Как перестала играть музыка

Важно отметить, что все эти позитивные эволюционные тенденции достигли своей кульминации около 1300 года, после чего последовал внезапный спад и регрессия, продолжавшиеся несколько веков. Европейская музыка эпохи Первого Ренессанса в Центральный период Средневековья очень быстро исчезла.

Откат 1300 года

Точно так же, как в случае с шумерами (глава 2 той же книги Б. Лиетара), становление централизованного имперского королевства совпадает с жесткими репрессиями против женщин в обществе. Логика такой взаимосвязи, возможно, определяется тем, что мужчинам легче подчиняться авторитарному королю тогда, когда они сами могут быть "королями в собственном доме". Поэтому, когда церковь укрепила институт "королевской власти божественного происхождения", она напрямую связала светскую и военную власть с "естественным" доминированием в ней мужского архетипа. Пользуясь архетипической терминологией, можно сказать, что тем самым была установлена институциональная связь между Королем, Воином и Магом – тремя архетипами Ян.

Любопытным ранним предвестником этого явления стала судьба, постигшая Куртуазную литературу и культ Чёрных Мадонн. Один немецкий учёный отмечает: "Одновременно с географическим распространением куртуазной культуры после 1100 года по всей Европе, начавшись с Франции, распространился и культ Чёрной Мадонны... Примечательно, что Куртуазная литература и ваяние первых скульптур Чёрной Мадонны достигли своего расцвета, а затем исчезли одновременно... В 1277 году церковь официально осудила Куртуазную литературу. Поэты, воспевавшие Изысканную Любовь, были отлучены от церкви как "прислужники Сатаны". Вместе с осуждением эротической куртуазной литературы происходила замена первых изваяний Чёрных Мадонн, выполненных в строгом романском стиле в образе готских женщин и идеальных матерей, сладко улыбающимися белыми Мадоннами. Многих Чёрных Мадонн стали перекрашивать в телесные тона, и (мантильи зелёного цвета) переделывали в голубые вуали, или же их статуи просто выбрасывали и зарывали в землю, их часовни закрывали или оставляли без применения... Романская Чёрная Мадонна, величественно восседавшая на Своем троне, была культовой фигурой, зеркально отражавшей роль женщины в обществе, а, значит, и такую по своей природе Любовь, какую это общество принимало".[164]

Одновременно постепенно урезались социальные и юридические права женщин: "Руководящая роль женщин‑аббатис в двойных монастырях была уменьшена. Обряд причащения стал делом исключительно мужчин‑священников... Роль женщин, которые ранее были относительно свободны и могли становиться поэтами, врачами и руководить гильдиями, постепенно сводилась к функции предмета обмена в браке, женщин стали презирать, как демонических искусительниц и ценили лишь за их способность производить наследников".[165]

Поначалу такие изменения натолкнулись на сильное сопротивление даже со стороны духовенства. "Когда были урезаны права женщин на образование, и когда, в конце концов, даже монахинь стали ограничивать в их праве на обучение, сформировалось движение "Beguines", которое отказалось давать религиозный обет, что позволило им продолжать обучение женщин и девушек. Но в 1312 году собственность этой организации была конфискована, её права урезаны, и против неё выступила Инквизиция".[166]

Появление ещё одного признака переходак патриарахальной модели можно разглядеть почти точно в 1300 году. Одновременно с появлением моды вводятся новые законы, регулирующие её. "Некоторые законы были предназначены специально для женщин. Это были "законы о регулировании расходов", действовавшие в Европе примерно с 1300 года. Законы были направлены против потенциальных трат на проведение пышных церемоний (свадьбы и похороны) и на дорогостоящие наряды. Теоретически это относилось и к мужчинам, и к женщинам, но по существу было направлено против последних".[167]

Обнаруживается ещё одно новое направление в мышлении – новая интерпретация обществом роли груди, особого символа женского архетипа.

В Центральный период Средних веков грудь женщины не считалась чем‑то "особенным". Её не прятали, хотя и выставляли напоказ не больше, чем мужскую грудь. В XIV веке (начиная с Италии) в моду вошло изображение груди многочисленных "Madonna del Latte" и Девы Марии, кормящей младенца, как символа святости. Но это оказалось всего лишь переходным этапом. В течение XV века, вопреки героическим усилиям духовенства, в конечном счёте проигравшего эту битву, утвердился новый взгляд на женскую грудь, которая теперь утратила роль символа святости и превратилась в важный эротический "объект". Эта роль сохранилась практически до сегодняшнего дня. Дразнящую женскую грудь стали изображать в "коммерческих" целях: чтобы продать (преимущественно мужчинам) чуть ли не всё: от революций (Марианна ) до сберегательных облигаций периода Гражданской войны в Америке, от пива и голубых джинсов до автомобилей.

Мэрилин Ялом подводит итоги этого процесса перепрограммирования следующим образом: "Все более в искусстве и литературе грудь принадлежала не младенцу или церкви, а земным мужчинам, которые видели в ней только стимулятор возникновения желания".[168]

Откат к патриархату начался примерно в конце XIII века и продолжался на протяжении почти шести веков, а со временем это движение назад стало даже более интенсивным, как видно из примера с урезанными правами женщин на труд и на свободу. До середины XX века большинство женщин на Западе не имели даже права открыть собственный банковский счёт "без согласия супруга", ситуация, которую Элеонора Аквитанская нашла бы смехотворной и немыслимой.

Ниже будут показаны коллективные эмоциональные последствия этого отката назад, к подавлению женщины, а пока обсудим материальные аспекты.

Воздействие на население

Одним из самых фундаментальных последствий массивного отката общества является изменение возможностей физически прокормить и содержать собственное население.

Мы не располагаем данными переписи средневекового населения по всей Европе, а те, которые имеются по отдельным странам, не всегда достоверны. Однако между 1 000 и 1 300 годами численность населения в целом, по оценкам, достигла беспрецедентного роста, увеличившись вдвое.[169]

Явный рост численности населения, особенно в период между 1150 и 1300 годами, подтверждает калейдоскоп экономических данных, собранных ранее. Тем более явно сокращение населения в период между 1300 и 1350 годами. Фактически только к 1700 году население Англии восстановило свою численность и достигло уровня 1300 года!

Но главное, что первая эпидемия чумы в Англии случилась в 1347 году ! Это была новая болезнь, опустошившая страну и периодически поражавшая население и позже. Но, однако, население начало сокращаться уже за два поколения до этой даты !

