Бизнес-портрет предприятия
Введение
В современных условиях самофинансирования предприятий существенно возрастает роль управления финансами. Выручка предприятия, затраты, прибыль и в целом финансово-экономическое положение зависит от того, насколько эффективно предприятие управляет своими финансами. Финансовый анализ является исходным звеном в управлении финансами. Он предшествует принятию управленческих решений. Главная задача всех органов управления акционерного общества - обеспечение его устойчивости, выживаемости в условиях острой конкуренции, а также достаточного уровня эффективности, рентабельности. Достижение этих элементарных целей предполагает четкую организацию деятельности общества, всех его структурных подразделений, высокий уровень внутрифирменного планирования. Обязательной предпосылкой эффективной организации деятельности любой фирмы, разработки действенных планов и программ является систематически проводимый анализ или диагностика деятельности фирмы, ее фактических результатов и факторов, определяющих уровень и динамику этих результатов. В настоящее время предприятия самостоятельно строят свои отношения с инвесторами, кредиторами, банками, которые в свою очередь оцениваются их финансовое состояние. Предприятия, отчетность которых подвергается анализу, должны знать методику анализа и уметь читать показатели, с другой стороны сами внешние пользователи должны уметь правильно прочитать переданную им информацию. Они так же должны знать методику проведения финансового анализа и прочтение результатов. Финансовый анализ является важным инструментом для руководителей предприятия. Основной целью анализа финансового состояния является обеспечение доходности, прибыльности предприятия. Для этого необходимо получение определенного числа ключевых (наиболее информативных) показателей, дающих объективную и точную картину финансового положения предприятия его прибыли и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах дебиторами и кредиторами. Цели анализа достигаются в результате оценки данных финансовой отчетности. В определенных случаях бывает недостаточно использовать эту отчетность. Отдельные группы пользователей, например, руководство и аудиторы, имеют возможность привлекать дополнительные источники (данные производственного учета, например). Тем не менее, чаще всего годовая и квартальная отчетность являются единственным источником финансового анализа. В настоящее время анализ финансового состояния предприятия подразумевает ознакомление с его основными экономическими характеристиками (и с тенденциями их изменений), текущей ликвидностью и финансовой устойчивостью. Кроме того интересной в данном случае представляется оценка оборачиваемости активов предприятия, рентабельности его деятельности, показателей коммерческой активности. Только грамотно проведенный анализ финансового состояния позволит объективно оценить деятельность предприятия в прошлом и настоящем и сделать прогнозы о его функционировании в будущем. В современных кризисных условиях состояние большинства предприятий таково, что основной задачей для них является недопущение банкротства. Но это не позволяет достичь устойчивой работы предприятия в долгосрочной перспективе. Поэтому особое значение приобретает формирование эффективного механизма управления финансовой деятельностью на предприятии, основанного на анализе финансового состояния. Вышеизложенные положения обусловили выбор темы курсовой работы, определили цель и ее задачи. Методика анализа финансовой отчетности в России была разработана достаточно давно и успешно применялась при оценке финансовой устойчивости и платежеспособности отечественного предприятия. Разработкой методических основ занимались и занимаются такие ученые, как Барнгольц С.Б., Ефимова О.В., Шеремет А.Д., Хорин С.К., Сайфулин Р.С., Ковавлев В.В. и другие ученые. Кроме отмеченных теоретических разработок, уже востребованных практикой, на повестке дня стоят схемы финансового анализа, взятые из зарубежной практики оценки текущей платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. В данном случае методику анализа финансового состояния предприятия можно подробно рассмотреть в работах таких ученых как Браун М., Нидиз Б., Андерсон Х. и другие. Целью курсовой работы является управление финансовой деятельностью на предприятии и разработка рекомендаций по его улучшению.
