Сущность рынка. Основные элементы рынка. Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие.

1. Понятие рынка. Основные виды и функции рынка.

2. Основные факторы рыночного саморегулирования.

3. Понятие конкуренции. Виды конкуренции.

4. Товар как экономическая категория. Свойства товара.

5. Развитие товарообменных отношений.

6. Сущность и функции денег. Виды денег.

7. Закон денежного обращения. Уравнение Ирвинга Фишера.

8. Теория спроса и предложения.

9. Эластичность спроса и предложения.

10. Равномерная цена и ее значение.

11. Государственное регулирование цен.

12. Модели современного рынка.

1. Понятие рынка. Основные виду и функции рынка.

Рынок – любая система, позволяющая производителям и покупателям совершать свободную куплю-продажу товаров и услуг.

Функции рынка:

Посредническая – обеспечивает связь между производителем и потребителем

Ценообразующая – возникает при столкновении спроса и предложения.

*Цена - главный экономический показатель значимости товаров и услуг.

Информирующая - демонстрирует текущее состояние экономики с помощью цен.

Регулирующая – с помощью колебаний цен координирует действия производителей и потребителей.

Стимулирующая – с помощью рыночных цен. Т.е. делая продукцию наиболее хорошего качества, получают дополнительную прибыль и снижают производственные издержки.

Оздоровливающая – «отсев» наименее полезных и эффективных предприятий.

2. Основные факторы рыночного саморегулирования.


Цена (см.1)

Спрос – платёжеспособность потребителя и потребность его в данном товаре.

Предложение – количество продукта к продаже.

3.Понятие конкуренции. Виды конкуренции.

Конкуренция – соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия


Дифференциация продукта – видоизменение и обновление продукта

Конкуренция способствует:

- расширению и разнонализации производства

-внедрению прогрессивных новшеств

- экономии ресурсных затрат

-повышению общей эффективности экономики

-оптимальному удовлетворению спроса

-уравниванию и снижению цен

4.Товар как экономическая категория. Свойства товара.

Товар – продукт товарного производства.

Товарное производство – производство продуктов не для собственного потребления, а для обмена, продажи.

Свойства товара:

- потребительская ценность ( полезность товара и его конкретное назначение)

- стоимость ( осуществленный в товаре труд людей, его оценка происходит на рынке)

* меновая стоимость – количественное соотношение, в котором 1 товар обменивается на другой.

5. Развитие товарообменных отношений

Разделяют 3 этапа:

1) Непосредственный товарообмен
сх. Т-Т

Товар на Товар
натуральный или бартерный

2) Обмен через товар-посредник

сх. Т-т-Т

т- товар-посредник (общий эквивалент)

3) Товарно-денежный обмен

Т-д-Т (обмен через деньги (всеобщий эквивалент))

6. Сущность и функция денег. Виды и функции денег.

Деньги – всеобщий эквивалент, который выражает

а) стоимость всех товаров

б) служит посредником в их обмене.

Бывают:

- Полноценные – действительные деньги, в роли которых выступал сам денежный товар, имеющий собственную стоимость (определяется затратами на их производство)

- Неполноценные – заместители полноценных денег, денежные знаки, собственная стоимость которых незначительна, и, как правило, не соответствует их номиналу.

Разделяются на:
*бумажные деньги

-казначейские билеты

- банковские билеты

*биллонные монеты

*кредитные деньги

- векселя

- банкноты

- чеки

- кредитные карточки

Функции

- Мера стоимости (деньги выражают стоимость товаров и определяют их цены)

- Средство обращения (деньги прямо служат посредником в обмене товаров и услуг)

- Средство платежа (деньги используются для выплат без прямого обмена на товары)

- Средство накопления (сберегаются для будущих товаров и услуг)

- Средство власти (позволяют влиять на решения и поведения других людей)

7. Закон денежного обращения. Уравнение Ирвинга Фишера.

ЗАКОН ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ* – экономический закон, определяющий количество денег, необходимых для обращения, как произведение количества продаваемых за год товаров на их среднюю цену, деленное на скорость обращения.

Уравнение обмена (называемое также законом Ирвинга Фишера по имени сформировавшего его ученого) будет выглядеть так:

MV=PQ

Здесь М - суммарный денежный запас, V-скорость обращения денежного дохода, P- средневзвешенная цена всех проданных товаров и услуг и Q- физическое количество этих товаров и услуг. Таким образом, MV- это суммарные денежные выплаты поставщикам товаров и услуг, PQ- суммарные денежные поступления этих поставщиков, и равенство этих сумм очевидно.

8. Теория спроса и предложения.

Спрос - это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия. Спрос нельзя отождествлять с потребностью как таковой: если человек испытывает нужду в каком-то благе, но у него нет денег, то он не обладает покупательским спросом.

Предложение - это сумма товаров, которые продавцы готовы продать по алтернативным ценам.

9. Эластичность спроса и предложения.

Эластичным спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Например, при повышении цены автомашины на 1% объем продаж снижается на 2%. В этом случае:

Величина эластичности спроса по цене всегда отрицательное число, ибо числитель и знаменатель дроби всегда имеют различные знаки.

Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособная потребность покупателей не чувствительна к изменению цен. Скажем, как бы ни возрастали или ни понижались цены на соль, спрос на нее не изменен.

Эластичным предложение становится, когда его величина изменяется на больший процент, чем цена. Допустим (условно), что цена на жевательную резинку повысилась на 5%, вследствие чего в продаже появилось таких вещей больше на 10%. В этом случае коэффициент эластичности

Неэластичным предложение бывает, если оно не изменяется при повышении или снижении цен. Например, низка эластичность для скоропортящихся продуктов, которые невозможно хранить в больших количествах (скажем, клубнику). К тому же по сравнению со спросом, предложение более инертно. Ведь довольно трудно переключать производство на выпуск новых изделий, перераспределять в связи с этим ресурсы для изменения количества выпускаемых товаров.

10. Равномерная цена и ее значение.

------

11. Государственное регулирование цен.

---------------

12. Модели современного рынка.

Свободная конкуренция

Свободная (чистая) конкуренция характеризуется множественностью независимых производителей и практической недоступностью для каждого из них ценового контроля. Свободная конкуренция заставляет всех товаропроизводителей следовать единой линии хозяйственного поведения или, как говорится, руководствоваться общими «правилами игры».

Монополия

Монополия - исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Монополия может повышать прибыльность, ограничивая объем производства и поднимая цены.

Монополистическая конкуренция

Может показаться, что монополия и конкуренция совершенно несовместимы друг с другом. Между тем монополия находится в весьма сложной и противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. С одной строны, если производство и реализация определенного продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, то это вызывает стремление других бизнесменов получить тот же выигрыш. С другой стороны, внутренняя логика рыночного состязания ведет к монополии. Если какой-то предприниматель стремится победить своих противников, то он, добившись такой цели, начинает господствовать на рынке. Одним словом, монополия порождает конкуренцию, а конкуренция - монополию.

Олигополия

Иначе конкуренция и монополия сочетаются в олигополии. Олигополия - это господство немногих хозяйственных объединений (обычно четырех) в производстве и на рынке.

Наши рекомендации