Правовое обеспечение развития товарного рынка

В настоящее время продолжается разработка нормативных документов, изменений в законы и иные нормативно правовые акты. Так, в 2006 г. приняты новые законодательные акты, кото­рые тем или иным образом касаются развития товарного рынка в России:

1) ФЗ «О рекламе»;

2) ФЗ «О защите конкуренции»;

3) Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (ВК РФ);

4) Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (ЛК РФ);

5) ГК РФ. Часть четвертая (вступает в силу с 1 января 2008 г.). Продолжается процесс совершенствования технического

регулирования в РФ. Пик принятия основных законов по разви­тию товарного рынка пришелся на 2002—2004 гг.

ЛЕКЦИЯ № 19. Правовое регулирование ценообразования. Виды цен

Правовое регулирование ценообразования

Цена— одна из ключевых характеристик товара. Цена — количество денег, которое покупатель платит, а продавец полу­чает за единицу товара. Прежде всего, цена — это денежная сумма, которую покупатель согласен заплатить за товар. Но в дан­ном случае это цена покупателя или цена спроса. Спрос— это товары, которые покупатели готовы купить при определенном уровне цен на них. Для продавца цена — количество денежных единиц, за которое он согласен продать тот же товар. И это цена продавца, т. е. цена предложения. Предложение— это товары, которые продавец считает для себя выгодным предложить на рынке при определенном уровне цен на них. Таким образом, цена товара — это результат согласования цены продавца и цены покупателя. Цена — историческая категория, возникшая в про­цессе обмена товарами.

Существует так называемый затратный способ установления цены на товар. Он формирует цену товара с позиций производи­теля и продавца. Этот способ строится с учетом того обстоятель­ства, что производитель и продавец, реализуя товар по опреде­ленной цене, должны не только возмещать издержки, но и получать дополнительный доход в виде прибыли. Соответствен­но, формула цены, определяемой на основе затратного подхода, имеет вид:

Ц = С + Пр

где Ц — цена товара;

С — себестоимость товара (издержки производства);

Пр — прибыль, получаемая производителем (продавцом).

Для определения цены товара можно использовать уравнение Ирвинга Фишера:

М ґ О = Т ґ Ц

Следовательно:

Ц = М ґ О / Т

Ц — цена единицы товара;

М — масса денег в обращении;

О — скорость обращения, т. е. количество оборотов, которое

совершает за год денежная единица;

Т — количество проданного и купленного товара.

Свободное ценообразование является одной из характеристик рынка, но государство оставляет за собой механизмы регулирования цен на товары:

1) установление налогов, акцизов, пошлин;

2) установление цены на товары естественных монополий (транспортировка нефти и газа, электросвязь, услуги порта, почты, теплосетей и т. д.);

3) установление предельной надбавки на лекарства опреде­ленного перечня;

4) государственные товарные интервенции. Государство из своих резервов либо продает, либо производит закупки по определенной цене на определенные товары;

5) налоговый контроль за определенными сделками. Прове­ряют цену товара при заключении бартерных сделок, при сделках между взаимозависимыми лицами, при отклонении цены товара более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, которые применяются налогопла­тельщиками по однородным товарам в рубежах непродолжи­тельного периода времени, при заключении внешнеторговых сделок.

Виды цен

Цены можно классифицировать:

1) по предназначению товара:

а) оптовые;

б) розничные;

2) по способу образования:

а) договорная;

б) свободная.
Оптовая цена— цена продажи изготовителем оптовым поку­
пателям. Она складывается из себестоимости и прибыли, а также
возможных скидок и наценок в пользу сбытовой организации.

Розничная цена— цена, по которой товар продается населению в розницу. Она складывается из оптовой цены товара и наценки розничных продавцов. Договорная ценаустанавливается соглаше­нием сторон. Изменение цены после заключения договора воз­можно в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке. Если в возмезд­ном договоре цена не установлена и не может быть определена исходя из условий договора, то исполнение договора должно обеспечиваться ценой, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Свободная ценаустанав­ливается продавцом с учетом конъюнктуры спроса и предложе­ния на рынке идентичных товаров.

Наши рекомендации