Торговля гражданской авиатехникой 9 страница
1417. Он отметил, что в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (статья 16) (с последними изменениями от 2 февраля 2006 года), Таможенным кодексом Российской Федерации № 61-ФЗ (с последними изменениями от 24 ноября 2008 года) (статья 24) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2009 года № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти», все федеральные органы исполнительной власти должны были обеспечить доступ общественности к информации в отношении законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, а также к своим правилам, распоряжениям, инструкциям, рекомендациям, письмам, телеграммам, сообщениям телетайпа и т.п., оказывающим влияние на торговлю. Такой доступ был предоставлен, например, в виде печатных документов, баз данных, или размещения данной информации в Интернете. Сайт www.gov.ru - основной электронный источник, содержащий ссылки на все веб-страницы государственных органов Российской Федерации. Существуют следующие сайты, содержащие публикации документов, связанных с международно-правовым регулированием торговли в Российской Федерации: www.president.kremlin.ru, www.government.ru (общие правительственные сайты со ссылками на отдельные сферы регулирования), www.economy.gov.ru, www.customs.ru, www.nalog.ru (налогообложение), www.cbr.ru (финансовые услуги), www.gost.ru (стандарты), www.mte.gov.ru (промышленность и энергетический сектор), www.vniiki.ru (общий информационный ресурс, регулируемый государственным научно-исследовательским центром) и другие. Подобные документы были также опубликованы в следующих печатных изданиях (в дополнение к тем, которые были отмечены выше): «РоссийскийНалоговый Курьер», «Налоговая Политика и Практика» (документы, касающиеся налогообложения); «Вестник Банка России» (финансовые положения); «Вестник Ростехрегулирования» (документы, касающиеся торговых барьеров); «Стандарты и Качество» (документы, касающиеся торговых барьеров); «Вестник Российского Информационного Центра» (документы, касающиеся торговых барьеров); «Таможенные ведомости» (таможенные правила); «АПК: Экономика, Управление» (положения о сельском хозяйстве); «Интеллектуальная собственность» (правила, касающиеся интеллектуальной собственности). Представитель Российской Федерации подтвердил, что Правительство Российской Федерации создало действующие информационные центры в соответствии с Соглашениями ВТО по ТБТ и СФС. Он также подтвердил, что Правительство Российской Федерации находится в процессе создания действующих информационных центров в соответствии с требованиями статьи III ГАТС. Отвечая на вопрос члена о транспарентности в вопросах таможенного регулирования, он сослался на пункты с 294 по 300 раздела «Таможенное регулирование и процедуры» настоящего Доклада.
1418. Члены попросили предоставить дополнительную информацию о каких-либо правовых требованиях Российской Федерации в отношении того, что судебные решения, относящиеся к вопросам, связанным с ГАТТ-94, ГАТС и другими соглашениями ВТО, также будут опубликованы «таким образом, чтобы с ними могли ознакомиться правительства и лица, осуществляющие торговлю» до их вступления в силу. В частности, они просили предоставить информацию о том, где могут быть опубликованы законы и положения, затрагивающие ГАТС. Они также предположили, что Российская Федерация рассмотрит возможность размещения материалов «Российской газеты», «Собрания законодательств Российской Федерации», «Парламентской газеты» в Интернете, чтобы облегчить доступ общественности. Несмотря на то, что согласно многим правовым нормам, законы, постановления, указы, инструкции и так далее должны быть опубликованы и доступны незадолго до их вступления в силу, к некоторым важным решениям, в особенности, в области таможенного дела, доступ был затруднен, и лица, осуществляющие торговлю, и общественность могли воспользоваться лишь небольшим количеством источников, опубликовавших данные положения, чтобы ознакомиться с ними или высказать свои замечания. Члены также выразили озабоченность по поводу отсутствия возможности представить свои замечания и мнения относительно законов, правил и других мер до их вступления в силу.
1419. Они также отметили, что в области лицензирования услуг зачастую трудно выявить уполномоченных лиц, ответственных за выдачу лицензий. Более того, в работе российских учреждений, ответственных за разрешение, утверждение или регулирование деятельности в сфере услуг, будь то путем выдачи лицензии или другого документа, отсутствует транспарентность, и часто не всегда понятно, каким будет порядок лицензирования.