1.Общая характеристика предприятия ОАО «Газпром»
ОАО «Газпром» — глобальная энергетическая компания. Основные направления деятельности — геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов, а также производство и сбыт электрической и тепловой энергии. Государство является собственником контрольного пакета акций «Газпрома» — 50,002%. Газпром видит свою миссию в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа. Стратегической целью является становление ОАО «Газпром» лидером среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок. Группа «Газпром» является крупнейшей компанией мира по величине запасов природного газа. По состоянию на 31 декабря 2008 года запасы газа Группы по категориям А+В+С1 оценивались в 33,1 трлн. куб. м. По международным стандартам PRMS доказанные и вероятные запасы углеводородов Группы оценены в 27,3 млрд. т. у. т., стоимость запасов — 230,1 млрд. долл.. По объемам добычи газа Группа «Газпром», на долю которой приходится 17% мировой добычи, является лидером среди нефтегазовых компаний мира. В 2008 году Группой добыто 549,7 млрд. куб. м. газа. ОАО «Газпром» владеет крупнейшей в мире газотранспортной системой, способной бесперебойно транспортировать газ на дальние расстояния потребителям Российской Федерации и за рубеж. Протяженность магистральных газопроводов «Газпрома» составляет 159,5 тыс. км. На обслуживании 165 дочерних газораспределительных организаций «Газпрома» находится 445,3 тыс. км распределительных газопроводов, обеспечивающих транспортировку 164,3 млрд. куб. м природного газа. «Газпром» экспортирует газ в страны ближнего и дальнего зарубежья, продолжает укреплять свои позиции на традиционных зарубежных рынках. В 2008 году объем продаж в страны дальнего зарубежья достиг 184,4 млрд куб. м, в страны СНГ и Балтии — 96,5 млрд куб. м. Приоритетным направлением деятельности «Газпрома» является освоение газовых ресурсов полуострова Ямал, Арктического шельфа, Восточной Сибири и Дальнего Востока. На востоке России будет создана газоперерабатывающая и газохимическая промышленность, развитие которой позволит рационально использовать значительные запасы гелия и других ценных компонентов, содержащихся в восточносибирском газе. Средняя капитализация ОАО «Газпром» в 2008 году снизилась на 7% и составила 241,1 млрд. долл. (259 млрд. долл. — в 2007 году.). Несмотря на падение капитализации в 2008 году, ОАО «Газпром» в этот период занимало лидирующее место по уровню рыночной капитализации среди европейских компаний и входило в десятку крупнейших энергетических компаний мира по данному показателю. Высшим органом управления Открытого акционерного общества «Газпром» является Общее собрание акционеров, которое проводится ежегодно. Правом голоса на Общем собрании акционеров обладают акционеры — владельцы обыкновенных или привилегированных акций. Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью Общества, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания акционеров. Члены Совета директоров Общества избираются Общим собранием акционеров на срок до следующего годового Общего собрания акционеров. Председатель Правления (единоличный исполнительный орган) и Правление (коллегиальный исполнительный орган) осуществляют руководство текущей деятельностью Общества. Они организуют выполнение решений Общего собрания акционеров и Совета директоров и подотчетны им.
Бизнес-портрет предприятия
Российский вертикально интегрированный газовый концерн "Газпром" был сформирован в 1989 г. на базе Министерства энергетики СССР, унаследовав практически все трубопроводы по передаче природного газа и экспортные газопроводы (кроме небольших газопроводов на Дальнем Востоке России), а также более 90% всей производственной базы газовой отрасли страны. В 1992 г. "Газпром" был преобразован в акционерное общество. ОАО «Газпром» является одной из крупнейших российских компаний и производит свыше 20% мировой и 94% российской добычи природного газа. По данным добычи 2002 г., 63% годовых объемов производства "Газпрома" потребляется на внутреннем рынке, 9% экспортируется в страны СНГ и еще 28% - в Европу и Турцию.
На долю «Газпрома» приходится около 8% российского ВВП, а также порядка 15% поступлений в бюджет и 25% экспортных доходов России.
«Газпром» имеет значительные запасы природного газа (28 трлн куб. м запасов категорий АВС1 в соответствии с российской методикой оценки). Однако для поддержания уровня добычи Газпром будет вынужден прибегнуть к внешним источникам финансирования. Так, например, для освоения месторождения полуострова Ямал Газпрому потребуются значительные инвестиции, притом что основные месторождения Газпрома уже в значительной мере выработаны. Так, Уренгойское месторождение выработано на 56%, Медвежье - на 72%, Ямбургское - на 35%.
В 2000 году текущая стоимость запасов на месторождениях Газпрома, подтвержденных аудитом, достигла 41,4 млрд долл. США.
Протяженность газовых магистралей России составляет свыше 150 тысяч км, из них 149 тысяч км магистральных газопроводов и отводов находится в ведении Газпрома. Кроме того, производственные мощности Единой системы газоснабжения включают в себя:
· 154 установки комплексной подготовки газа;
· 9157 газовых и 570 нефтяных скважин;
· 6 заводов по переработке газа, газового конденсата и нефти;
· 253 компрессорные станции;
· 22 объекта подземного хранения газа;
· 3602 газораспределительные станции.
В феврале 2003 г. "Газпром" стал шестой по величине энергокомпанией в мире, обогнав в рейтинге, составляемом агентством Platt's, такие компании, как BP и ShevronTexaco. Рейтинг составляется ежегодно по размеру активов, выручке, доходу компании и обороту капитала за год.