При прогнозируемой нехватке денежных средств запрещаются некоторые виды расходов. 3 страница
Пусть, например, сумма процентов по кредиту составила 300 руб., из которых 100 руб. учитываются при налогообложении, а 200 руб. – не учитываются. Тогда при ставке налога на прибыль, равной 24%, налоговая экономия по процентам составит 24 руб. (100х0.24), а чистые процентные издержки окажутся равными 276 руб. (100-24+200).
Подчеркнем, что чистая прибыль до вычета процентов является самостоятельным показателем прибыли в силу, что понятия прибыли до налогообложения и налогооблагаемой прибыли не тождественны (см. Отчеты / Учет расчетов по налогу на прибыль (ПБУ 18/02)). Если бы они были тождественны, то данный показатель получался бы автоматически путем умножения прибыли до уплаты процентов и налогов на коэффициент (1 – Т), где Т – ставка налога на прибыль (в долях единицы). Такой упрощенный подход иногда можно встретить в литературе.
Отметим, что коэффициент автономии как базовый показатель финансовой устойчивости приводится в разделе Сводный отчет / Финансы. При значениях, меньших 0.5, этот коэффициент начинает оказывать негативное влияние на рыночную цену акции (см. Решения / Выплата дивидендов).
Инвесторы и кредиторы обращают особое внимание на долгосрочный капитал как наиболее стабильный источник финансирования деятельности предприятия. Для характеристики его структуры используется коэффициент долговой нагрузки. Слишком большое значение этого коэффициента означает, что в долгосрочной перспективе предприятие сильно зависит от внешних источников и, следовательно, его финансовое положение неустойчиво. Обычно считается, что данный коэффициент не должен превышать 0.3 - 0.4.
Коэффициент покрытия процентов показывает, в какой степени проценты и прочие расходы по кредитам были покрыты их источником – прибылью до уплаты процентов и налога. Благоприятной считается ситуация, когда этот коэффициент значительно превосходит единицу.
Подчеркнем, что в отличие от показателей ликвидности и показателей финансовой устойчивости, предназначенных для анализа состояния предприятия на определенную дату, показатели рентабельности, отражают результаты деятельности предприятия за определенный период времени.
Обычно в качестве средней величины того или иного показателя принимается полусумма его значений на начало и конец отчетного периода. Такой метод расчета наиболее прост. Однако он может давать недостоверную картину, поскольку не учитывает изменения показателя в течение периода. Поэтому в программе используется более точный метод расчета средних величин, при котором:
1. Суммируются половины значений показателя на первую и последнюю даты отчетного периода и его значения на первые даты месяцев, находящихся внутри периода.
1. Полученный результат делится на количество месяцев в периоде.
2. После названия каждого показателя указана формула его расчета на основе исходных данных, но без учета коэффициента приведения.
3. Данный коэффициент, равный отношению числа 12 к количеству месяцев в периоде, используется в расчете таких показателей рентабельности, где в знаменателе фигурируют производные балансовые показатели. Он позволяет привести показатели рентабельности за месяц и период с начала года к годовому периоду, что обеспечивает их сопоставимость.
4. Следует пояснить, предваряя возможные вопросы, что началом деятельности Вашего предприятия считается не январь первого года игрового курса, а декабрь предыдущего, когда был сформирован уставный капитал. Поэтому данные в столбцах «С начала года» и «За 12 месяцев» впервые совпадут лишь в отчете за декабрь первого года.
5. Поясним смысл представленных показателей.
6. Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли от продажи продукции приходится на каждые 100 руб. выручки от продажи продукции. Это – прямой измеритель эффективности основной (производственно-сбытовой) деятельности компании. В виду своей важности данный показатель (применительно к трем указанным периодам) вынесен в раздел Сводный отчет / Финансы. Кроме того, рентабельность отдельных видов продукции приводится в разделе Сводный отчет / Сбыт (применительно к месячному периоду) и разделе Отчеты / Рентабельность продукции (применительно к трем указанным периодам).
7. Валовая и чистая рентабельность продаж позволяют судить о том, сколько прибыли до уплаты процентов и налога или чистой прибыли приходится на каждые 100 руб. выручки от продажи продукции и прочих активов. Отметим, что использование здесь выручки от продажи прочих активов является обоснованным, поскольку финансовый результат от их продажи участвует в формировании прибыли до уплаты процентов и налога, а затем и чистой прибыли.