1420. В ответ представитель Российской Федерации отметил, что Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с последними изменениями от 28 сентября 2010 года), вводит конкретные требования к лицензированию, включая критерии и сроки принятия решений о лицензировании и лицензирующих органах, а также требования к письменным уведомлениям о принятом решении. В соответствии с Федеральным законом № 128-ФЗ процедура лицензирования и уполномоченные органы устанавливаются постановлениями Правительства Российской Федерации (в соответствии со статьей 5 данного Федерального закона). Все акты Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию, прежде чем они вступят в силу, за исключением актов или их частей, составляющих государственную тайну или содержащих конфиденциальную информацию.
1421. Члены приветствовали эту информацию, однако отметили, что закон не охватывает важные секторы, такие как деятельность в области связи, производства и продажи этилового спирта и алкогольной продукции, и рыночной деятельности, связанной с алкоголем.
1422. В ответ представитель Российской Федерации отметил, что хотя Федеральный закон № 128-ФЗ не распространяется на определенный круг деятельности, включая средства связи, производство и продажу алкогольных напитков и так далее, особые требования по транспарентности, включая критерии и сроки принятия решений о лицензировании и лицензирующих органах, а также требования к письменным уведомлениям о решениях были оговорены в специальных федеральных законах, регулирующих данные виды деятельности, а именно Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О телекоммуникациях» (с последними изменениями от 29 июня 2010 года), Федеральный закон от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (с последними изменениями от 5 апреля 2010 года) и Федеральный закон от 27 декабря 2009 года № 374-ФЗ «О внесении изменений в статью 45 Части первой и в главу 25.3 Части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые правовые акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона «О сборах на выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (с последними изменениями от 5 апреля 2010 года). Далеепредставитель Российской Федерации напомнил об обязательствах, изложенных в пункте 1404 о необходимости опубликования или иным образом делать доступными все нормативные правовые акты общего характера, касающиеся или влияющие на торговлю услугами, и другую информацию, указанную в этом пункте.
1423. В связи с публикацией соглашений Таможенного союза, Решений Комиссии Таможенного союза и других мер Таможенного союза, представитель Российской Федерации заявил, что вся информация о деятельности и решениях органов Таможенного союза была доступна на сайте www.tsouz.ru. Решения были размещены на этом сайте в течение двух рабочих дней после их принятия. Он отметил, что у Таможенного союза имелся специальный сайт, и дата, когда определенная мера была опубликована на сайте, считалась официальной датой для определения сроков вступления данной меры в силу. Решения Комиссии Таможенного союза не вступали в силу раньше, чем через 30 дней после дня их публикации на сайте Таможенного союза. Он также заявил, что стороны Таможенного союза должны были опубликовать все решения Комиссии Таможенного союза и ЕврАзЭС в специальных национальных официальных изданиях с указанием даты вступления в силу решения, исходя из даты публикации на сайте Таможенного союза.
1424. Представитель Российской Федерации проинформировал членов, что в соответствии со статьей 12 Соглашения по внедрению и осуществлению мер, касающихся торговли товарами на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 9 июня 2009 года, организации или индивидуальные предприниматели - участники Таможенного союза, могут предоставить свои замечания, как это предусмотрено в соответствии с порядком разработки проекта о введении, реализации и отмене нетарифных мер, касающихся торговли товарами с третьими странами. Предложения о введении, изменении или устранении нетарифных мер были подготовлены участником Таможенного союза, в соответствии с его национальным законодательством. Заинтересованные стороны могли представить свои замечания по проекту в соответствии с национальным законодательством государства-члена Таможенного союза. Кроме того, в случаях, если государство-член Таможенного союза заключает международный договор с третьей страной, которая предоставила консультации, правительство данной страны, организации и предприниматели могли выражать свое отношение к правилам на основании условий соответствующего договора.
1425. Отдельные члены выразили озабоченность тем, что соглашения Таможенного союза и другие меры не дают возможность членам и другим заинтересованным лицам представить свои замечания непосредственно в органы Таможенного союза. С тех пор, как соответствующие органы Таможенного союза стали нести ответственность за принятие решений по вопросам ВТО, необходимо предоставлять членам возможность консультироваться с компетентными органами Таможенного союза, высказывать свои комментарии в отношении мер, связанных с соблюдением и исполнением положений ВТО.
