Источники бюджетного права

Бюджетное право одержит материальные и процессуальные нормы. Материаль­ные нормы устанавливают структуру бюджетной системы России, перечень бюджетных доходов и расходов, их распределение между различными бюджетами и права участников бюджетных отношений. Процессуальные нормы регламентируют весь бюджетный про­цесс, а именно порядок образования, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов.

Нормы бюджетного права содержатся в различных правовых источниках.

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Система источников бюджетного права │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌──────┐ ┌───────────────────────────────────────────────────┐

│Юриди-│ │ Конституция │

│ческая│ └───────────────────────────────────────────────────┘

│сила │ ┌───────────────────────────────────────────────────┐

│ │ │ Международно-правовые акты нормативного характера │

│ │ └───────────────────────────────────────────────────┘

│ │ ┌───────────────────────────────────────────────────┐

└──┬───┘ │ Бюджетное законодательство │

▼ └───────────────────────────────────────────────────┘

┌───────────────────────────────────────────────────┐

│ Подзаконные акты │

└───────────────────────────────────────────────────┘

┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐

Практика Конституционного Суда РФ

│ Судебная (административная) практика│

─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘

┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

┌──┤ Структура бюджетного законодательства │

│ └────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────┐

├──►┤ Федеральный уровень │

│ └───────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ │ Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) │

│ └───────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ │Федеральные законы о федеральном бюджете, о бюджете государственных│

│ │ внебюджетных фондов, принятые в соответствии с БК РФ │

│ └───────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ │Иные федеральные законы, регулирующие бюджетные отношения, принятые│

│ │ в соответствии с БК РФ │

│ └───────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────┐

├──►┤ Региональный уровень │

│ └───────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ │ Законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, о бюджетах │

│ │ территориальных государственных внебюджетных фондов, принятые │

│ │ соответствии с БК РФ │

│ └───────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ │ Иные законы, регулирующие бюджетные отношения, принятые в │

│ │ соответствии с БК РФ │

│ └───────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────┐

└──►┤ Местный уровень │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных│

│ образований о местных бюджетах, принятые в соответствии с БК РФ │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Иные муниципальные правовые акты представительных органов │

│ муниципальных образований, регулирующие бюджетные отношения, │

│ принятые в соответствии с БК РФ │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Основным источником бюджетного права в РФ является Конституция РФ. Кон­ституция устанавливает форму государственного устройства РФ и принципы взаимодей­ствия федерального центра и субъектов федерации (ст. 5).

Основополагающим нормативным источником является БК. В нем установлены общие принципы бюджетного законодательства, организации и функционирования бюд­жетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, а также определены исходные положения бюджетного процесса и межбюджетных отношений, ос­нования и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

В БК от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ введены изменения, направленные на комплексное регулирование организации бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы. Основные нововведения, вступившие в действие в 2008 г., следующие:

1. формирование бюджетов на трехлетний срок;

2. четкая структура состава и полномочий участников бюджетного процесса;

3. установление единых принципов организации бюджетного процесса;

4. уточнение базовых понятий и бюджетной терминологии;

5. планирование расходов на реализацию долгосрочных целевых программ;

6. проведение реструктуризации бюджетной сети; усиление стимулирования соответст­вующих органов власти по эффективному распоряжению и управлению региональными и муниципальными финансами;

7. детальная классификация средств отдельных бюджетов;

8. утверждение основных принципов и позиций бюджетной классификации РФ.

Система источников бюджетного правав РФ закреплена в положениях ст. ст. 2–4 БК РФ. Бюджетное законодательство РФ состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в ст. 1 БК РФ (ст. 2 БК РФ).

Президент РФ имеет правоиздавать указы, которые регулируют бюджетные правоотношения на основании и во исполнение положений БК РФ.

Правительство РФ имеет правопринимать нормативные правовые акты. Федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции принимают акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в случаях и пределах, установленных БК РФ, а также указами президента и нормативными актами Правительства РФ. При этом федеральные органы исполнительной власти принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, только по вопросам, отнесенным к ведению РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, которые регулируют бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции. На уровне субъектов РФ принимаются нормативные акты соответствующего субъекта РФ, регулирующие бюджетные правоотношения на его территории. Органами местного самоуправления принимаются нормативные акты, регулирующие бюджетные правоотношения внутри муниципального образования.

В случае противоречиямежду нормами БК РФ и других нормативных правовых актов всех уровней, регулирующих бюджетные правоотношения, применяются положения БК РФ.

В качестве источников бюджетного права предусматриваются также международные договоры РФ, нормы которых превалируют над национальным законодательством.

Наши рекомендации