Специалист по Средневековью Фуркен отмечает: "К концу XIII и началу XIV веков периодически и повсеместно страну охватывает голод. Голод и эпидемии – причём первый часто приводит к последнему – случались редко и носили локализованный характер после 1000 года. Такое положение изменилось после 1300 года".[170]

Историк Лука полагает, что голод охватил Европу впервые в 1315‑1316 годах, и тогда, по его оценкам, вымерло 10 % всего населения. Повсюду наблюдались картины, когда люди ели кошек, крыс, рептилий, помёт животных, и был распространён даже каннибализм.[171]

В лондонском Сити цены на зерно резко подскочили в 1308‑1309 годах. Лондонские хроники сообщают в 1316 году: "В этом году была большая нехватка зерна и другой провизии, потому что бушель пшеницы стоил пять шиллингов. Из‑за голода люди ели кошек, лошадей и собак... Некоторые крали детей и ели их".[172]

Специалист по этому периоду Барбара Харви более подробно описывает последовательность событий: "Экономический упадок после 1300 г. измерялся падением доходов с недвижимости и ценностей, сокращением пахотных земель и численности городского населения, падением спроса на промышленные изделия. Поскольку сокращалась экономика, начала падать и общая численность населения. Но сокращение населения поначалу происходило медленнее, чем свёртывание экономики, вследствие чего понизился уровень жизни, уменьшился доход на душу населения" .[173]

Эта цитата первых страниц книги с многозначительным названием "Перед чёрной смертью" выводит исследования того периода на современный уровень и опровергает прежнюю идею, что Чёрная Смерть была причиной упадка. Наоборот, чума оказывается следствием экономического упадка, начавшегося за 50 лет до неё.

Эти открытия указывают на масштабное свёртывание экономики, начиная с 1300 года. Оно было настолько существенным, что снова распространился голод, особенно в 1320 и 1340 годах, сильно ослабив всё население. Спустя два поколения это подготовило почву для эпидемии смертельной болезни, которая вынесла окончательный смертельный приговор "хорошим векам".

Большинство историков просто отмечает "хороший период" как странное исключение: "Снизились ли продолжительность и качество жизни до того опасного уровня, какой наблюдался при Каролингах?.. В любом случае, два с половиной – три столетия (в зависимости от региона) оказались лишь передышкой между двумя периодами, в течение которых жизнь была непродолжительной, а питание скудным".[174]

Можно предвидеть, что между специалистами начнутся серьёзные дебаты на тему о причинах этого необычайного экономического упадка, предшествовавшего эпидемии чумы. В числе самых главных причин можно назвать изменения климата, истощение земли и перенаселение.

Но хотя эти факторы, возможно, на самом деле сыграли свою роль, мне бы хотелось добавить ещё один ключевой фактор, который, по‑видимому, обычно упускают, – значительные изменения в монетарной системе, предшествовавшие экономическому упадку и сопровождавшие его . Беспрецедентные масштабы и широкое распространение процесса падения финансовых домов в начале XIV века – это действительно открытие. Источник наиболее точных данных – это итальянские финансовые дома (compagnias), которые также были тогда самыми современными и успешными банковскими системами, действовавшими во всей Европе. "В начале 1330‑х годов compagnias во Флоренции рухнули как карточные домики – один за другим: Аччиаоли, Бонаккорси, Антелези, Корсини, да Удзано, Перендоли; короче говоря, вся Gotha флорентийского мира оказалась на скамье подсудимых по делу о банкротстве. После попытки восстановить не поддающееся восстановлению потерпели крах и два гиганта: Перуджи в 1343 г. и Барди в 1346... Всё это привело к существенному сокращению кредитов и таким образом затронуло все области экономики поочередно".[175]

Заметим: этот финансовый крах также произошел до эпидемии чумы.

Итак, чем отличалась финансовая система наступившего с начала XIV века периода? Говоря коротко, произошёл отказ от двойной монетарной системы Центрального Средневековья. Одновременно с деньгами высокой коммерческой стоимости для зарубежной торговли, которые не облагались налогами, и которые можно было копить впрок, повсюду применялись местные деньги, подлежавшие взысканию демереджа, платы за простой. Вот вместо этой двойной системы начала утверждаться иная, единой централизованная монетарная система.

Старая денежная система демерреджа пала по трём причинам одного порядка:

1. злоупотребление системой демереджа.

2. усиление централизованного управления монетарной системой, имевшее два результата:

‑ становилось непрактичным получать доход от демерреджа путём перечеканки;

‑ всегда, когда происходила монетарная "ошибка", как, например, в случае с понижением стоимости денег (при Филиппе IV во Франции после 1298), это оказывало влияние и на другие области экономики.

3. королевская власть над денежной системой была установлена силой и позже, после изобретения пороха, утвердилась окончательно.

В сочетании с другими факторами, упомянутыми выше, эта новая ситуация привела к экономическому упадку, вследствие которого эпидемия чумы приняла бедственные масштабы. Вымерло от трети до половины европейского населения. Каждое из этих положений будет рассмотрено ниже.

Злоупотребление системой демерреджа

Не удивительно, что некоторые из сеньоров с жадностью накинулись на деньги от дохода, извлекаемого от перечеканки . Один из первых примеров такой чрезмерной жадности имел место в Англии, когда Гарольд I заново перечеканил монеты в 1038 г, всего через три года после того, как это сделал Кнут, а Гартакнут повторил это в 1040 г, двумя годами позже.[176]

И дворянство, и население в целом отреагировали на происходящее таким образом, что английские короли были вынуждены притормозить этот процесс и соблюдать отныне более разумные интервалы перечеканки.

Процедура перечеканки сохранялась дольше в Германии и Восточной Европе. Но даже там к XIV веку стали происходить злоупотребления системой брактеатов. Архиепископ Викманн из Магдебурга дважды в год отменял деньги в своем поместье. Были и ещё более крутые крайности. Например, герцог Саксонский Иоганн II перечеканивал деньги 86 раз за период своего восемнадцатилетнего правления с 1350 по 1368 годы. Один из правителей Польши менял монеты по четыре раза в год!

Централизованная власть

К концу XIII века Французское королевство так расширилось территориально, что стало непрактичным часто перечеканивать деньги. Отметим, что здесь обнаруживается механическая связь между укреплением централизованной власти Ян и исчезновением денежной системы Инь. Чем сильнее король, чем крупнее королевство, тем менее практичным становится сохранение системы демерреджа. Одновременно возрастает политическая необходимость в подавлении женщин. Чем сильнее патриархальный импульс, тем более необходимо дать почувствовать мужчине, что он " король в собственном доме".

