Схема 8. Субъекты лизинговых отношений
Сдавать имущество в лизинг имеют право его собственники или их представители. Поставщиками могут быть такие фирмы, которые обеспечивают гарантированные поставки заранее определенного типа оборудования, запасных частей и, возможно, фирменных услуг по техническому сервису.
Всем комплексом лизинговых услуг, как правило, занимаются специализированные компании, имеющие средства для инвестирования. С предложениями на лизинговом рынке выступают также местные органы власти и управления.
На российском лизинговом рынке действуют следующие лизингодатели:
- коммерческие лизинговые компании — дочерние компании крупных банков: РГ — Лизинг (Сбербанк), Промстройлизинг (Промстройбанк), Лизингбизиес (Мосбизнесбанк), Инкомлизинг (Инкомбанк);
- коммерческие лизинговые компании, созданные по отраслевому или производственному признаку (Аэролизинг, Лукойл-лизинг);
- полукоммерческие лизинговые компании, созданные при участии государственных или муниципальных органов (Агропромлизинг, Московская лизинговая компания, Ликострой), финансируемые за счет соответствующих бюджетов;
- лизинговые компании, созданные торговыми компаниями, и прочие лизинговые компании, не имеющие связи ни с банковскими, ни с промышленными, ни с государственными ресурсами (Крейт-лизинг, Петролизинг);
- иностранные фирмы — поставщики оборудования, автотранспортных средств и технологий.
Лизинговые компании, созданные банками, ориентируются на оказание стандартных лизинговых услуг широкому кругу клиентов, что не;исключает, с другой стороны, преимущественного обслуживания клиентов "собственного" банка. Обычно банки не только финансируют деятельность дочерних компаний, но и активно поставляют им клиентов из числа тех, кто обращается напрямую в банк за получением кредита на приобретение основных средств.
Лизинговые компании, созданные государственными и муниципальными структурами, жестко ориентированы на осуществление лизинговых сделок с определенными типами клиентов. Условия лизинговых сделок, предлагаемые этими компаниями, а они обычно используют льготное бюджетное финансирование, являются более привлекательными для клиентов, по сравнению с условиями, предлагаемыми коммерческими лизинговыми компаниями, однако доступность их услуг ограничена
Отраслевые лизинговые компании ориентируются на обслуживание предприятий определенной отрасли. Во многом отраслевые лизинговые компании ориентируются на поддержку государства. Лизинговые компании, дочерние предприятие различных торговых домов, фирм-производителей, а также созданные частными лицами, не имея доступа к достаточным финансовым ресурсам, заключают мало лизинговых сделок. Ряд иностранных фирм-производителей (в основном это касается рынка большегрузных автомобилей) использует лизинг в качестве инструмента сбыта продукции.
Спрос на рынке лизинга обеспечивают в первую очередь предприниматели всех отраслей народного хозяйства, а также отдельные граждане. Потребители лизинговых услуг должны отвечать следующим основным требованиям: обеспечивать высокую норму и массу прибыли, иметь достаточную профессиональную и экономическую подготовку и надежные гарантии платежеспособности.
Анализ поведения арендаторов в различных хозяйственных ситуациях, мотивов их действий и целей, которые они ставят, позволяет предварительно выявить два типа лизингополучателей:
первый тип — это предприниматели, которые с помощью лизинга пытаются достичь нескольких целей: получить высокий доход, утвердиться в обществе как самостоятельная свободная личность, создать комфортные условия жизни и быта;
второй тип — это люди, не имеющие достаточного стартового капитала. Они стремятся получить максимум прибыли за счет наращивания объемов производства, вводят жесткий режим экономии, мало заботятся об условиях труда и быта, добиваются своей цели в основном изнурительным тяжелым трудом.
Посредники — профессиональные участники лизинговых операций, выступают в качестве:
- представителя клиента перед другими участниками лизинговых отношений;
- самостоятельного субъекта сделок с поставщиками, покупающего у них оборудование в собственность с целью последующей реализации другим клиентам.
Среди посредников, участвующих лизинговых сделках, выделяются ряд профессионально специализированных предпринимателей с различным кругом прав и обязанностей (схема 9).
Посредники — это лица, представляющие интересы товаропроизводителя и потребителя, а часто и действующие от их имени. Они способствуют повышению эффективности работы производителей, поскольку позволяют им сосредоточиться на самом процессе производства, передавая функции продвижения товара посреднику. Кроме того, включение посредников в лизинговые операции существенно сокращает срок оборачиваемости капитала и, следовательно, повышает доходность производства.
