Лицензионное соглашение между сторонами
Лицензиар (обладатель) Лицензиат (покупатель права на использование)
Лицензионное соглашение = лицензия (может быть защищена патентом, а может и нет)
Патент– официальный документ, удостоверяющий исключительное право изобретателя на владение, использование и распоряжение объектом собственности на территории данного государства в течение срока действия патента.
Чтобы патент был выдан, объект должен обладать признаками:
- Техническое решение
- Мировая новизна
- Практическое применение
- Высокий изобретательный уровень
Лицензия может быть ограничена:
- Территориально
- По времени
Простая лицензия (неисключительная) – лицензиар оставляет за собой все вытекающие из патента права, в том числе на передачу 3м лицам.
Исключительная – лицензиар оставляет за собой право на использование объекта в части, не передаваемой лицензиату.
Полная – лицензиар передает все права на весь срок действия патента.
Сублицензия – лицензиату предоставляется право передавать в оговоренном объеме объект 3м лицам.
«Ноу-Хау» - опыт, знание в области права, управления, и других областях, незащищенных патентом.
Платежи:
- Паушальный
- Роялти
- Комбинированный
ПR = R * ПР ф ПП = А *R ПРпрогн.
ПR-платеж роялти ПП-платеж паушальный
R-коэффициент А-понижающий коэффициент
ПР-прибыль (фактическая) ПР-прибыль (прогнозируемая)
Паушальный – фиксированный платеж, не связан с результатами фактического использования объекта (если не уверены в объекте или покупателе лицензии, поведении лицензиата).
Роялти – выплачивается по результатам фактического использования (уверены во всем).
Действуют международные соглашения:
Парижская конвенция по охране промышленной собственности (1883г.), договор о патентной кооперации, конвенция о выдаче европейских патентов, евразийская конвенция.
Специфика организации лицензионной торговли:
- Прямая
- Косвенная (через посредников)
Риско-фирмы (венчурные) – специализированные фирмы, которые дорабатывают до степени, готовой для применения в массовом производстве.
Инжиниринговые фирмы – часто выступают в качестве посредников, используют запатентованные изделия (закладывают в проекты).
Особенности соглашения на передачу Ноу-Хау:
- Четко определить содержание, определяющее полезность, секретность
- Условия сохранения конфиденциальности или секретности
- Финансовые санкции за нарушение, несоблюдение условий сторонами
Торговля товарными знаками:
Товарные знаки – обозначения, применяемые для отличия товаров одних лиц от однородных товаров других лиц.
Если признается товарный знак, то выдается свидетельство, удостоверяющее исключительное право владельца в отношении товаров, указанных в свидетельстве.
Франчайзинг – владелец товарного знака передает право его использования своим контрагентам.
В стоимость лицензии включается оказание технической, технологической, коммерческой и консультационной помощи. Продавец следит за правильностью использования товарного знака. Покупатель часто использует и рынки сбыта продавца.
По методам торговли
1. Напрямую – прямой метод
2. Через посредников – посреднический (косвенный)
Прямой метод – установление прямых непосредственных связей между продавцом и потребителем (строительство крупных промышленных объектов – продажа сырья, при закупках крупных партий с/х-сырья, при продаже стандартного крупносерийного оборудования через собственную сбытовую сеть).
Косвенный метод – система продаж через посредников (товар массового спроса). (Товар на конечном этапе жизненного цикла) – рынок данного товара характеризуется серьезными национальными или внешнеторговыми особенностями, ограничениями.
Преимущества:
- Реализация товара в более короткие сроки и на более выгодных условиях.
- Получение информации о состоянии, перспективах рынка через местного посредника
- Послепродажное обслуживание
- Организация рекламных мероприятий
- Повышение конкурентоспособности товара
Недостатки:
- Разрыв обратной связи между производителем и потребителем
- Зависимость продавца от имиджа посредника
Операции:
Комиссионные операции – самый распространенный вид, торговли от имени комиссионера (риск за счет комитента)
Комитент Комиссионер
Комиссионер товар не покупает, а берет на продажу. В случае продажи берет % (3-10%)
Договор комиссии:
- Порядок определения цены (min и max цена)
- Полномочия и функции сторон
- Предоставление ряда дополнительных услуг комиссионером (маркетинговые исследования, предоставление информации, проведение совместных рекламных акций и т.п.).
Агентские операции – торговый агент выступает на рынке от имени и за счет поставщика.
Принципал Агент
Агентские операции осуществляются на основе долгосрочных агентских договоров.
Вознаграждение может быть:
- В виде разницы цен
- В виде %
- Смешанное
- По заранее согласованной ставке
- Путем выплаты поставщиком дополнительного вознаграждения.
- «кост плас» - оплата расходов, существуют согласованные раннее пределы
Брокерские
Брокер – лицо, содействующее сбыту или приобретению товара, но не является стороной договора ни с позиции продавца, ни с покупателя.
Специализируется на конкретном товаре, имеют типовые договоры, знают конъюнктуру.
Торговые фирмы и дома
Покупают или продают товары от своего имени, за свой счет. Распространена в Японии. Посредник становится собственником товара, действует на свой страх и риск.
Лизинговые фирмы
- Получили распространение в 80-90 г.г.
- Рентинг – (от нескольких часов до месяцев – спорт инвентарь, машины)
- Хайринг – до 1.5 лет
- Лизинг (финансовый – долгосрочная аренда)
Производитель а Лизинговая фирма б Арендатор
1 2 3
Срок аренды совпадает со сроком службы объекта (выкуп по остаточной стоимости).
б – экспортный лизинг
а – импортный лизинг
1 и 2 находятся в одной стране
3 в другой
Возвратный – производитель продает лизинговой фирме, а затем сам берет в лизинг.
Производитель Лизинговая фирма