Заметим также, что королевская чеканка вошла в обиход задолго до этого, но она не пользовалась монополией. В период Центрального Средневековья крестьяне редко видели "дальние деньги" или вообще никогда ими не пользовались – сарацинским или итальянским золотом или королевскими монетами, которые можно было обменивать на предметы роскоши на международных торговых ярмарках. Всегда, когда действовали деньги демерреджа, типа брактеатов, их использовали для местного обмена на какие‑либо товары по выбору, в то время как золотые или серебряные монеты высокой стоимости обычно сохраняли в виде сбережений[177]

или тратили на торговлю с дальними странами. Поэтому все средневековые клады сокровищ обычно содержали исключительно или преимущественно эти золотые и серебряные монеты высокой стоимости, которые не были связаны с демерреджем.[178]

Обесценение денег как антитеза демерреджу

Обесценение денег – это процесс, посредством которого содержание драгоценного металла в монете существенно уменьшается. Это позволяет тому, кто выпускает деньги в обращение, изготовить больше монет из каждой марки или фунта драгоценного металла. Следовательно, можно заплатить дороже – в расчете на одну марку или один фунт – за драгоценный металл, принесенный на монетный двор, включая старые монеты, которые уже находятся в обращении. Вот почему подданным, имевшим драгоценные металлы или старые деньги, могло показаться выгодным принести их на монетный двор для перечеканки. Конечно, эта иллюзия была непродолжительной, и вскоре наступила инфляция. Подобное обесценение денег – это катастрофа для тех, кто живет на фиксированный доход, например для землевладельцев с их долгосрочной рентой. Но преимущество понижения стоимости денег состоит в том, что поначалу оно не заметно. Инфляция, являющаяся его следствием, – это на самом деле налог, но "скрытый налог", который вовсе и не кажется налогом.

В отличие от обесценения денег, демерредж – при правильном применении его – не меняет стоимость денежной единицы. Однако серьёзный недостаток демерреджа состоит в том, что его легко спутать с налогом.

"Хороший" монетарный период завершился сначала во Франции, когда король Филип IV прибег к обесценению денег вместо демерреджа с целью безотлагательного удовлетворения своих потребностей.

В конкретном случае с Филиппом IV Французским можно реконструировать этот процесс с точностью. Годовой бюджет 1296 года, закончившийся в День всех Святых показал, что Филипп IV получил 101 000 парижских ливров от своего монетного двора, по сравнению с общим доходом в 550 974 ливров. В 1298‑1299 годах монетные дворы принесли 1 200 000 ливров за минусом 800 000 ливров из всех остальных источников. Прибыль монетного двора, полученная в результате понижения стоимости денег, резко увеличилась, составив бoльшую часть доходов Филиппа.

Понижение стоимости – это отличный от демерреджа способ делать деньги из их выпуска в обращение. Это, безусловно, не новый способ; к нему уже прибегали шумеры, китайцы и римляне. Поскольку понижение стоимости денег происходит не так заметно, как взимание налогов, то ему труднее сопротивляться. Но понижение стоимости денег предполагает инфляцию, то есть падение стоимости самих денег, а валюты с демерреджем – нет.

Постепенное разрушение всех национальных валют из‑за инфляции на протяжении ХХ века показывает, что по‑прежнему существуют те же соблазны. Даже немецкая марка, "лучшая" национальная монетарная система в послевоенном мире, за последние 25 лет своего существования пережила уменьшение стоимости наполовину из‑за инфляции.

Такова была монетарная часть в процессе "остановки музыки" в период первого Ренессанса в Европе.

Скорость денежного обращения и "Открытие Нового Света"

При анализе причин возникновения в поздний период Средневековья известного "дефицита денег" нельзя упускать из виду одну из них, имеющую ключевое значение, – существенное снижение скорости обращения денег [179]

, вызванное переходом, пусть даже и постепенным, от валют с демерреджем к "нормальным" деньгам. По очевидным причинам деньги с демерреджем обращались быстрее по сравнению с обычными деньгами, которые откладывали про запас.[180]

Феномен "дефицита денег" в позднее Средневековье, хорошо известный специалистам по этому периоду, вероятно, был обусловлен не столько физической нехваткой серебра и золота, сколько уменьшением скорости денежного оборота. Однако до Бесселя (1891) и Фишера (1930‑е годы) этому не придавали большого значения.

В результате впоследствии в Европе стало постоянно "не хватать металла". Широкомасштабное развитие золотодобычи, начавшееся с 1320 года в Венгрии и Трансильвании, не смогло утолить жажду золота у европейцев.[181]

Это даже ускорило "Открытие Нового света" и его последующее освоение. В записи в вахтенном журнале Христофора Колумба от 13 октября 1492 года, когда он впервые прибыл на Багамы, вполне откровенно говорится об этом: "Y yo estava atento y trabajava de saber si avia oro". [182]

("И я подумал, что надо постараться разузнать, нет ли здесь золота").

Как был создан дефицит денег

Исчезновение демерреджа создало дефицит денег в совокупности двумя способами:

‑ оно уменьшило скорость обращения денег;

‑ и оно сконцентрировало богатство в руках городской элиты.

С концентрацией богатства в верхнем эшелоне социальной структуры – у членов королевской семьи и у дворянства – постепенно их образ жизни становился всё более роскошным. Именно здесь, возможно, обнаруживаются корни экономики, обусловившей Ренессанс XV‑XVI веков.

Для простых людей, напротив, исчезновение демерреджа означало неожиданный рост дефицита средств обмена надолго. Для них Золотой век ушёл навсегда.

Процесс создания денежного дефицита, начавшийся в конце средневекового периода, продолжается и сегодня. На региональном уровне это превратилось в проблему противостояния гетто и предместий, а на глобальном уровне – развивающихся и развитых стран. Но в конечном счёте это все тот же процесс, который Питер Спаффорд характеризует как противостояние города и села в конце средневекового периода. Средства стали более изощренными, но механизм все тот же.

Город против Села (XIV‑XVI века)

"Накопление монет не обязательно означает их хранение про запас, но часто получалось именно так. Иногда систему сезонного притока наличных денег в сельскую местность отчасти подрывали землевладельцы, в результате чего гораздо меньше денег шло в сельскую местность. Это происходило, когда некоторые землевладельцы собирали местную продукцию, зерно, скот и везли всё это в отдалённый крупный город, где можно было продать это по более высокой цене, чем на местных ярмарках или рынках. Затем продавец или его агенты часто тратили большую часть денег на месте и возвращались домой с предметами роскоши для господина и с относительно небольшим количеством монет для распределения их среди сельских жителей, оставшихся после вычета ренты и расходов на транспорт. Начиная с XIII века, подобную практику можно обнаружить в разных частях Европы.