8. Валовая и чистая рентабельность активов применительно к годовому периоду показывают, сколько прибыли до уплаты процентов и налога или чистой прибыли принесли за последние год каждые 100 руб. всех активов, или источников формирования активов предприятия.
9. Рентабельность собственного капитала применительно к тому же периоду показывает, сколько чистой прибыли принесли за последний год каждые 100 руб. средств, вложенных собственниками компании, а рентабельность используемого капитала – сколько чистой прибыли до уплаты процентов приходится на каждые 100 руб. всех платных источников финансирования, включая заемный капитал.
10. Подчеркнем, что в нормальной ситуации рентабельность собственного капитала должна превышать рентабельность используемого капитала. Это означает, что заемный капитал принес прибыль, превышающую расходы по его привлечению. Данный вопрос приобретет более точные очертания в разделе Анализ / Цена капитала и финансовый рычаг.
11. Благодаря использованию коэффициента приведения, показатели рентабельности активов и капитала применительно к месячному периоду и периоду с начала года имеют смысл предварительной оценки указанного годового эффекта. Это позволяет наглядно анализировать динамику Ваших результатов. Например, если значение рентабельности в графе «За месяц» выше, чем в графе «За 12 месяцев», то динамика положительна (текущие результаты относительно лучше, чем результаты за прошедший год).
В данном разделе программы приводится группа финансовых показателей, предназначенных для сравнительной оценки рентабельности различных видов активов предприятия. Эти показатели дают важную дополнительную информацию по сравнению с разделами Анализ / Основные показатели рентабельности и Отчеты / Рентабельность продукции. Они позволяют в конкретной ситуации найти ответ на вопрос, что выгодней: производственная деятельность или финансовые вложения в депозиты и акции других организаций
Заметим, что, не считая «редких» расходов по выкупу собственных акций сверх номинала, справедлива следующая формула:
Прибыль до вычета процентов и налога = Операционная прибыль + Прибыль от финансовых вложений.
Подчеркнем, что сумма производственных активов и финансовых вложений практически всегда меньше общей величины активов, поскольку туда еще входят: денежные средства (строка 260), дебиторская задолженность (строка 240), НДС по приобретенным ценностям (строка 220) и, наконец, отложенные налоговые активы (строка 145).
После названия каждого показателя указана формула его расчета на основе исходных данных (без учета коэффициента приведения).
Приведенные показатели рентабельности выражают величину прибыли в той или иной форме, приходящуюся на каждые 100 руб. соответствующих активов. При этом наиболее объективными являются показатели за последние 12 месяцев. Благодаря использованию коэффициента приведения, показатели за месячный период и период с начала года имеют смысл предварительной оценки годового эффекта.
Рентабельность основных средств измеряет эффективность использования оборудования предприятия. Этот показатель отвечает на вопрос, сколько прибыли за определенный период времени принесли каждые 100 рублей, вложенных в оборудование (за вычетом амортизации). Отметим, что в разделе Анализ / Эффективность фактических инвестиций изучается близкий, но все же иной вопрос: какой эффект дало конкретное оборудование, установленное в том или ином цехе, за весь период его эксплуатации по сравнению с первоначальными затратами на его приобретение? Первый вопрос относится к финансовому анализу, поскольку для его решения требуются лишь данные финансовой отчетности предприятия. Значительно более сложный второй вопрос относится к управленческому анализу, поскольку требует привлечения весьма детальной информации о производстве продукции на данном оборудовании и ее реализации во всех месяцах эксплуатации.
Понятно, что рентабельность производственных активов всегда ниже предыдущего показателя, поскольку при ее расчете в знаменателе участвуют также производственные запасы. Данный показатель предназначен для сравнения с рентабельностью финансовых вложений, которая, в свою очередь, предстает как средневзвешенное рентабельности депозитных операций и рентабельности фондовых операций.
На первый взгляд, может показаться, что рентабельность депозитных операций должна совпадать со ставкой процента по депозитам. Однако на самом деле они могут значительно отличаться, поскольку этот показатель отражает эффективность не каждого отдельного депозита, а их средней величины в течение того или иного периода времени. В частности, если конкретный депозит остается открытым в течение всего отчетного периода, то доход по нему (процент) будет учтен не в данном периоде, а в тех следующих периодах, которые «захватят» момент его закрытия.
Рентабельность фондовых операций следует отличать от близких по назначению показателей доходности акций, которые рассчитываются в разделах Отчеты / Продажа акций других организаций и Отчеты / Доходность портфеля акций.