В сложных лизинговых операциях участвуют множество юридических лиц на стороне заимодавцев, лизингодателей, поставщиков и арендаторов, так как в сделку включаются различные посредники (брокерские фирмы, страховые и трастовые компании и т.д.).
Когда же поставщиком и лизингодателем выступает одно и то же лицо, то состав участников сделки сокращается до минимума — до двух лиц. В таких случаях лизинговыми организациями занимаются специальные филиалы или дочерние фирмы предприятия — изготовителя оборудования (машин) или его структурные подразделения, которые занимаются продвижением своих товаров на рынке с помощью лизинга.
Схема 9.
Профессиональные предприниматели — посредники лизинговых сделок
№ | Субъект | Характеристика, права и обязанности |
1 | Дистрибьютор (оптовик) | • Действует полностью от своего имени на основе независимых отношений как с производителями, так и с покупателями лизингового имущества • Устанавливает цены, изучает рынок, оказывает сервисные услуги |
2 | Дилер | • Мелкий независимый предприниматель, который за свой счет закупает необходимое оборудование и продает потребителям, может участвовать в рекламе и сервисном обслуживании техники |
3 | Брокер | • Действует по поручению и за счет клиентов. • Сводит заинтересованные стороны, но риск |
4 | Комиссионер | • Совершает сделки от своего имени, но за счет комитента (клиента) • Отвечает за убытки, если превышает свои полномочия |
5 | Маклер | • Подбирает и сводит заинтересованные стороны для сделки, но сам в них не участвует • Без официального одобрения сторон не может совершать сделки |
6 | Консигнатор | • Получает у производителей оборудование (имущество) на условиях комиссии и организует его сбыт по ценам, не ниже установленных продавцом • Право собственности на имущество остается за поставщиком |
7 | Доверенный (представитель) | • Совершают сделки от имени и по поручению своей фирмы • Действуют в пределах установленных в договоре-поручении полномочий |
8 | Агент производителя (потребителя) | • Действует за счет и от имени клиента на определенной территории • Полномочия имеет не на одну конкретную сделку, а на согласованный срок |
9 | Коммивояжер | • Не только продает, но доставляет объект лизинга пользователю |
10 | Посылторговец | • Разъездной представитель фирмы • Реализует лизинговое имущество путем рассылки каталогов потенциальным покупателям-арендаторам |
11 | Консультант | • Проводит исследования в деловых кругах с оплатой в процентах от сделок • Не участвует в доходах и не дает гарантии заказчику |
^ 3. Качественные преимущества лизинга
Лизинг как особая форма хозяйствования оказывает комплексное воздействие на основные составные элементы производственного процесса: на средства труда и на живой труд человека, па степень использования техники и рабочей силы.
В общем собственный эффект лизинга имеет по меньшей мере три особенности.
Первая — мультипликативность. Возникнув в результате применения новейшей техники и превращения работника в самостоятельного предпринимателя — собственника в момент целесообразной деятельности, эффект лизинга распространяется по цепочке на все стадии воспроизводства, нарастает и умножается по мере перехода к распределению, обмену и потреблению.
Вторая — эмерджентность, качественная новизна эффекта лизинговой деятельности, в силу чего величина его значительно превосходит арифметическую сумму результата обычной деятельности без привлечения дополнительных технических средств. Такой эффект является интегративным эффектом и проявляется не только локально, но и в масштабе всей производственной системы, увеличивая ее производительную силу.
Третья — получаемый эффект проявляется не только в процессе производства, но и в социальной сфере жизни и деятельности людей, т.е. он имеет как экономические критерии, так и социальные ценности, выражающиеся в повышении содержательности труда, осознании работником своих творческих возможностей, росте личных доходов, независимости и т.п.
В совокупности все перечисленные особенности раскрывают эффект лизинга как своеобразного экономического мультипликатора. Если первая особенность отражает динамику эффекта лизинга, механизм его реализации (путем умножения), а вторая раскрывает экономическую сущность эффекта как проявление новых эмерджентных свойств лизинговой формы предпринимательства, то третья показывает его социальную направленность и тесную связь с удовлетворением личных, коллективных и общественных интересов. При этом лизинговую деятельность можно считать эффективной: с точки зрения личных интересов — если она улучшает возможности удовлетворения материальных и духовных потребностей предпринимателей, с позиции коллективных интересов организации — если обеспечивает условия для расширенного воспроизводства; с точки зрения общества — если рынок насыщается необходимыми товарами и от увеличения масштабов производства товаров растут поступления в бюджет (схема 10).