Всего за несколько недель наполненные серебром кошельки всех людей, кроме самых богатых, становились пустыми и оставались такими до следующего года. Часть денег возвращалась в город в кошельках городских работников, не имевших постоянной работы и приезжавших в село на время сбора урожая, другая часть – в кошельках ростовщиков и продавцов городской продукции на ярмарках или в сумках сборщиков налогов. Часть денег оказывалась в руках духовенства, другая часть оставалась у зажиточных крестьян, но большую часть уплачивали дворянам или их управляющим. Эта часть также позже возвращалась в город, поскольку многие дворяне переезжали в город на время или на весь год, а их доходы переводили им туда их управляющие. Сохранились некоторые из гостиниц и постоялых дворов в столицах, построенные после XIII века (например, дворец епископов Винчестерских в Англии и гостиница аббатства Клуни в Париже во Франции). Именно в столичных городах люди тратили деньги, полученные от сельской продукции, на городские товары и услуги. Именно в столицах они удовлетворяли свои потребности в предметах роскоши, покупая их не только для своих городских, но и для загородных домов. Менее крупные землевладельцы тратили свои деньги таким же образом, приобретая предметы роскоши, хотя и в меньшем количестве, в близлежащих городах. [...] В общем и целом на период от одного урожая до следующего село лишалось всех денег, кроме самых мелких монет. <...> Предположительно эти сезонные приливы и отливы между городом и селом, происходившие на протяжении XIII века, продолжались в течение всего до‑индустриального периода".[183]

К XVII веку концентрация богатства в крупнейших городах стала явлением, охватившим весь Западный мир. Та же система концентрации денег, хотя и более усовершенствованная, но в целом с теми же последствиями, действует и сегодня, когда "городами" стали финансовые центры "развитых стран", а "селом" – весь остальной мир.

[1]

Birnbaum, Lucia Chiavola Black Madonna: Feminism, Religion and Politics in Italy (Boston: Northeastern University Press, 1993)

[2]

Смотри Gesell, Silvio Gesammelte Werke (Munden: Gauke GMBH – Verlag, 1988‑1997) 18 Volumes (reprint of Original editions from 1891‑1928)

[3]

Описаны в главе 5 книги Б. Лиетара "Будущее денег".

[4]

"Будущее денег", в особенности глава 7 о мировой базисной валюте.

[5]

"Контроль за чеканкой после проведения реформ Шарлемана выразился в единообразии монет по всей империи. Это разительно отличалось от разнообразия чеканных монет, существовавших в начале его правления. Ранние динье (deniers) , хотя и признававшие авторитет короля, были грубо выполненными, внешне отличались друг от друга, ибо соответствовали вкусам и умению каждого отдельного чеканщика. Новые динье, хотя и были тяжелыми, но выполнены аккуратно. Монеты были явно округлены, и отличались только по названию монетного двора. Динье использовали дополнительный титл "Король Ломбардии" для обращения в Италии. Одно время настойчиво продвигалась идея о централизации чеканки единых монет только на королевском монетном дворе в Аахене (Aachen)." Смотри: Spuffard, Peter Money and its use in Medieval Europe Cambridge: Cambridge University Press, 1988) pg 43 and Grierson, Philip "Money and coinage under Charlemagne" in Braunfels, W. (Ed.) Karl der Grosse: Lebenswerk und Nachleben (Dusseldorf, 1965) pg 525.

[6]

Самыми известными среди всех византийских золотых монет были solidus – в начале чеканились в Константинополе (306‑337 нашей эры) – больше известные как bezant . Они выпускались с одинаковым весом (4.55 граммов золота) и пробой (98% чистого золота) на протяжении рекордного срока ‑700 лет! Они также широко использовались в расчетах по всей Европе и в Средней Азии, далеко за границами византийской империи.

[7]

Оригинальный текст 1220 года в Saxenspiegel подробно говорит: "Penninge schall me neuyen, als ein neye Herre kumpft" (Монеты должны быть возобновлены везде, где новый господин приходит к власти).

[8]

Spuffard, Peter Money and its use in Medieval Europe (Cambridge: Cambridge University Press, 1988) pg 57.

[9]

Petersen H. & Bertil A. Anglo Saxon Currency: King Edward"s Reform to the Norman Conquest (Lund, 1969).

[10]

Hooke, Della editor Anglo‑Saxon settlements (Oxford: Basil Blackwell, 1988) pg 207.

[11]

Spuffard, Peter Ibid. Pg 302.

[12]

Важно, что пока валюты имели оплату за простой – демерридж, они не обесценивались. Мы увидим, что Филипп IV проводил во Франции инфляционный и фальсификационный курс в конце 13 и начале 14 веков, который ускорил закат "добрых столетий" в средневековой Франции.

[13]

Якоб фон Меллен (Jacob von Mellen from Lubeck) уже использовал слово "bracteat" для таких валютах в первом систематическом учении, опубликованном в 1678 г.

[14]

Berger, Frank Die Mittelaterlichen Brakteaten im Kestner‑Museum, Hannover 2. Teil (Hannover, 1996) pg. 9.

[15]

Preisigke, Friedrich, Girowesen im Griechischen Agypten enthaltend Korngiro, Geldgiro, Girobanknotariat mit Einschlu? des Archivwesens, (Strassburg: Verlag von Schlesier & Schweikhardt, 1910; reprinted: by Hildesheim (New York: Georg Olms, 1971)

[16]

В династическом поселении Мединет (Medinet) в египетской пустыне, собрано не менее 1,6 миллионов ostraka. Почти все они не переведены.

[17]

Три типа недостатков уместны здесь. Произвольность повторений и размер платы за простой – два первые, так как они будут вести к злоупотреблениям, описанным в конце этой главы "Как перестала играть музыка". Третий недостаток – это то, что металл, использовавшийся при Новой чеканке или в случае брактеатов ‑серебро, металл склонный к накоплениям и который также мог быть использован как торговая валюта на больших расстояниях (валюта Янь). Только регулирование запасов товаров мешало существованию средневековых валют, делая их таким образом валютой Инь. Многие люди пытались расстроить эти правила, сохраняя эту валюту как драгоценные слитки, как случилось, например, с некоторыми из брактеатов. Это объясняет, что уже найдены некоторые запасы брактеатов.

Египетские острака были, наоборот, существенно дешевле, и так как плата за простой была связана с реальными издержками за хранение, произвольность повторений и размер платы за простой были устранены. Итак, египетская система была с теоретического взгляда гораздо "лучшей" валютой Инь, чем центральная средневековая, ибо в ней не была стимула к накапливанию.

Однако несмотря на её недостатки, средневековая система до сих пор, по‑видимому, обеспечивает достаточно сильный стимул к не накапливанию, что и привело к драматическому экономическому удару после их отмены, как это будет показано позднее в этой главе. Лучшее изучение детальных правил, относящихся к центральной средневековой валюте смотри у Havernick, Walter Der Kцlner Pfennig im 12. Und 13. Jahrhunderd – Periode der territorialen Pfennigmunze (Stuttgart: Verlag von W. Kohlhammer, 1930)

[18]

Graves, Robert Mammon and the Great Goddess (London, 1964) quoted by Begg, Ean Ibid. Pg 126

[19]

Galland, China Longing for Darkness: Tara and the Black Madonna (New York: Penguin Books, 1990) pg 51.