Этот показатель рентабельности отвечает на вопрос, сколько дохода принесли каждые 100 руб. вложений в акции за определенный период времени, а показатели доходности выражают отдачу от каждого конкретного пакета акций за период с момента его покупки.
В то же время отметим, что – по аналогии с указанными разделами – рентабельность фондовых операций рассчитывается на доналоговой основе, т.е. для простоты мы не отслеживаем влияние на чистую прибыль дохода в форме дивидендов, освобожденного от налогообложения, и дохода в форме прибыли от продажи акций, подлежащего налогообложению.
Валовая рентабельность активов (присутствующая также в разделе Анализ / Основные показатели рентабельности) всегда ниже среднего значения рентабельности отдельных видов активов, поскольку при ее расчете в знаменателе участвуют не только производственные активы и финансовые вложения (см. выше). Тем не менее, слишком низкое значение данного показателя по сравнению с другими показателями рентабельности говорит о том, что предприятие имеет значительный объем «не работающих» активов.
В условиях нашей игры (где нет банкротства банков) депозитные операции обладают нулевым риском. Они приносят заранее известный, но относительно невысокий доход в форме процента.
Производственно-сбытовая деятельность обладает средней степенью риска. При правильном маркетинге она способна приносить достаточно высокий и относительно предсказуемый доход.
Фондовые операции, связанные с куплей-продажей акций, обладают наибольшим риском. Они могут принести крупный доход, значительно превосходящий доход от производственной деятельности (на единицу вложенных средств), а могут и принести одни убытки. Все зависит от ситуации на рынке акций и Ваших действий по управлению портфелем акций.
Изучая приведенные числовые данные в динамике, Вы сможете лучше понять причины роста или падения рентабельности капитала.
Коэффициент котировки акций сопоставляет рыночную и балансовую стоимость акции. На практике данный показатель обычно больше единицы для акций тех компаний, которые выплачивают достаточно большие дивиденды. Инвесторы, покупающие акции по цене выше балансовой стоимости, надеются на высокие доходы в будущем.
Отсюда, в частности, следует, что в нормальной ситуации коэффициент котировки акций может быть больше единицы только в том случае, если инвестиционная оценка акции выше ее балансовой стоимости.
Показатель годовой чистой прибыли на акцию используется для сравнительной оценки деятельности данной компании за различные периоды времени. Вместе с тем его не имеет смысла применять при сравнительном анализе различных компаний (что наиболее интересует инвесторов), поскольку у каждой компании свое количество акций в обращении, а их рыночная цена сильно различается. Для сравнения инвестиционных качеств акций лучше подходит безразмерный показатель ценности акции, показывающий, как много готовы платить сейчас инвесторы за один рубль годовой чистой прибыли компании. Числитель и знаменатель этого отношения не следует рассматривать в отрыве друг от друга, рассуждая примерно так: получается, чем выше чистая прибыль, тем ниже ценность акции. Дело в том, что увеличение прибыли при прочих равных условиях вызовет рост цены акции, и только рынок может показать, какая из двух восходящих линий окажется сильнее.
Каких-то единых рецептов на рынке ценных бумаг не существует. Из наблюдения за движением ценности акций различные инвесторы могут сделать самые разные выводы. Но все-таки чаще встречается мнение, что более перспективны те акции, ценность которых сейчас возрастает.
Текущая дивидендная доходность акции выражает норму годового дохода, который получит инвестор, если он купит акцию сейчас при условии, что дивиденды в ближайшие 12 месяцев сохранятся на прежнем уровне. Этот показатель следует сопоставлять с процентными ставками на финансовом рынке, представителем которых у нас выступает ставка рефинансирования ЦБ. Ваши акции становятся привлекательными для инвесторов лишь в том случае, если Вы платите дивиденды на уровне не меньшем, чем ставка ЦБ.
рыночная доходность акции – процентное изменение рыночной цены акции за последние 12 месяцев;
фактическая дивидендная доходность акции – процентное отношение годовых дивидендов на акцию к рыночной цене акции год назад;
совокупная доходность акции – сумма рыночной и фактической дивидендной доходности акции.
Выплата дивидендов за календарные годы
Напомним, что согласно правилам игры дивиденды можно выплачивать раз в квартал. При этом промежуточные дивиденды за 3, 6 и 9 месяцев отчетного года выплачиваются в апреле, июле и октябре данного года, а окончательные дивиденды за 12 месяцев – в январе следующего года (см. Решения / Выплата дивидендов). Можно сказать, что моменты выплаты дивидендов смещены относительно периода получения прибыли на месяц вперед.
