Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов
Студент, приступающий к изучению курса «Основы бухгалтерского учета и финансово-экономического анализа» должен обладать соответствующими знаниями по дисциплине: «Экономика», «Основы финансового менеджмента».
Основная цель дисциплины: изучение основных закономерностей функционирования финансового механизма и особенности организации финансовых отношений в России на уровне предприятий.
Основными формами учебного процесса являются лекции, индивидуальная и самостоятельная работа студентов, практические занятия (семинары), контрольные работы.
В лекциях освещаются наиболее важные и сложные вопросы, используется новый фактический материал, приводятся примеры из зарубежной и российской практики, что позволяет соединить теоретические знания и навыки практических расчетов. Это материал используется студентами в процессе индивидуальной и самостоятельной работы.
Индивидуальная работа студента предполагает самостоятельное составление конспекта и изучение рекомендуемой литературы. Работу следует начинать с прочтения материала с целью уяснения его содержания, основной идеи, выделения выводов и аргументов автора. Конспектировать рекомендуется лишь при повторном чтении.
При подготовке к семинарам рекомендуется изучить предлагаемую учебно-методическую, учебную и научную литературу. Целесообразно использовать следующий порядок подготовки к семинарским занятиям: 1) внимательно прочитать материал, усвоить его; 2) законспектировать наиболее важные для понимания изучаемой темы материалы.
Для контроля над самостоятельной работой студентов используются письменные (контрольные) работы, зачёт.
Тему письменной (контрольной) работы студент выбирает самостоятельно или её устанавливает преподаватель. Зачёт проводится в устной форме в виде ответа на вопросы билета. Примерная тематика письменных работ и вопросы для зачёта даны в настоящем учебно-методическом комплексе.
В качестве интерактивной формы работы со студентами предполагается их участие в тренинге – 4 часа.
Вариант 1
На основании конкретных цифровых данных предприятия (бухгалтерский баланс и другая информация) по вариантам индивидуальных практических заданий требуется проанализировать показатели финансовой устойчивости по различным вариантам бухгалтерской отчетности, дать оценку показателям, показать соотношение собственного и заемного капитала, на конкретном примере рассчитать эффект финансового левериджа.
Вариант 2
На основании конкретных цифровых данных предприятия (бухгалтерский баланс и другая информация) по вариантам индивидуальных практических заданий требуется проанализировать показатели прибыли и рентабельности по различным вариантам бухгалтерской отчетности , дать оценку показателям, показать сравнительные характеристики различных уровней анализируемых показателей. .
Содержание занятий в активной и интерактивной форме
Задание 1
1. Определить сумму перерасхода, возмещенную работнику.
2. Найти нарушение инструкции, допущенное командированным.
3. Составить проводки на операции.
Данные:
Главному экономисту Сазоновой Л.М. по распоряжению директора был выдан аванс в размере 17 000 руб. (РКО № 12 от 14.03) на командировку из Томска в Москву для повышения квалификации в Институт управления сроком на 12 дней. С 15.03 по 26.03. Задолженности по подотчетным суммам за Сазоновой Л.М. не было. Для обоснования командировки Сазоновой Л.М. есть следующие документы:
1. Договор с Институтом управления.
2. Приказ директора о командировке на 12 дней с выдачей суточных по нормам (в коллективном договоре организации закреплена норма суточных для городов Москва и Санкт-Петербург – 600 руб., для остальных городов России – 400 руб. в день).
3. Плановая смета расходов:
а) железнодорожный билет (туда и обратно) 12.400 руб.,
б) гостиница 7.200 руб.,
в) суточные 7.200 руб.,
итого 26.800 руб.
4. Командировочное удостоверение.
Сазоновой Л.М. представлен в бухгалтерию авансовый отчет № 9 от 3.04 об израсходованных суммах. К нему приложены следующие документы:
а) железнодорожные билеты Томск-Москва-Томск 13 600 руб.,
б) счет гостиницы за 12 дней 7 800 руб.,
в) командировочное удостоверение, отмеченное в Институте управления,
г) отчет о проделанной работе и копию сертификата об окончании курсов.
Перерасход подотчетных сумм возмещен Сазоновой Л.М. по РКО № 98 от 5.04.
Задание 2
1. Составьте бухгалтерские проводки в связи с постановкой на учет станка.
2. Используя линейный способ начисления амортизации, рассчитайте сумму расходов на амортизацию, накопленную амортизацию и остаточную стоимость станка на конец каждого отчетного года в течение всего срока его полезного использования, а также сумму накопленной амортизации на 1 марта 2008 года. Составьте бухгалтерскую проводку по начислению амортизации за месяц.
3. Рассчитайте сумму расходов на амортизацию, накопленную амортизацию и остаточную стоимость станка на конец каждого отчетного года в течение всего срока его полезного использования в случае применения других методов начисления амортизации.
Данные:
Организация приобрела 1 февраля 2012 года станок стоимостью 280 тыс. руб. Расходы на транспортировку и монтаж составили 20 тыс. руб. 5 февраля 2012 года станок был введен в эксплуатацию. Предполагаемый срок полезной службы станка 5 лет. По расчетам инженерной службы организации срок полезной службы станка составляет 7 500 часов, из которых 2 625 часов были использованы в 2012 году.