[20]

Pagels, Elaine The Gnostic Gospels (New York: Vintage Books, 1981) pg xvi.

[21]

Begg, Ean: The Cult of the Black Virgin (London:Routledge, 1985) pg 25‑26.

[22]

Луис Чарпентир отмечает удивление священника Вакандарда, нашедшего иудейских ученых в Citeaux между 1108 и 1115 годами, под присмотром Этина Хардинга. Смотри Charpentier, Louis Les Mysteres Templiers (Paris: Laffont, 1967) pg. 15.

[23]

Смотри Huynen, Jacques: L"enigme des Vierges Noires (Paris: Robert Laffont, 1972) pg 116‑117.

[24]

По имеющимся оценкам, 500 тысяч пилигримов отправлялись в путь по этим маршрутам ежегодно. Смотри Marks, Claude: Pilgrims, Heretics and Lovers (New York: Macmillan, 1975) pg 111.

[25]

СообщеноЛучиейЧиаволлойБирнбаумвинтервьюсВиллоуЛаМонтев Godessing Regenerated Issue #6 pg. 5.

[26]

Экзотеризм относится этимологически к "внешнему, публичному" учению. Эзотеризм, наоборот, к "внутреннему, спрятанному". Знание. Смотри Riffard, Pierre A. L"Йsotйrisme: Anthologie de l"Йsoterisme Occidental (Paris: Robert Laffont, 1990).

[27]

Любопытное и забавное событие предоставляет нам, по моим знаниям, уникальный случай действительного исторического подтверждения имени скульптора. Согласно летописям городка Бургхайм (по сообщению в Rollwagenbьchlein Йорга Викрама из Колмара в 1555 г.), некий мужчина был схвачен за богохульство, после своего заявления в таверне, что "Мария в Эйзидельне – моя сестра, а Дьявол в Констансе и Великий Бог Шаффхаузена‑ мои братья !". В суде он объяснил это так: "Я просто имел в виду, что мой отец был скульптором, и сделал их (три статуи), как и меня, поэтому мы все четверо братья и сестра ".

[28]

Gustavson, Fred The Black Madonna (Boston: Sigo Press, 1990) pg. 25‑30.

[29]

Kamper, Dietmar Im Souterain der Bilder: Die Schwarze Madonna (Bodenheim: Philo, 1997) pg. 60.

[30]

Bonvin, Jacques Vierges Noires: La reponse vient de la Terre" (Paris: Dervy Livres, 1988) pg. 75.

[31]

Huynen, Jacques L"enigme des Vierges Noires (Paris: Robert Laffont, 1972). Если ничего другого не указано, то все ссылки в этой виньетке принадлежат этому автору.

[32]

Bonvin, Jacques Vierges Noires: La reponse vient de la Terre" (Paris: Dervy Livres, 1988) Pg 56. See also Van Cronenburg, Petra pg 21.

[33]

Среди причин использования склепов (буквально "спрятанных мест" ) намек на тайные пещеры Великой Матери времен палеолита. Джакуз Бонвин в Vierges Noires, приводит дополнительные причины: La Rйponse vient de la terre. (Paris: Dervy‑Livres , 1988).

[34]

Van Cronenburg, Petra Schwarze Madonnen: Das Mysterium einer Kultfigur (Munchen: Hugendubel Verlag, 1999) pg. 23.

[35]

Van Cronenburg, Petra Schwarze Madonnen: Das Mysterium einer Kultfigur (Munchen: Hugendubel Verlag, 1999) pg 184.

[36]

Icher, Francois Les Oeuvriers des Cathedrales (Paris: Editions de la Martiniere, 1998) pg 14.

[37]

Begg,Ean : The Cult of the Black Virgin (London:Routledge, 1985) pg 6.

[38]

Huynen, Jacques L"enigme des Vierges Noires (Paris: Robert Laffont, 1972).

[39]

Bonvin, Jacques Vierges Noires: la reponse vient de la terre (Paris: Dervy, 1988) pg. 37 ff.

[40]

Смотри Kroll, Ursula Das Geheimnis der Schwarze Madonnen. Endeckungsreisen zu Orten der Kraft (Stuttgart: Kreuz Verlag, 1998). Для законченности следует упомянуть также некоторые случаи обратного процесса: белых Мадонн, которые были перекрашены в чёрных для своей популяризации. Например, приходской священник в Частрайксе решил в 1892 г. перекрасить свою традиционно белую Мадонну в чёрную, чтобы привлечь больше пилигримов и тем улучшить финансовое положение своего прихода, в чём он действительно преуспел. Также и ван Кроненберг заявляет, что сегодняшняя, датируемая XVI веком статуя в Эйзидельне была перекрашена в чёрную только в прошлом веке, чтобы соответствовать оригинальной романской Чёрной Мадонне, которая почиталась раньше на этом же месте. (Смотри Petra van Cronenburg: Schwarze Madonnen: Das Mysterium einer Kultfigur (Munchen: Hugendubel, 1999) pg 15 and 16.)

[41]

Смотри Monaghan, Patricia The book of Goddesses and Heroines (St Paul, Minnesota :Llewellin Publications, 1990) длявсехтрехпримеров.

[42]

Tao Te Ching #1, translated by Stephen Mitchell (New York: Harper & Row, 1988) number 1.

[43]

Neumann, Erich The Great Mother: An Analysis of an Archetype translated by Ralph Manheim (Princeton, NJ: Princeton University Press, 1974) pg 321. Italics added.

[44]

de Rougemont, Denis L"Amour et l"Occident (Paris, 1979)

[45]

Williamson, John The Oak King, the Holly King and the Unicorn: The Myths and Symbolism of the Unicorn Tapistries (New York: Harper and Row, 1986) The author is the designer of the medieval gardens at The Cloisters, New York.

[46]

Смотри C.G. Jung Psychologie und Alchemie (Zurich, 1946)

[47]

Aurofontina Chymica (London 1680) from site Alchemy on Line (http://www.levity.com/alchemy/frames.html )

[48]

Binswanger, Hans Christoph Geld und Magie: Deutung und Kritik der modernen Wirtschaft anhand von Goethe"s "Faust" (Stuttgart: Weinbrecht Verlag, 1985). Pg 20‑21

[49]

Begg, Ean The Cult of the Black Virgin (London: Penguin Books, 19985) pg 20.