С учетом этого в данной секции приводятся сведения о полученной чистой прибыли на акцию и выплаченных из нее дивидендах на акцию за отчетный период и все предыдущие годы игры. При этом в январе, феврале и марте отчетным периодом считается прошлый год, а в остальных месяцах – законченные кварталы текущего года.
Чистая прибыль на акцию рассчитывается, исходя из количества акций на конец отчетного периода или прошлых лет. В то же время дивиденды на акцию – это общая сумма самих дивидендов на акцию, выплаченных за соответствующий период.
Коэффициент дивидендов – это отношение дивидендов на акцию к чистой прибыли на акцию за соответствующий период. Данный коэффициент может оказаться больше единицы, несмотря на то, что по правилам игры дивиденды разрешается выплачивать только в пределах чистой прибыли отчетного года (см. Решения/Выплата дивидендов). Причиной могут быть крупная эмиссия акций в конце отчетного года или получение убытка после выплаты значительных дивидендов в пределах этого года.
Приведенные данные позволяют анализировать характер проводимой Вами дивидендной политики:
чем меньше различаются коэффициенты дивидендов за разные годы, тем в большей степени Вы следуете политике пропорциональных дивидендов;
чем меньше различаются абсолютные суммы дивидендов за разные годы, тем в большей степени Вы следуете политике стабильных дивидендов.
В то же время индекс Альтмана представляет несомненный интерес как одна из возможных интегральных оценок деятельности предприятия. Важно не абсолютное значение данного индекса, а его динамика по ходу игры. Снижение индекса, как правило, говорит о том, что положение предприятия действительно ухудшается.
Прямые налоги
Налоговым бременем для предприятия выступают только прямые налоги, которые уменьшают финансовый результат деятельности предприятия. В этом смысле они отличаются от косвенных налогов.
В данной версии программы к прямым налогам относятся:
единый социальный налог (см. Отчеты / Оплата труда);
налог на имущество (см. Отчеты / Декларация по налогу на имущество);
налог на прибыль (см. Отчеты / Декларация по налогу на прибыль).
Показатели налоговой нагрузки
Тяжесть налогового бремени оценивается следующими двумя показателями:
доля налогов в выручке от продаж – процентное отношение суммы всех прямых налогов к выручке от продажи продукции и прочих активов;
фактическая ставка налога на прибыль – процентное отношение налога на прибыль к прибыли до налогообложения.
Первый показатель является наиболее общей оценкой налоговой нагрузки, поскольку, в конечном счете, все прямые налоги выплачиваются из полученной выручки.
Второй показатель не обязан совпадать с номинальной ставкой налога на прибыль, равной в настоящее время 24%, так как по разным причинам налогооблагаемая прибыль может сильно отличаться от прибыли до налогообложения (см. Отчеты / Декларация по налогу на прибыль, Отчеты / Учет расчетов по налогу на прибыль (ПБУ 18/02)). Тем интереснее проанализировать, какую фактическую долю прибыли предприятия приходится уплачивать государству в виде налога на прибыль.
Об операционном анализе
Относительно большие постоянные расходы предприятия несут в себе значительный производственный риск (риск получения убытка от производственной деятельности), который становится реальностью при сокращении объема продаж. Операционный анализ дает вполне определенные количественные оценки этого риска. Их не стоит абсолютизировать. Но, тем не менее, внимательный анализ данных оценок и динамики их изменения во времени дает важную управленческую информацию для планирования дальнейшей деятельности предприятия
Например, увеличение объема производства может потребовать:
1) перехода к сверхурочной работе, что вызовет ускоренный роста расходов на оплату труда за счет соответствующих доплат (см. Решения / Оплата труда);
2) покупки дополнительного оборудования, и если оно будет иметь иные технические характеристики, чем уже используемое оборудование, то уровень прямых расходов может скачкообразно измениться (см. Решения / Покупка оборудования);
3) использования более качественного и, следовательно, более дорогого сырья с целью обеспечения сбыта увеличенного объема продукции (см. Решения / Покупка сырья).
Мы уже не говорим о том, что цены на сырье и рабочую силу постоянно растут из-за инфляционных процессов в экономике. Поэтому прямые расходы двух соседних периодов всегда будут различаться, даже если Вы вообще не меняете объем производства. Вместе с тем подчеркнем, что при проведении операционного анализа мы сознательно абстрагируемся от подобных соображений, так как попытка их учесть приведет лишь к тому, что сам анализ станет чрезвычайно громоздким или вообще невозможным.