Задание 3
Составьте бухгалтерские проводки. Используя линейный метод начисления амортизации, рассчитать сумму расходов на амортизацию на весь период. Составить бухгалтерскую проводку на начисленную амортизацию.
Данные:
2 сентября 2007 года организация купила право на использование программного продукта, предназначенного для учета персонала. Его первоначальная стоимость составила 118.000 руб., в т.ч. НДС. За изучение и установку данного объекта инженеру Петрову А.Ю. начислено 10.000 руб. 12 сентября 2007 г. продукт был поставлен на учет в качестве нематериального актива. Срок полезной службы установлен в 5 лет.
Задание 4
Учет материалов. Дайте бухгалтерские проводки на следующую хозяйственную ситуацию: поступили материалы от поставщика стоимостью 118.000 руб., в том числе НДС – 18 тыс. руб. Транспортировка осуществлялась сторонней организацией, стоимость ее услуг – 35.400 руб., в том числе НДС – 5.400 руб.
Задание 5
1. Рассчитайте и начислите зарплату сотруднику за данный месяц.
2. Рассчитайте сумму налога на доходы физических лиц (13%) с начисленной зарплаты и составьте бухгалтерскую проводку по его удержанию.
3. Составьте бухгалтерские проводки по выплате заработной платы сотруднику из кассы организации и перечислению НДФЛ.
Данные:
График работы сотрудника организации – пятидневная 40-часовая рабочая неделя с двумя выходными днями. Тарифная ставка в месяц составляет 10.000 руб. При месячной норме рабочего времени 160 часов в один из рабочих дней было отработано 12 часов. Всего за месяц было отработано 164 часа. Оплата труда за пределами нормальной продолжительности рабочего времени производится в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
Задание 6
Рассчитать стоимость запасов при их списании на производство разными методами.
Расчет стоимости запасов
Остаток к началу месяца | Поступило за месяц | Расход на производство | Остаток к концу месяца | |||
Количество | ||||||
Стоимость | ||||||
Расчет по средней взвешенной стоимости | ||||||
Расчет по методу «ФИФО» |
Задание 7
1. Составьте бухгалтерские проводки по оформлению расчетов с подотчетным лицом.
2. Рассчитайте сумму заработной платы к выдаче данному сотруднику и составьте бухгалтерские проводки по ее начислению, удержаниям и выплате.
Данные:
27 января кладовщик цеха организации получил наличные денежные средства из кассы под отчет в сумме 15 000 руб. на приобретение запчастей для текущего ремонта оборудования. 29 января сотрудник сдал приобретенные им запчасти за 12 800 руб. на склад и представил в бухгалтерию авансовый отчет. Остаток подотчетной суммы в размере 2 200 руб. по заявлению сотрудника был удержан из его заработной платы, выдача которой была произведена из кассы организации 3 февраля. Сумма заработной платы к начислению данному сотруднику за январь составила 18 000 руб. (НДФЛ – 13%).
Задание 8
1. Какова норма списания на единицу продукции; сколько приходится к списанию в текущем месяце.
2. Дайте бухгалтерскую проводку на списание.
Данные:
Расходы по освоению составили 80.000 руб. План выпуска продукции на предстоящие два года – 2000 единиц. Выпуск отчетного месяца – 30 единиц.
Задание 9
1. Рассчитать процент и сумму отклонений в отгруженной (реализованной) продукции.
2. Зная процент и сумму отклонений, определить фактическую себестоимость отгруженной (реализованной) продукции и остаток готовой продукции на складе на конец месяца.
3. На промышленном предприятии учет затрат на производство согласно приказу об учетной политике ведется по нормативной (плановой) себестоимости. Дайте бухгалтерские проводки.
Данные:
Остаток готовой продукции на складе предприятия на начало месяца по плановой себестоимости составил 5000 руб. Сумма отклонений в остатке готовой продукции на складе на начало месяца – 2000 руб. (экономия). Поступило готовой продукции на склад (выпущено из производства) за месяц по плановой себестоимости на сумму 8 000 000 руб.
Сумма отклонений по поступившей за месяц на склад готовой продукции составила 4000 руб. (экономия). Отгружено (реализовано) покупателям готовой продукции за месяц по плановой себестоимости на сумму 6 000 000 руб.
Задание 10
Рассчитать финансовый результат реализации продукции и дать бухгалтерские проводки на хозяйственные операции.
Данные:
Фактическая производственная себестоимость готовой продукции составила 200 000 руб. Продукция была реализована за 472 000 руб., в т.ч. НДС. Организация совершила следующие расходы по реализации данной продукции: расходы материалов на упаковку – 2 000 руб., начислена заработная плата работникам за упаковку – 5 000 руб., выплачено транспортной организации за транспортировку готовой продукции покупателю (по договору эти расходы совершаются за счет продавца) – 13 000 руб. Ставка налога на прибыль – 20%.