Понятие финансовой деятельности государства
Содержание
ВВЕДЕНИЕ - 3
1. Финансовая система России - 4
2. Понятие финансовой деятельности государства - 6
3. Функции государственных и муниципальных финансов - 8
4. Конституционные основы финансовой деятельности;
Органы, ее осуществляющие - 11
4.1. Конституционные основы финансовой деятельности - 11
4.2. Финансовые и кредитные органы - 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 18
ЛИТЕРАТУРА - 21
Введение
В последнее время много говорится о смене курса реформ, а точнее — об адекватных подходах к финансовой стратегии развития общества. Но речь идет не об отказе от основ рыночной экономики — в моделях рыночной экономики всегда присутствуют характерные национально-государственные черты и отличительные особенности. Современная ситуация в Российской Федерации ярко свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в финансовом секторе экономики.
Главными проблемами в области государственных и муниципальных финансов являются: сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов; совершенствование налоговой системы; повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности; совершенствование бюджетного федерализма; обеспечение единства денежно-кредитной и финансовой политики, укрепление финансового контроля и др.
Реформирование экономики требует осмысления накопленною опыта, выявления эволюционных процессов и скачкообразных шагов к освоению рыночных форм, методов и принципов финансового регулирования. Направленность преобразований в государственном и муниципальном секторах экономики требует тщательного изучения их закономерностей в условиях адаптации к новой среде хозяйствования.
В работе рассмотрены актуальные аспекты функционирования государственных финансов, в том числе их сущность, функции, роль и принципы финансовой деятельности государства.
Выявить и обосновать тенденции развития финансовых отношений можно только на основе новых концептуальных и методологических разработок различных аспектов функционирования финансов, изучения действующей законодательной и нормативной базы на федеральном, субфедеральном и муниципальном уровнях в их единстве.
Предмет работы — экономические, организационные, правовые и социальные аспекты государственных и муниципальных финансов применительно к периоду трансформации российской экономики.
Объект изучения — практический опыт, накопленный в сфере функционирования государственных и муниципальных финансов, государственного финансового регулирования в рамках действующих законодательных и нормативных актов.
Финансовая система России
Финансы как целостная экономическая категория с присущими ей общими свойствами - имеют свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), отличающихся своими особенностями. Необходимость их выделения обусловлена многообразием потребностей общества, которые обслуживают финансы. Многозвенность финансов способствует более эффективному их воздействию на экономику страны и социальную сферу.
Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему страны. В финансовой системе Российской Федерации в последние годы произошли существенные изменения. Они обусловлены преобразованиями в экономике (переход к рыночным отношениям) и политическими условиями (распад СССР, изменения федеративных отношений в РФ, становление местного самоуправления и др.). В результате появились новые институты в финансовой системе, изменилось содержание вошедших в нее звеньев, их взаимодействие между собой.
На современном этапе в состав финансовой системы Российской Федерации входят следующие звенья (институты) [8]:
- бюджетная система, состоящая из государственных (федерального и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов. Это центральное звено финансовой системы. Концентрируемые в бюджетах денежные фонды используются для решения общих задач соответствующей территории. Средства бюджетной системы в основном образуются за счет налогов и других обязательных платежей юридических и физических лиц. Однако используется привлечение средств и на возвратной основе через внутренний и внешний кредит;
- внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) денежные фонды, создаваемые соответствующими представительными или исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления. Они используются на определенные цели соответственно своему предназначению. Это новое, появившееся в начале 90-х гг., звено финансовой системы, при создании которого использован зарубежный опыт. К ним относятся такие социальные фонды, как Пенсионный, Фонд государственного социального страхования, Фонд занятости, Фонд обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требований законодательства. Появились и другие внебюджетные фонды, в том числе на основании актов Правительства РФ. Они образуются как за счет обязательных платежей юридических и физических лиц, так и за счет поступлений добровольного характера. Однако в связи с недостаточностью средств в бюджетной системе (бюджетным дефицитом), распыленностью государственных средств по многочисленным фондам, фактами неэффективного использования средств этими фондами начала проводиться политика включения их (консолидации) в бюджет. С 1995 г. в федеральном бюджете консолидируются фонды: дорожный, экологический, государственный фонд борьбы с преступностью, фонд развития таможенной системы РФ и др.;
- финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства как обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении соответствующих субъектов (предприятий, министерств и т.д.) и используемые ими для выполнения своих функций и задач. Для современных условий характерно многообразие форм собственности, на основе которых функционируют финансы предприятий, организаций и учреждений. Это звено подразделяется на финансы коммерческих и некоммерческих организаций. Финансы предприятий - исходное звено, основа всей финансовой системы, так как они непосредственно связаны с материальным производством, в процессе которого создается национальный доход, затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы.
Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.
Государственные и муниципальные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном (рис. 1).
Рис. 1. Состав государственных и муниципальных финансов
Государственные и муниципальные финансы имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.
Понятие финансовой деятельности государства
Необходимость использования финансов (финансовой системы) обусловила осуществление государством в этой области специальной деятельности, а именно - финансовой деятельности.
финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному формированию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны [9].
Разумеется, финансовые ресурсы требуются также (и в значительном количестве) для содержания государственных органов, которые призваны выполнять названные задачи в соответствии со своей компетенцией, а также осуществлять финансовую деятельность от имени государства. Финансовую деятельность, помимо государственных органов, осуществляют и органы местного самоуправления. Деятельность тех и других связана между собой общей целенаправленностью на потребности общества, носит публичный характер, однако различается конкретными задачами, финансовая деятельность органов местного самоуправления направлена на решение задач местного значения. Она представляет собой осуществление органами местного самоуправления функций по планомерному формированию, распределению и использованию муниципальных (местных) денежных фондов в целях реализации социально-экономических задач местного значения и обеспечения финансовой базы деятельности органов местного самоуправления.
Составной частью каждой из функций финансовой деятельности государства и местного самоуправления является финансовый контроль, что вытекает из сущности финансов.
Многозвенность финансовой системы обусловила разнообразие ее функций соответственно особенностям каждого из ее звеньев (институтов).
финансовая деятельность государства выступает как важная и необходимая сторона социального управления. Аккумулированные государством (и органами местного самоуправления) денежные средства направляются в экономическую и социальную сферы с учетом приоритетности финансируемых мероприятий. Воздействие на социально-экономические процессы производится и путем стимулирования деятельности, признанной приоритетной, посредством предоставления налоговых льгот, низких процентных ставок при кредитовании, предоставления беспроцентных ссуд и т.д.
Финансовая деятельность влияет на развитие федеративных отношении и местного самоуправления.
Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Для аккумуляции денежных средств в государственные и муниципальные фонды применяются методы различных обязательных платежей и разнообразные формы привлечения средств на добровольных началах.
При распределении государственных и муниципальных денежных средств применяются методы финансирования (выделение средств на началах безвозмездности и безвозвратности) и кредитования (предоставление средств на условиях возмездности и возвратности).
Поступление денежный средств в процессе финансовой деятельности в распоряжение государства, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, а также использование их производится посредством расчетов (безналичных или с помощью денежных знаков).
Для осуществления внешних экономических, научных, культурных, других связей используются различные формы международных расчетов, валютные операции.
Особенностью финансовой деятельности в современных условиях является активное развитие финансового рынка в России как сферы реализации ценных бумаг, функционирования кредита, используемых для пополнения финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления, для формирования денежных фондов предприятий, организаций.
Финансовая деятельность в РФ осуществляется в условиях экономического сотрудничества со странами СНГ и взаимодействия со странами дальнего зарубежья.