Расходы на хранение сырья также относятся к переменным затратам просто потому, что увеличение объема производства требует соответствующего увеличения запаса сырья на начало месяца, от которого зависит величина этой статьи (см. Отчеты / Движение и качество запасов). Впрочем, при ближайшем рассмотрении можно найти ряд причин, по которым фактический размер запаса сырья и, следовательно, расходы по его хранению не обязаны всегда быть прямо пропорциональными объему производства.
Все прочие статьи общепроизводственных расходов отнесены к постоянным затратам. Однако и здесь все не однозначно. Например, расходы на аренду цехов могут изменяться, с одной стороны, плавно под действием инфляционных процессов, а с другой стороны, скачкообразно, когда с целью увеличения объема производства приобретается дополнительное оборудование и, следовательно, приходится брать в аренду еще один цех.
Производственная себестоимость проданной продукции
Тонкость вопроса состоит в том, что нас интересует структура производственной себестоимости продукции, которая была продана, а не изготовлена в данном временном периоде. Понятно, что это разные вещи, поскольку согласно условиям игры в текущем месяце можно продавать только ту продукцию, которая была произведена в прошлом месяце или осталась не распроданной с еще более ранних месяцев. То же самое происходит и в реальной жизни. В начале календарного года (типичного периода для проведения операционного анализа на практике) может продаваться продукция прошлого года, а в начале следующего года – продукция декабря данного года.
Анализ / Структура совокупных затрат
Учитывая высказанные соображения, мы условно относим расходы на рекламу к постоянным затратам просто по той причине, что в данной программе они устанавливаются в абсолютном размере, без явной привязки к запасу продукции или ожидаемому объему продаж (см. Решения / Продажа продукции). В то же время подчеркнем, что при желании Вы можете учесть необходимость изменения расходов на рекламу в разделе Анализ / Чувствительность прибыли и операционные рычаги.
Комиссионные по сбыту относятся к переменным затратам, поскольку они рассчитываются как заданный процент выручки от продажи продукции. Следует, однако, заметить, что увеличение объема производства может потребовать увеличения ставки комиссионных по сбыту с целью стимулирования спроса. Поэтому даже в данном, казалось бы, очевидном, случае зависимость расходов от объема производства (продаж) может не быть прямо пропорциональной.
Расходы по хранению продукции мы также относим к переменным затратам по той причине (не вдаваясь в дальнейшие соображения), что эта статья рассчитывается как заданный процент от запаса продукции, который в конечном счете продается (см. Отчеты / Движение и качество запасов).
Что касается управленческих расходов, то они отнесены к постоянным затратам, хотя следует иметь в виду, что значительное увеличение объема производства может потребовать покупки нового оборудования, а это по условиям игры приведет к скачкообразному увеличению данного вида расходов.
Налог на имущество
Кроме того, в формировании производственной прибыли участвует налог на имущество, который также относится к постоянным затратам.
Переменные затраты I и II рода
Обратим внимание, что все переменные затраты разбиваются на две группы:
переменные затраты I рода – затраты, которые пропорционально зависят как от количества продукции, так и от цены продукции;
переменные затраты II рода – затраты, которые пропорционально зависят от количества продукции, но не зависят от цены продукции.
В данной программе к переменным затратам I рода относятся комиссионные по сбыту. Их отличительным признаком является то, что они рассчитываются как заданный процент выручки от продажи, т.е. результата умножения количества продаваемой продукции на цену
Переменными затратами II рода являются расходы на хранение продукции и все элементы переменных затрат в ПСПП. Изменение цены продукции не оказывает на них никакого влияния
Здесь появляется важное понятие маржинальной прибыли как разницы между выручкой от продажи продукции и переменными затратами. Для того чтобы основная (производственно-сбытовая) деятельность предприятия была прибыльной, маржинальная прибыль должна покрывать постоянные затраты.
Точка безубыточности легко вычисляется на основе данных отчетного периода, если принять следующую систему предположений:
Любое количество производимой продукции немедленно и без остатка продается по фиксированной цене.
Затраты, отнесенные к переменным, ведут себя в соответствии с определением этого вида затрат, т.е. прямо пропорционально зависят от количества производимой продукции.
Затраты, отнесенные к постоянным, ведут себя в соответствии с определением этого вида затрат, т.е. остаются неизменными при изменении количества производимой продукции.
В рамках предположения 1 точка безубыточности может измеряться непосредственно количеством производимой продукции или же выручкой от продажи продукции по фиксированной цене. Соответственно, можно говорить о точке безубыточности по количеству и точке безубыточности по выручке.