[50]

Смотри Herder: Lexicon der Christliche Ikonografie Volume 3 pg 156

[51]

de Voragine, Jacques: Legenda Aurea (Golden Legends)

[52]

de Pisans, Christine Les Cent Histoires de Troyes (1499/1500) в Journal of the Warburg and Courtauld Institute II, 68.

[53]

Witt, R.E. Isis in the Ancient World (Baltimore and London: The John Hopkins University Press, 1971) respectively pg 276 and pg. 32.

[54]

Rosher, W. H. Ausfuhrliches Lexikon fur griechische und romishe Mythologie (Leipzig: 1882‑1921) ключевоеслово‑ "Исида".

[55]

Его экстенсивный алфавитный список почётных титулов Марии опубликован в Кёльне в 1710 году.

[56]

Witt, R.E. Isis in the Ancient World (Baltimore and London: The John Hopkins University Press, 1971) respectively pg 272‑273.

[57]

De Voragine, Jacques The Golden Legend (New York: Arno Press, 1969) pg 66.

[58]

Смотри Plutarch De Iside et Osiride 68. And Fontes Historiae Religiones Egyptiacae (ed. Hopfner, 1922) 254, 19.

[59]

Plutarch De Iside et Osiride 39

[60]

Gustavson, Fred: The Black Madonna (Boston: Sigo Press, 1990) pg. 90.

[61]

Witt, R.E. Isis in the Ancient World (Baltimore and London: The John Hopkins University Press, 1971) pg. 193‑194.

[62]

Х.В. Мюллерв in Munchener Jahrhundert Bild Kunst, 1963 pg 35 ссылаетсянаоригинальныйотрывок, подтверждающийэтособытиев Histoire Genealogique de la Maison des Briconnet, 1620. Р.Э. Витт упоминает этот эпизод в Isis in the Ancient World (Baltimore and London: The John Hopkins University Press, 1971) pg 274. Доктор Витт предполагает, что данная статуя Исида также была Чёрной Мадонной.

[63]

Изучение Фаужаса де Сайнт‑Фонса, озаглавленное Recherches sur les volcans йteints du Vivarais et du Velay является в основном геологическим докладом, но также содержит заметки о его исследованиях Чёрной Мадонны города Ле Пуйе. Смотритакже Bonvin, Jacques Ibid. pg 205‑212, и van Cronenburg, Petra Ibid. pg 35‑38.

[64]

Гравированная "Скрижали Исиды" ("Mensa Isaica"), датированная 1 в. до н. э., была найдена в 1720 г. и выставлена на показ в Королевских Архивах в Туринском Египетском музее. То, что де Сайнт‑Фонс действительно мог видеть самую первую экспозицию этих иероглифов, делает его свидетельство более ценным.

[65]

Смотри Tuchman, Barbara: ADistantMirror для замечательного графического описания этого экстраординарного периода насилия в истории. Huizinga, JohannesTheAutumnoftheMiddleAges показывает похожую картину, и это будет использовано позднее в главе 8 .

[66]

Германская литература называет его более точно Hochmittelalte , буквально "высокое Средневековье".

[67]

Первая индетификация середины Средневековья как "Ренессанса" сделана в классической книге Haskins, C.H. Studies in the History of Mediaeval Science (Cambridge, Mass. 1927, 2d edition New York,1960). Это определение было все более и более доказано недавно в отношении особых сторон существования общества. Они тянутся от технологии [e.g. Gies, J. Cathedral, Forges and Waterwheel: Technology and Invention in the Middle Ages (New York: Harper Perennial, 1995)] дофилософии [e.g. Dronke, Peter, ed. Twelfth –Century Western Philosophy (Cambridge: Cambridge University Press, 1992)].

[68]

Bayard, Jean‑Pierre La Tradition Cachee des Cathedrales (Paris: Dangles, 1990) pg. 39.

2[69] Ifrah, Georges: Histoire Universelle des Chiffres (Paris, Laffont, 1995) Tome II, pg. 361‑367.

[70]

Наилучшийсинтезэтихкосмологийпредставленв Wetherbee, Winthrop: "Philosophy, Cosmology and the Twefth Century Renaissance" in Dronke, Peter, ed. Twelfth –Century Western Philosophy (Cambridge: Cambridge University Press, 1992). В этом же самом исследовании 15 ученых представляют экстенсивные монографии каждого из упомянутых философов.

[71]

Ifrah, Georges: Ibid. Tome II. pg. 342.

[72]

Montaigne Essais Livre II.

[73]

Ifrah, Georges: Histoire Universelle des Chiffres (Paris, Laffont, 1995) Tome II, pg 360.

[74]

Werner, Alex editor: London Bodies: The Changing Shape of Londoners from Prehistoric Times to the Present Day (London: Museum of London, 1998) pg. 108.

[75]

Lacey, Robert and Danzinger, Danny The Year 1000: What life was like at the turn of the first Millennium (London: Little Brown & Co., 1999) pg 9.

[76]

Fourquin, Guy Histoire Economique de l"Occident Medieval (Paris: Armand Collin 1969) pg 215 italics added.

[77]

Icher, Francois Les Oeuvriers des Cathedrales (Paris: Editions de la Martiniere, 1998) pg 20.

[78]

Damaschke, D. History of the National Economy.

[79]

Fourquin, Guy Histoire Economique de l"Occident Medieval (Paria: Armand Collin 1969) pg 192 italics added

[80]

Fourquin, Guy Histoire Economique de l"Occident Medieval (Paris: Armand Collin 1969) pg 142.

[81]

Этотурожай – пропорция веса собранных злаков на вес посеянных.

[82]

Gies, J. Ibid pg 80.

[83]

Cantor, Norman F. The Civilization of the Middle Ages (New York: Harper Collins, 1993) pg 229.

[84]

Delort, Robert op. Cit. Pg 127

[85]

Reynolds, Robert Europe Emerges: Transition Toward an Industrial Word‑wide Society, 600‑1750 (Madison, Wisconsin, 1967) . 185‑186

[86]

Gies, J. Cathedral, Forges and Waterwheel: Technology and Invention in the Middle Ages (New York: Harper Perennial, 1995) pg 119 for looms, pg 176 for carding equipment, pg 177 for toothed warper.

[87]

Bayard, Jean‑Pierre La Tradition Cachee des Cathedrales (Paris: Dangles, 1990) pg. 42.

[88]

Moulin, Leo La Vie quotidienne des religieux au Moyen Age (Paris: Hachette, 1978) pg.267, 270.

[89]

Bayard, Jean‑Pierre La Tradition Cachee des Cathedrales (Paris: Dangles, 1990) pg. 42.

[90]

Moulin, Leo La Vie quotidienne des religieux au Moyen Age (Paris: Hachette, 1978) pg 272.

