 14)устранение склонности контрагентов к нарушению взаимных обязательств;
15)упразднение значительного влияния криминальных структур;
16)равномерное расположение посреднических организаций на территории России;
17)устранение раздробленности рынка транспортно-экспеди-ционных услуг; 18)обеспечение сохранности грузов.
ЛЕКЦИЯ № 18. Структура товарного рынка. Правовое обеспечение развития товарного рынка
Структура товарного рынка
Под структурой товарного рынка понимается совокупность звеньев, которые участвуют в продвижении товара от производителей к потребителям. Основными звеньями товарного рынка являются:
1) изготовители товара;
2) оптовые торговые и иные посреднические организации;
3) организации розничной торговли;
4) потребители.
Изготовитель товара— организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.
Торговля представляет собой соглашение, в силу которого одна сторона (продавец) обязуется передать другой стороне (покупателю) вещь (товар), а покупатель обязуется уплатить за нее определенную сумму (цену).
Оптовая торговля представляет собой торговлю товарами для последующей их перепродажи или профессионального использования. Стороны оптовой торговли называются контрагентами.
Виды оптовой торговли:
1) по месту исполнения — в местах оптовых продаж, в торговом заведении;
2) по времени передачи товара — по предварительным заказам, с немедленной передачей товара;
3) по сроку оплаты товара — с предварительной оплатой, с оплатой в кредит, в рассрочку;
4) по обязанности доставки товара — с доставкой, без доставки. Розничная торговля— это торговля товарами и оказание услуг
покупателям, осуществляемые для личного, семейного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Сторонами розничной торговли являются продавец, который является индивидуальным предпринимателем, и покупатель, которым может быть любой гражданин. Предметом розничной торговли являются вещи, не изъятые из гражданского оборота.
Виды розничной торговли:
1) продажа товара с условием принятия товара покупателем в определенный срок; Продавец не имеет права реализовать товар другому лицу в срок, определенный договором;
2) продажа товара по образцам. Договор заключается на основании ознакомления с товаром покупателя или по каталогу или по описанию;
3) продажа товаров с использованием автоматов. Владелец автомата обязан довести до покупателя информацию о продавце, продукции и действиях, которые необходимо совершить для получения товара путем помещения на автомате информации или иным способом;
4) продажа товара с условием доставки. При заключении договора продавец обязуется доставить товар в указанное место и передать указанному лицу. Потребитель— гражданин, имеющий намерение заказать или
приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.