Предположение 2 означает, что при изменении объема производства должны оставаться постоянными следующие два удельных показателя:
переменные затраты, приходящиеся на рубль выручки;
переменные затраты, приходящиеся на единицу продукции.
Но тогда будут оставаться постоянными и два других удельных показателя:
маржинальная прибыль, приходящаяся на рубль выручки;
маржинальная прибыль, приходящаяся на единицу продукции.
Выше отмечено, что точка безубыточности характеризуется ситуацией, когда маржинальная прибыль совпадает с постоянными затратами. Справедливы следующие правила расчета точек безубыточности:
точка безубыточности по выручке равна отношению постоянных затрат к маржинальной прибыли,приходящейся на рубль выручки;
точка безубыточности по количеству равна отношению постоянных затрат к маржинальной прибыли, приходящейся на единицу продукции.
Наилучшим для целей сравнительного анализа является относительный запас финансовой прочности. Чем выше данный показатель, тем более предпочтительно производство соответствующего вида продукции с точки зрения минимизации производственного риска, т.е. риска получения убытка от производственной деятельности.
В то же время отметим, что нет никакой обязательной связи между динамикой относительного запаса финансовой прочности и рентабельности продукции, выражающей доходность соответствующего производства (см. Отчеты / Рентабельность продукции). Эти показатели могут двигаться как в одинаковом, так и противоположных направлениях. Но если в данный момент некоторый продукт имеет наибольшие значения обоих показателей, то он является безусловным приоритетом при решении вопросов об увеличении объема производства на существующих мощностях или о новых инвестициях в оборудование (см. Решения / Производство продукции, Решения / Покупка оборудования).
Впрочем, здесь важно, на базе какого временного горизонта принимаются эти управленческие решения. Месячные данные и данные за 12 месяцев могут давать противоположную картину. Ориентация на месячные данные связана с большим управленческим риском (риском неправильного решения), но может привести к быстрому получению значительной прибыли. Ориентация на годовые данные менее рискованна, но может привести к тому, что Ваши решения запоздают, и, следовательно, предприятие лишится прибыли, которую могло бы получить в предыдущих месяцах.
Анализ / Чувствительность прибыли и операционные рычаги
коэффициент переменных затрат I рода – отношение переменных затрат I рода к выручке от продажи продукции;
коэффициент переменных затрат II рода – отношение переменных затрат II рода к количеству проданной продукции.
Данные коэффициенты считаются самостоятельными факторами прибыли, которые могут изменяться наряду с ценой продукции, количеством продукции и постоянными затратами. При этом:
переменные затраты I рода рассчитываются как произведение значений трех факторов: коэффициента переменных затрат I рода, цены продукции и количества продукции;
переменные затраты II рода рассчитываются как произведение значений двух факторов: коэффициента переменных затрат II рода и количества продукции.
В связи с указанным разделением переменных затрат здесь появляется понятие маржинальной прибыли-брутто как разницы между выручкой от продажи продукции и переменными затратами I рода. При этом собственно маржинальная прибыль оказывается равной разнице между прибылью-брутто и переменными затратами II рода.
Производственная прибыль рассчитывается уже знакомым образом: как разница между маржинальной прибылью и постоянными затратами.
Говоря формально, Вы можете сколь угодно далеко отклонять факторы от данных отчетного периода. Однако следует помнить, что по мере их удаления от исходных значений проводимый анализ будет все менее реалистичным. Поэтому вряд ли целесообразно отклонять значение конкретного фактора более чем на 10-20% от исходной точки.
Вы рассматриваете возможность увеличения цены на 10% при одновременном увеличении ставки комиссионных по сбыту на 1% или расходов на рекламу на 1000 тыс. руб. (с целью поддержания спроса). Комиссионные относятся к переменным затратам I рода, а расходы на рекламу – к постоянным затратам. Вы вносите соответствующие изменения в позиции «Цена единицы продукции», «Коэффициент переменных затрат I рода» или «Постоянные затраты» и смотрите, какой из двух вариантов оказывается более выгодным в смысле величины производственной прибыли (при условии, что в том и другом случае вся продукция будет продана). Если Вы хотите продолжить анализ, то путем ряда итераций можете отыскать максимально допустимые размеры ставки комиссионных или расходов на рекламу, которые «нейтрализуют» эффект от увеличения цены на 10%. Дальнейший поиск их «правильных» значений должен осуществляться в рамках найденных диапазонов.