1426. Представитель Российской Федерации подтвердил, что с даты присоединения все законы, нормативные правовые акты, указы, постановления, судебные решения и административные предписания общего назначения, связанные с торговлей товарами, услугами, правами интеллектуальной собственности, принятые либо изданные в Российской Федерации либо уполномоченным органом Таможенного союза, будут публиковаться незамедлительно, таким образом, который соответствует требованиям Соглашения ВТО, в том числе статье Х ГАТТ-94, ГАТС и Соглашению по ТРИПС. Представитель Российской Федерации подтвердил, что со даты присоединения Российская Федерация и уполномоченные органы Таможенного союза будут на регулярной основе осуществлять обновление общественно доступных источников, включая веб-сайты, содержащие информацию о мерах, и сделают их доступными для членов ВТО, физических лиц и предприятий. В целях улучшения условий доступа и источникам опубликования Российская Федерация учредит информационный центр, который с даты присоединения будет оказывать содействие членам и другим заинтересованным лицам в поиске и получении копий опубликованных версий положений Таможенного союза и Российской Федерации. Такие положения будут доступны для заинтересованных лиц в течение срока их действия или в течение разумного периода после их окончания. Он добавил, что Российская Федерация намерена размещать содержание изданий «Российская газета», «Собрание законодательств Российской Федерации», «Парламентской газеты» на сайтах и будет постоянно обновлять информацию. Рабочая группа приняла к сведению данные обязательства.
1427. Представитель Российской Федерации также подтвердил, что, за исключением экстренных случаев, меры, затрагивающие национальную безопасность, конкретные меры урегулирования денежно-кредитной политики, меры, публикация которых будет препятствовать правоохранительным органам или иным образом будет противоречить общественным интересам или наносить ущерб законным коммерческим интересам отдельных предприятий, государственных или частных, Российская Федерация будет публиковать все законы, постановления, указы (кроме Указов Президента Российской Федерации), решения и административные распоряжения общего применения, относящиеся к или затрагивающие торговлю товарами, услугами или правами интеллектуальной собственности до их вступления в силу и предоставит разумный период времени, обычно не менее 30 дней, для того, чтобы члены и заинтересованные лица могли предоставить свои комментарии ответственным органам до того, как данное положение будет полностью разработано и передано компетентным органам Таможенного союза. В случаях, когда орган Таможенного союза был ответственен за предложение или принятие правовых актов Таможенного союза, в том числе решений или других положений Таможенного союза, соответствующих тем, которые указаны в предыдущем предложении настоящего пункта, компетентный орган Таможенного союза публиковал их до вступления в силу и предоставлял членам и заинтересованным лицам необходимое время для подачи своих замечаний в компетентный орган Таможенного союза. Любые замечания, полученные в течение срока, отведенного для комментариев, представленных России или компетентному органу Таможенного союза, будут приняты во внимание. Рабочая группа приняла к сведению данные обязательства.
1428. Представитель Российской Федерации подтвердил, что после присоединения к ВТО, никакой закон, постановление, приказ, решение или административное постановление общего характера, касающиеся или затрагивающие торговлю товарами, услугами, или правами на интеллектуальную собственность, принятые (выпущенные) в Российской Федерации или компетентными органами Таможенного союза, не вступит в силу до его публикации, как это предусмотрено в соответствующих положениях Соглашения ВТО, в том числе ГАТТ-94, ГАТС и ТРИПС. Рабочая группа приняла к сведению данное обязательство.
- Уведомления
1429. Члены Рабочей группы отметили, что все члены ВТО обязаны предоставлять уведомления в различные органы ВТО в соответствии с соглашениями. Члены Рабочей группы запросили о принятии обязательства о том, что после присоединения Российская Федерация представит первоначальные нотификации по всем соглашениям ВТО, а также будет выполнять требования соглашений ВТО о представлении уведомлений в отношении соглашений Таможенного союза и решений Комиссии Таможенного союза, а внутренних правилах, указах, постановлениях, решениях и административных распоряжениях общего применения, принимаемых Российской Федерацией и реализующих какое-либо из соглашений ВТО.
1430. Представитель Российской Федерации подтвердил, что после присоединения Российская Федерация представит все первоначальные нотификации в соответствии с требованиями соглашений, являющихся частью Соглашения ВТО, кроме уведомлений, указанных в Таблице 38, которые будут представлены в сроки, указанные в Таблице. После представления всех первоначальных уведомлений Российская Федерация будет представлять последующие уведомления на основании соответствующих положений и процедур Соглашения ВТО. Рабочая группа приняла к сведению данные обязательства.
