Сделать, купить или переделать?
Если стратегия требует отсутствующих у компании способностей, их необходимо приобрести. Тут возможны три варианта. Вариант «сделать», т. е. развить обширную управленческую или техническую базу путем найма и подготовки работников, гарантирует соответствие людей и организации, однако занимает годы времени.
Вариант «переделать», т. е. реализовать программу адаптации сотрудников к требованиям новой стратегии, занимает меньшее время. В свое время попытку изменить ориентацию с обслуживания на маркетинг предприняла компания АТ&Т, выбрав для этого путь переобучения персонала. Масса стратегий, особенно вызванных к жизни слиянием компаний, провалились из-за ложного предположения о возможности адаптации их персонала к новой среде. Команда специалистов по закупкам супермаркета, к примеру, вряд ли сумеет быстро приспособиться к потребностям сети аптек, торгующих по сниженным ценам, главным образом потому, что у них нет ни опыта, ни склонности к дисконтным операциям.
Третий вариант, «купить», т. е. привлечь опытных сотрудников со стороны, позволяет быстро решить кадровый вопрос, когда стратегия требует как можно более быстрого изменения. В то же время он связан с риском наполнения организации людьми, привыкшими к иным системам и культурам.
Часть V. Внедрение
Развитие стратегии и людей в General Electric _
Джек Уэлч, легендарный глава General Electric, за 20 лет пребывания на этом посту создал систему — культуру развития и стратегии, и сотрудников компании. Она включает в себя пять элементов.5
• Раз в год, в январе, 5000 руководителей GE собираются в Бока-Ратоне для обмена опытом и определения основных приоритетов в бизнесе. (В 2000 г. приоритетными направлениями были названы э-коммерция, глобализация и программа качества «шесть сигма».) Интернет-отчеты о встрече были доступны всем сотрудникам компании.
• Раз в квартал высшие руководители отправляются на выездную сессию, где обсуждают связанные с январской программой инициативы. На этих сессия проявляются будущие лидеры, завоевывается уважение коллег, демонстрируется рост.
• Дважды в год Дж. Уэлч и другие менеджеры занимаются кадровыми вопросами каждого подразделения (такими как «Что делать с 20% лучших и 10% худших работников?»).
• Аналогичные сессии (одна весной и одна осенью) посвящаются оценке перспектив каждого подразделения на три года вперед.
• Все вышеперечисленное поддерживается социальной архитектурой GE, поощряющей неформальность, откровенность, конструктивный диалог, поведение без ограничений, доведение начатых дел до конца и внимание к качественной стороне бизнеса.
Мотивация
Помимо типа и качества людей на внедрение стратегии влияет уровень мотивации сотрудников. Существует множество методов мотивации персонала, включая страх потерять работу, финансовые стимулы, возможности для самореализации и постановку целей для организации в целом и отдельных групп, например для специальных команд или кружков качества.
Как правило, мотивация работников выше, если они обладают полномочиями для осуществления поставленных перед ними задач, даже если способ осуществления будет далек от традиционного. Когда подавляется инициатива, люди рано или поздно теряют интерес и превращаются в циников. Мотивация повышается и в том случае, когда работники ощущают связь с корпоративной культурой и целями. Для создания такой связи компании могут просто по-новому назвать обязанности например, «хозяин» (в Disney), «член экипажа» (в McDonald's) и «партнер» (в/. С. Penney).
Глава 16. Организационные вопросы
Культура
Как видно из рис. 16.2, организационная культура включает в себя три элемента:
• набор общих ценностей или доминирующих убеждений, определяющий приоритеты организации;
• набор норм поведения;
• символы и символические действия для развития и сохранения общих ценностей и норм.
Рис. 16.2.Организационная культура
Общие ценности
Общие ценности, или доминирующие убеждения, лежат в основе культуры и определяют, что является важным с точки зрения ее субъектов, а что нет. В развитой культуре ценности носят общепринятый характер, когда практически любой член коллектива может перечислить их, а также объяснить их суть.
Очагов общих ценностей может быть множество. К ним могут относиться, например:
• ключевые активы или навыки, являющиеся основой стратегического преимущества фирмы (мы — самое творческое рекламное агентство);
• концентрация на практической деятельности (авиакомпания SAS фокусируется на соблюдении расписания полетов);
• результаты деятельности (мы выпускаем бездефектную продукцию, обеспечиваем стопроцентное удовлетворение покупателей);
Часть V. Внедрение
• внимание к функциональной области (компания Black & Decker изменила ориентацию с производственной на рыночную);
• стиль менеджмента (неформальный, плоская организация, одобряющая общение и нешаблонное мышление);
• вера в индивидуальность каждого человека;
• общая цель — например, стать лучшим или встать на одну ступеньку с лучшими (Komatsu хочет победить Caterpillar, Samsung стремится стать ведущим производителем микроволновых печей; Sharp хочет быть самой инновационной компанией во всех сферах своей деятельности).
Нормы
Чтобы отличаться от других, культура должна развивать нормы поведения — неформальные правила, влияющие на решения и действия всех членов организации, т. е. указывающие, что хорошо и допустимо, а что нет. Чарльз О'Рейли из Стэнфордского университета рассматривает культуру как систему социального регулирования, в которой нормы направляют поведение.6
То есть, развитые нормы способны обеспечить более эффективный контроль над тем, что делается и что не делается в организации, чем самые конкретные цели, оценки и санкции. Люди всегда найдут, как обойти правила. Концепция норм в том и состоит, что сотрудники не пытаются от них уклониться, потому что разделяют общие ценности.
По мнению Ч. О'Рейли, нормы поведения имеют две характеристики: интенсивность, или величина согласия/несогласия с ожидаемым результатом, и степень консенсуса, или принятия нормы коллективом.7
Культура может считаться сильной только тогда, когда в ней присутствуют и интенсивность, и консенсус.
Нормы стимулируют соответствующее общим ценностям поведение. Так, в культуре высокого качества обслуживания экстраординарные усилия работников (например, аренда вертолета для срочного ремонта коммуникационной техники, легенда FedEx) не будут восприняты как из ряда вон выходящие и рискованные; напротив, в аналогичной ситуации большинство представителей этой культуры поступило бы так же. Более того, халтурная, отрицательно сказывающаяся на качестве работа будет неформально наказана коллегами, которые не станут дожидаться формального вмешательства. В одной производственной фирме нет ни контролеров качества, ни уборщиков. Каждый сотрудник лично отвечает за качество результатов труда и за уборку рабочего места. В от-
Глава 16. Организационные вопросы
сутствие поддержки со стороны мощной культуры подобная политика невозможна.