[91]

Fourquin, Guy Ibid pg 215.

[92]

Moulin, Leo La Vie quotidienne des religieux au Moyen Age (Paris: Hachette, 1978) pg 270.

[93]

Delort, Robert op. Cit. Pg 45.

[94]

Lacey, Robert and Danzinger, Danny The Year 1000: What life was like at the turn of the first Millennium (London: Little Brown & Co., 1999) pg 87.

[95]

Gies, Joseph Cathedral, Forges and Waterwheel: Technology and Invention in the Middle Ages (New York: Harper Perennial, 1995) pg 107.

[96]

Gies, J. Ibid pg 148‑153.

[97]

Cippola, Carlo M. Geld‑Abenteuer: Extravagante Geschichten aus dem europaikshcen Wirtshschaftsleben (Berlin: Verlag Klaus Wagenbuch, 1995) pg. 11.

[98]

Cippola, Carlo Ibid pg 10.

[99]

Cippola, Carlo Ibid pg 12.

[100]

Ares, Philippe: History of Private Life: Vol II (Cambridge: Harvard University Press, 1988) pg 581.

[101]

Delort, Robert La Vie au Moyen Age (Lausanne: Editta, 1982) pg 36.

[102]

Yalom, Marilyn A History of the Breast (New York: Alfred Knopf, 1997) pg. 161.

[103]

Montaigne The Complete Essays translated by Donald Frame (Stanford: Stanford University Press, 1965) Vol I, pg. 41.

[104]

Delort, Robert La Vie au Moyen Age (Lausanne: Editta, 1982) pg 36‑37.

[105]

Huizinga, Johan The Autumn of the Middle Ages (Chicago: University of Chicago Press, 1996) pg. 301‑302.

[106]

Ares, Philippe: History of Private Life: Vol II (Cambridge: Harvard University Press, 1988) pg 582.

[107]

Jardine, Lisa: Worldly Goods: A New History of the Renaissance (New York: Macmillan, 1996) pg 12.

[108]

Fritz Schwartz, "Sechs‑Stunden‑Tag im Mittelalter" part of the book Vorwarts zur felten Kaufkraft des Geldes und zur Zinsfreien Wirtschaft, 1931

[109]

Bayard, Jean‑Pierre La Tradition Cachee des Cathedrales (Paris: Dangles, 1990) pg. 47

[110]

Цитируется по Pack, Hugo R. The Gothic 1150‑1450 (San Antonio: Free Economy Publishing).

[111]

Herliby, David Women, Family and Society in Medieval Europe: Historical Essays, 1978‑1991 (Oxford: Bergham Books, 1995) pg 33.

[112]

Kelly‑Gadol, Joan "Did Women Have a Renaissance?" in Bridendahl R. & Koonz C.(ed.) Becoming Visible: Women in European History (Boston, 1977) формально разрушает классическую оценку женского прогресса Якобом Буркхардом в The Civilisation of the Renaissance in Italy (New York, 1929) пятая книга, глава 5..

[113]

Uitz, Erica The Legend of Good Women: The Liberation of Women in Medieval Cities (London and Wakefield, Rhode Island: Myer Bell, 1994) pg 9.

[114]

Это высказывание стало популярным в Германии: "Stadtluftmachtfrei."

[115]

Haeberle, Erwin J. The Sex Atlas (New York: Seabury Press, 1978) pg. 159.

[116]

Uitz Ibidem pg 10.

[117]

Uitz Ibidem pg 45.

[118]

Herlihy Ibid. Pg 68.

[119]

Turgot The Ancient Guild Statutes of France (1776).

[120]

Uitz, Erica Ibidem pg 10.

[121]

Herlihy Ibidem pg 71.

[122]

Herlihy Ibidem pg 61.

[123]

Herlihy , David: Women, Family and Society in Medieval Europe (Providence & Oxford: Berghalm Books, 1995) pg 51. Это правило даже официально считалось частью "книги правил", написанной Хинчмэром из Реймса "DeOrdinePalatii" (882 A.D.)

[124]

Fell, Christine Women in Anglo‑Saxon England (London: British Museum, 1984) pg. 57.

[125]

Lacey, Robert and Danzinger, Danny The Year 1000: What life was like at the turn of the first Millennium (London: Little Brown & Co., 1999) pg. 164.

[126]

Pernoud, Regine La Femme au Temps des Cathedrales (Paris: Stock , 1980) pg 84.

[127]

Dhuoda Manuel pour mon Fils (translated by Bernard de Vregille et Claude Mondesert) (Paris: Editions du Cerf, 1975).

[128]

de Rougemont, Denis L"Amour et l"Occident.

[129]

Pernoud, Ibidemtitle of Chapter 7 pg 134

[130]

Marks, Claude: Pilgrims, Heretics and Lovers (New York: Macmillan, 1975) pg x.

[131]

Lewis, C.S. The Allegory of Love (Cambridge: Cambridge University Press, 1965) pg 101.

[132]

Bogin, Mel Ibidem pg 12.

[133]

Goldwin, Malcolm Der heilige Gral. Ursprung, Geheimnis und Deutung einer Legende (Munchen: Heyne, 1994); Jung, Emma & von Franz, Marie‑Luise Die Gralslegende in psychologischer Sicht (Zurich: Walter, 1960); Kuhn, Dieter Der Parzifal des Wolfram von Eschenbach (Frankfurt/Main: Insel, 1986); Schmidt, Karl Otto: Dreistufenweg zum Gral (Munchen: Ergolding 1990).

[134]

На сегодняшний день наиболее известны из них версии ChretiendeTroyes, WolfgangvonEschenbach и RobertdeBoron.

[135]

See Eisler,Riane The Chalice and the Blade (New York: Harper Collins, 1987)

[136]

Rahn, Otto: Kruezug gegen den Gral. Die Tragodie des Katharismus. (Stuttgart, 1964)

[137]

Bogin, Meg The Women Troubadours (New York, London: Norton & Company, 1980).Работы женщин‑трубадуров были полностью забыты, пока Оскар Шульц‑Гора не открыл их и не опубликовал небольшую монографию в конце прошлог овека Die Provenzalischen Dichterinnen (Leipzig, 1878). Мег Богин предоставляет единственный другой полный перевод их работ. Лучшей интерпретацией их музыки является ChansonsdesTroubadours: LiederundSpielmusikdem 12. Jahrhundert, представленная Studio der Fruhen Musik on Telefunken Das Altes Werk (SAWT 95673). Компакт‑диск предоставляет другой хороший пример музыки и песен Amour Courtois из Монтепелиерского кодекса 13 в., названного "Иллюзии любви". Он интерпретирован неизвестным автором №4 и спродюссирован Гармонией Мунди (HMU 907109).