Соглашения о свободной торговле и ТаможеннЫХ СоюзАХ
1431. Члены Рабочей группы отметили, что Российская участвует в ряде преференциальных торговых соглашений и что сложившаяся практика требует представления подробных описаний охвата, природы и статуса таких соглашений. Необходимость заключается в обеспечении того, чтобы ценность обязательств РНБ, закрепленных в перечнях по результатам переговоров, была понятная для всех членов. Такие соглашения в настоящее время включают: двусторонние соглашения о свободной торговле со странами СНГ; двустороннее соглашение о свободной торговле с Грузией; двустороннее соглашение о свободной торговле (с Союзной Республикой Югославией (ныне Республиками Сербией и Черногорией) (подписано 18 августа 2000 года); Соглашение о создании зоны свободной торговли между государствами-участниками СНГ от 15 апреля 1994 года; Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года; Соглашение о Таможенном союзе с Республиками Беларусь и Казахстан от 20 января 1995 года; Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года и последующий Договор о создании Евразийского экономического сообщества с Республиками Беларусь, Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан от 10 октября 2000 года (с изменениями, внесенными Протоколом от 6 октября 2007 года); Договор о создании Союзного государства с Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 года; Соглашение о создании Единого экономического пространства с Украиной и Республиками Беларусь и Казахстан от 19 сентября 2003 года и Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного Союза от 6 октября 2007 года между Российской Федерацией и Республиками Беларусь и Казахстан. Реализация последнего договора начата 1 января 2010 года между Российской Федерацией, Казахстаном и Беларусью с установлением Единого таможенного тарифа, принятием Таможенного кодекса Таможенного союза и учреждением органов Таможенного союза.
1432. В отношении создания Таможенного союза между Российской Федерацией, Республиками Беларусь и Казахстан, представитель Российской Федерации заявил, что первые шаги в направлении создания Таможенного союза были приняты с вступлением в силу Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года и Соглашения о Таможенном союзе (между Российской Федерацией и Республиками Беларусь и Казахстан) от 20 января 1995 года. Он добавил, что Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве был подписан 26 февраля 1999 года с Республиками Беларусь, Казахстан, Таджикистан и Киргизия. Соглашение предусматривает постепенное создание зоны свободной торговли и таможенного союза, который в итоге будет охватывать не только торговлю товарами, но и торговлю услугами (национальный режим в отношении доступа на рынки услуг, в том числе постепенное устранение существующих ограничений для юридических и физических лиц) и движение капитала. В частности, Соглашение устанавливает в качестве первоначальной цели отмену всех таможенных тарифов и других ограничений в отношении торговли товарами между государствами-членами Таможенного союза, за исключением разрешенных в соответствии с Соглашением ВТО, и установление Единого таможенного тарифа.
1433. Представитель Российской Федерации также пояснил, что в целях продолжения развития интеграционных процессов между Российской Федерацией и Республикой Беларусь 8 декабря 1999 года было заключено Соглашение о создании Союзного государства и принята связанная с ним Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Соглашения о создании Союзного государства. Соглашение было ратифицировано Российской Федерацией 2 января 2000 года. Целью настоящего Соглашения, помимо прочего, является создание единого экономического пространства и установление правовой основы для обеспечения общего рынка для свободной торговли товарами и услугами и свободного движения капитала и рабочей силы на территории сторон, создание равных условий и предоставление гарантий для бизнеса, а также реализация общей торговой политики.Оно также предусматривает разработку единой валюты, единой политики в области ценообразования, общего рынка ценных бумаг, общих принципов налогообложения, общего законодательства об иностранных инвестициях, и единой системы энергетики, транспорта и связи. На практике, однако, данные цели не были реализованы, и торговый режим и представление дополнительных преференций в торговле между Российской Федерацией и Беларусью не были существенно изменены Соглашением.
