Общая характеристика форм бюджетной поддержки
Кредитные взаимоотношения российских предприятий с бюджетом очень слабо освещены в литературе, что представляется, на наш взгляд, необоснованным, так как бюджетной поддержкой в ее различных формах пользуются сотни предприятий различных отраслей. За период 1992–2003 гг. издано около 200 официальных документов федерального уровня, посвященных государственной поддержке предприятий агропромышленного комплекса, угольной, оборонной, лесной, легкой и текстильной промышленности, малого бизнеса, а также по обеспечению финансирования завоза товаров в районы Крайнего Севера. Изучение нормативных документов, регулирующих предоставление краткосрочной финансовой поддержки предприятиям, а также статистических и фактических данных позволяет сделать теоретические обобщения и практические наблюдения, которые могут оказаться весьма полезными для дальнейшего развития этой сферы кредитования предприятий в Российской Федерации. Теоретического осмысления требуют следующие аспекты кредитных взаимоотношений предприятий с бюджетом:
- формы и механизмы государственной краткосрочной финансовой поддержки;
- условия предоставления бюджетной финансовой поддержки предприятиям и организациям;
- роль банков в процессе бюджетного кредитования;
- целесообразность и эффективность краткосрочной бюджетной финансовой поддержки.
Все приведенные выше аспекты краткосрочной кредитной поддержки предприятий необходимо рассматривать в конкретных экономических условиях с точки зрения формирования отношений нового типа между предприятиями и государством.
Правовой основой бюджетного кредитования являются статьи 76 и 77 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а предоставление государственных и муниципальных гарантий регулируется его статьями 116 и 117. Бюджетные кредиты предоставляются за счет средств бюджетов различных уровней (федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов) и целевых внебюджетных фондов, а также за счет средств отраслевых и межотраслевых фондов, как на пополнение оборотных средств, так и на инвестиции в форме капитальных вложений. Кредиторами предприятий могут быть бюджеты различных уровней, а виды и условия предоставления кредитов определяются, соответственно федеральными финансовыми органами, финансовыми органами субъектов РФ или местных органов власти. При утверждении бюджета соответствующего уровня на очередной финансовый год указываются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок их предоставления, лимиты предоставления бюджетных кредитов на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов. К отчету об исполнении бюджета прилагается отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов.
Объекты кредитования – текущая и инвестиционная деятельность в форме капитальных вложений.
Субъектами бюджетного кредитования могут быть как государственные, так и негосударственные предприятия и организации. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только:
- банковские гарантии, поручительства;
- залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных
бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита, причем, обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.
Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом. Бюджетный кредит может быть предоставлен только тем юридическим
лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным на возвратной основе бюджетным средствам. Уполномоченные органы имеют право на проверку получателя бюджетного кредита в любое время действия кредита, а также проводят проверку целевого использования бюджетного кредита.
Таблица 42