[138]

Bogin, Meg The Women Troubadours (New York, London: Norton & Company, 1980)

[139]

Bogin, Meg The Women Troubadours (New York, London: Norton & Company, 1980) pg 65.

[140]

Bogin, Meg Ibidem pg 74.

[141]

Bogin, Meg Ibidem pg 75.

[142]

Bogin, Meg Ibidem pg 133.

[143]

de Rougemont, Denis L"amour et l"Occident (Paris, 1969)

[144]

Chebel, Malek Dictionnaire des Symboles Musulmans: Rites, mystique et civilisation (Paris: Perrin, 1995) keywords: Sufisme, Nuit, Marie.

[145]

Van Cronenburg, Petra Ibid. pg. 172.

[146]

Van Cronenburg, Petra Ibid. pg 154.

[147]

Pernoud, Regine Alienor d"Aquitaine (Paris Albin Michel, 1965).

[148]

Pernoud, Regine La Femme au temps des Cathedrales (Paris: Stock, 1980).

[149]

Sr. Mary P. Heinrich The Canonnesses and Education in the Early Middle Ages (Washington DC: Catholic University, 1924) pg 82‑83.

[150]

Fell, Christine Women in Anglo‑Saxon England (London: British Museum, 1984) pg. 109.

[151]

Herliby, pg 61

[152]

Sitwell, Sachaverell Study of Medieval Life, Art and Thought

[153]

Цитируется Le Goff, Jacques: Die Zeit des Hochmittelalters (Frankfurt: Fischers Weltgeschichte, 1965) pg.16.

[154]

Charpentier, Louis Les Mysteres Templiers (Paris: Laffont, 1967) pg 62.

[155]

Delort, Robert La vie au Moyen Age (Lausanne: Edita, 1982) pg 211‑212.

[156]

Следует отметить, что аббатства не подлежали общему правилу: их строили и ими владели те, кто в них жил. Основная масса финансирования для аббатств будет приходить из пожертвований знатью земли или других даров.

[157]

Delort, Robert La vie au Moyen Age (Lausanne: Edita, 1982) pg. 212

[158]

Bayard, Jean‑Pierre La Tradition Cachee des Cathedrales (Paris: Dangles, 1990)

[159]

Icher, Francois Les Oeuvriers des Cathedrales (Paris: Editions de La Martiniere, 1998) pg 50 and pg. 150.

[160]

Важным исключением во Франции был Королевский Собор в Сен‑Дени , который официально являлся собственным королевским проектом. Мы имеем много информации об этом специфическом здании благодаря Сагеру. Но это был один из 300 храмов, построенных в то время. Другим важным исключением стала более активная роль династии Плантагенетов в Англии.

[161]

Schock‑Werner, Barbara "Le Chantier de la cathedrale de Strasbourg" in Chantiers Medievaux (Editions du Zodiaque, DDB, 1995).

[162]

Dyer, Christopher Standards of Living in the Later Middle Ages: Social Change in England 1200‑1520 (Cambridge: Cambridge University Press, 1994) pg 101 italics added

[163]

Morris R. Cathedrals and Abbeys of England and Wales (London, 1979) pg 180

[164]

Van Cronenburg, Petra Schwarze Madonnen: Das Mysterium einer Kultfigur (Munchen: Hugendubel Verlag, 1999) pg. 143‑144, 146

[165]

Там же, pg 147, 149

[166]

Там же, pg 149.

[167]

HerlihyТам же. Pg 20

[168]

Yalom Marilyn A History of the Breast (New York: Alfred Knopf, 1997) pg. 51.

[169]

Keen, Maurice: The Pelican History of Medieval England (London: Penguin Books, 1969) pg 82.

[170]

Fourquin, Guy Histoire Йconomique de l"Occident Mйdiйval. (Paris: Armand Collin, 1969) pg 175

[171]

Lucas, H. S. "The Great European Famine of 1315‑1316" Speculum 15 (1930)

[172]

Werner, Alex London Bodies: the changing shape of Londoners from prehistoric times to the present day (London: Museum of London, 1998) pg. 62.

[173]

Harvey, Barbara "The crisis of the early fourteenth century" in Campbell, Bruce M.S. Before the Black Death: Studies in the "crisis" of the early Fourteenth Century (Manchester: Manchester University Press, 1992) pg 2.

[174]

Duby G. Quoted by Fourquin G. Ibid pg 176.

[175]

Cippola, Carlo M. Geld‑Abenteuer: Extravagante Geschichten aus dem europaikshcen Wirtshschaftsleben (Berlin: Verlag Klaus Wagenbuch, 1995) pg. 21 italics added

[176]

Spufford, Peter Ibid. Pg 93.

[177]

Этот процесс гораздо позже даже был идентифицирован как общее правило и назван законом Грехэма.

[178]

Эта логика не должна привести к крайностям. Очевидно, что во время Средневековья золотые монеты использовались больше в таких относительно редких и дорогих платежах, как приданное, свадебные деньги и купля земли. Эти отдельные крупные выплаты были одной из причин для накапливания денег. Другой причиной использования золотых монет был выкуп (Danegeld) , выплачиваемый викингам или другим воинам, которые брали заложников в обмен на драгоценные металлы.

[179]

"Скорость обращения денег" – число оборотов определённой валюты в год.Ирвинг Фишер в 1930‑х обнаружил простое, но очень важное взаимоотношение между количеством денег (Q), скоростью обращения (V) и экономической активностью (E) и, как следствие, формулу E = QxV. В обычных условиях экономическая активность зависит как от большого количества денег в обращении, так и от скорости, с которой они оборачиваются.

[180]

Грэхэм выведет закон из этого процесса: валюты, которые люди не хотят накапливать, оборачиваются быстрее, чем накапливаемые. Примечательно, однако, то, что он выразит это в следующих терминах "плохие деньги вытесняют хорошие", то есть "хорошие" индентифицируются с функцией накопления больше, чем с функцией обмена.

[181]

Spufford, Peter Money and its use in Medieval Europe (Cambridge: Cambridge University Press, 1988) pg 267.

[182]

Cristobal Colon : Textos y Documentos Completos (Madrid: ed. C. Varela. 1982) стр. 32. Дневник Колумба упоминает золото больше 85 раз между 12 октября 1494 и 17 января 1493 гг., когда он возвращался в Испанию. Он был взволнован фактом, что аборигены имеют тёмную кожу и что климат Кубинского побережья жаркий, потому что это были знаки, которые, как верили европейцы, указывающие на наличие золота. Смотри также Vilar, Pierre A History of Gold and Money 1450‑1920 (London: New Left Books, 1976).

[183]

Spufford, Peter, Ibid pg 389

Наши рекомендации