1434. В целях дальнейшего движения к созданию Таможенного союза и Единого экономического пространства представитель Российской Федерации пояснил, что Договор об учреждении Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС) был подписан 10 октября 2000 года и вступил в силу 30 мая 2001 года. 19 сентября 2003 года президентами Российской Федерации, Украины и Республик Беларусь и Казахстан было подписано Соглашение о создании Единого экономического пространства. Стороны соглашения намерены развивать взаимную торговлю и инвестиции на основе фундаментальных принципов и норм международного права, включая правила ВТО, а также для повышения конкурентоспособности своей экономики посредством, помимо прочего, создания зоны свободной торговли и, возможно, таможенного союза. Предполагается, что Единое экономическое пространство будет создано поэтапно, с учетом разной скорости реализации и разным уровнем интеграции участников. Переход от одного этапа к другому мог быть достигнут теми участниками, которые реализовали все меры, предусмотренные на предыдущем этапе. Каждый участник будет самостоятельно определять степень интеграции и меры, необходимые к принятию для обеспечения интеграции. До настоящего времени никаких конкретных последующих соглашений, направленных на реализацию такого четырехстороннего Единого экономического пространства, заключено не было, меры по выполнению данного Соглашения в настоящее время приостановлены.
1435. Изходя из Перечня мероприятий по созданию Евразийского экономического сообщества на 2003-2006 годы, главы правительств ЕврАзЭС уполномочены продолжать реализацию ранее принятых решений, заключать новые международные договоры и соглашения, и разрабатывать новые документы. 6 октября 2007 года Российская Федерация и Республики Беларусь и Казахстан заключили Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза. Положения договоров, заключенных сторонами ранее, и распоряжения правительств, не противоречащие Договору о создании ЕврАзЭС, остаются в силе. Представитель Российской Федерации заявил, что данные договоры и другие акты (см. Таблицу 11), согласованные Российской Федерацией и Республиками Беларусь и Казахстан впоследствии до конца 2009 года, полностью формируют правовую основу для создания Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, а также являются основами для постепенно наращиваемого экономического сотрудничества между государствами-членами, начиная с планов унификации торговой и таможенной политики и мер торговой защиты; инициирования сотрудничества между финансовыми и банковскими системами; сотрудничества в социальной и гуманитарной сферах, а также сотрудничества в области правового регулирования. Два члена ЕврАзЭС, не являются участниками данных Договоров (Таджикистан и Кыргызстан), и не входят в действующий Таможенный союз, созданный Российской Федерацией, Беларусью и Казахстаном. Он добавил, что конечные цели данных Договоров пока не достигнуты, тем не менее, продвижение в сторону создания единого экономического пространства продолжается.
1436. 27 ноября 2009 года Межгосударственный Совет ЕврАзЭС (высший орган Таможенного союза) утвердил Единый таможенный тариф Таможенного союза, а также Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза. Единый таможенный тариф и ряд принципиальных соглашений и протоколов по тарифному и нетарифному регулированию вступили в силу 1 января 2010 года. Таможенный кодекс вступил в силу в Российской Федерации и Республике Казахстан 1 июля 2010 года. Республика Беларусь присоединилась 6 июля 2010 года. Были разработаны соглашения, решения, а также дополнения в национальные таможенные законодательства, связанные с Таможенным кодексом Таможенного союза. Представитель Российской Федерации пояснил, что, как указано в Договоре о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 года, Межгосударственный Совет примет решение о создании единой таможенной территории и завершении создания Таможенного союза после того, как будут выполнены задачи, изложенные в Договоре. Представитель Российской Федерации также отметил, что подробное описание торговой политики и правил Таможенного союза было предусмотрено в соответствующих разделах настоящего Доклада.
1437. По данным торговой статистики Российской Федерации, преференциальная торговля (включая импорт и экспорт) между Республиками Беларусь и Казахстан и Российской Федерацией за три года, предшествовавшие созданию Таможенного союза (то есть, с 2007 по 2009 год) составила 99 процентов с точки зрения тарифных позиций и 83 процента в 2007 году, 82 процента в 2008 году и 81 процент в 2009 году с точки зрения их общего объема торговли. В настоящее время в торговле между Республиками Беларусь и Казахстан и Российской Федерацией импортные тарифы не применяется. Российская Федерация не вводила экспортные пошлины на продукты, предназначенные для Республики Казахстан, но утвердила экспортные пошлины на 97 процентов своей нефти и нефтепродуктов, экспортируемых в Республику Беларусь, что составило 19 процентов от общей внутренней торговли Таможенного союза и 27 процентов от общего объема двусторонней торговли между Российской Федерацией и Республикой Беларусь в 2009 году. Несмотря на то, что существует ряд позиций, по которым Единый таможенный импортный тариф может быть установлен только после переходного периода, более 95 процентов тарифных линий в рамках ЕТТ к настоящему времени гармонизированы. К исключениям, для поэтапной отмены в срок до пяти лет с момента вступления в силу ЕТТ относятся тарифы на лекарственные средства, летательные аппараты, яблоки, пластмассу, древесину, бумагу, алюминий, определенные инструменты, электрические части, оборудование для железной дороги и научные приборы. В настоящее время Российская Федерация и Республики Беларусь и Казахстан применяют раздельные экспортные тарифы по отношению к третьим странам, что в совокупности составляет примерно 35 процентов от общего объема внешней торговли Таможенного союза в 2009 году. Представитель Российской Федерации отметил, что дальнейшее описание тарифной политики Российской Федерации было включено в разделы «Ввозные таможенные пошлины», «Тарифные квоты», «Тарифные изъятия» и «Вывозные таможенные пошлины» настоящего Доклада.
1438. Представитель Российской Федерации пояснил, что Таможенный союз также занимается созданием своих институтов, то есть Комиссии, Секретариата, Суда ЕврАзЭС, а также Экспертного Совета. Институциональная и законодательная структура ТС был описана в разделе «Стандарты создания и реализации политики» в той степени, в которой это имело значение для торгового режима Российской Федерации и осуществлению ее обязательств в рамках ВТО.
1439. Таможенный Союз готов принять новых партнеров, как это предусмотрено в Договоре о создании Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года. Вступление в состав ЕврАзЭС возможно для любого государства, готового принять на себя и выполнять обязательства, предусмотренные Договором и другими договорами, действующими в рамках Сообщества. У государств-участников ЕврАзЭС появилась возможность принятия дополнительных соглашений и протоколов, формирующих Таможенный союз как единую организацию.
1440. Члены также просили представить дополнительную информацию об участии России в Ашхабадском соглашении. Представитель Российской Федерации заявил, что Соглашение об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств-участников СНГ - Ашхабадское соглашение - было подписано всеми странами СНГ 23 декабря 1993 года. Соглашение вступило в силу в Российской Федерации 1 сентября 1995 года. Соглашение предусматривало скоординированную политику в сфере международной специализации и промышленного сотрудничества в рамках совместных проектов и программ, которые были реализованы на основе ежегодных протоколов, составленных государствами-членами, с приложенными списками конкретной продукции, произведенной на отдельных предприятиях членов. Продукция включала в себя компоненты, детали и запасные части, необходимые для технологически взаимосвязанного производства конечной продукции. Соглашение предусматривало освобождение от налога на товары, ввозимые в соответствии с договорами между предприятиями государств-участников СНГ по промышленной кооперации. Прямые поставки с предприятия одного из государств-участников СНГ на предприятие другого государства-члена СНГ являлись предварительным условием для освобождения от налогов. Сырье и готовая продукция не освобождались от налогов. В последние годы Соглашение осуществлялось только между Российской Федерацией и Украиной, а также Российской Федерацией и Республикой Молдова, где совместные промышленные поставки велись в области металлургии, авиастроения, химической промышленности. Протоколы для дальнейшего сотрудничества были подписаны с обеими странами в 2010 году.
1441. Что касается государств-участников СНГ, представитель Российской Федерации отметил, что помимо Евразийского экономического сообщества, регулирующего отношения между Российской Федерацией и Республиками Беларусь, Казахстан, Таджикистан и Киргизской Республикой, и Таможенного Союза, регулирующего отношения Российской Федерации с Республиками Беларусь и Казахстан, в настоящее время торгово-экономические отношения между Российской Федерацией и другими государствами-участинками СНГ (Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Грузией (которая вышла из состава СНГ в 2008 году), Молдовой, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном и Украиной) определены рядом многосторонних и двусторонних соглашений, большинство из которых не связаны с торговыми преференциями. Более 1 000 межправительственных соглашений были заключены и вступили в силу. Данные соглашения охватывают широкий круг вопросов, включая налогообложение, образование, здравоохранение, защиту интеллектуальной собственности, безопасность и сотрудничество в военно-технической сфере. В ответ на вопрос одного из членов представитель Российской Федерации добавил, что были разработаны планы по созданию единого сельскохозяйственного рынка на территории СНГ, который был бы направлен на координацию национальной сельскохозяйственной политики, хотя в настоящее время не существует конкретного плана по достижению этой цели.