Формирование итоговой величины стоимости компании по результатам оценки бизнеса методами сравнительного подхода.

Существуют следующие этапы формирования величины стоимости:

1) выбор величины мультипликатора, которую целесообразно использовать для оцениваемой компании;

2) согласование предварительных результатов рыночной стоимости, полученных в результате использования различных видов ценовых мультипликаторов;

3) внесение итоговых корректировок.

1. Выбор величины мультипликатора.

Это самый сложный и ответственный этап, который требует особенно тщательного обоснования, отраженного впоследствии в отчете об оценке, представляемом заказчику. Так как нет одинаковых компаний, диапазон величины одного и того же вида ценового мультипликатора, рассчитанного по всему списку компаний-аналогов, может быть очень широким. Аналитик сперва отсекает экстремальные величины мультипликатора и рассчитывает его среднюю и медианную величины по компаниям-аналогам.

Выбор величины ценового мультипликатора производится на основе анализа фактически средних и медианных значений по каждому финансовому коэффициенту и позиции оцениваемой компании по элементу сравнения. Методика поиска аналогов сводится к отбору компаний, чьи финансовые показатели наиболее близки к оцениваемым ниже критериям:

- структура балансового отчета;

- отчеты о финансовых результатах;

- значения финансовых коэффициентов.

Для отбора аналогов используют математическое обоснование: отбираются компании-аналоги, показатели которых не превышают заданного отклонения по всему диапазону значений от показателя оцениваемой компании – в сторону увеличения или уменьшения.

После к оценке привлекаются результаты финансового анализа, сосредоточенные в сводной таблице финансовых коэффициентов. Для выбора величины конкретного вида ценового мультипликатора аналитик использует финансовые коэффициенты, наиболее тесно с ним связанные. На основе сопоставления величин финансового коэффициента определяется положение (ранг) оцениваемой фирмы среди других аналогичных. Выбор значения ценового мультипликатора для оцениваемой компании с использованием данных сводной таблицы финансовых коэффициентов проводится экспертным путем. Для этого применяют методику графического сравнения значений финансовых коэффициентов с адекватными финансовых показателей компаний-аналогов и рассчитанные среднее и медианное значения.

После этого оценщик проводит графическое сравнение значений мультипликаторов по аналогам с наиболее близким значениям рассчитанных минимальных, максимальных и медианных величин финансовых коэффициентов. Выбирается диапазон наиболее объективных значений.

2. Согласование предварительных результатов рыночной стоимости.

Наиболее объективным приемом определения итоговой величины рыночной стоимости является метод взвешивания. Оценщик в зависимости от конкретных условий, целей и объекта оценки, степени доверия к той или иной информации придает каждому мультипликатору свой вес. На основе взвешивания получается итоговая величина стоимости, которая может быть взята за основу для проведения последующих корректировок:

Мультипликатор Расчетная стоимость Удельный вес Взвешенный результат
Цена/чистая прибыль 0,6 33,0
Цена/денежный поток 0,3 13,8
Цена/балансовая стоимость 0,1 4,0
Итоговая величина стоимости 50,8    

3. Внесение итоговых корректировок.

Итоговая величина стоимости, полученная на основе применения ценовых мультипликаторов, должна быть откорректирована в соответствии с конкретными условиями оценки бизнеса. Наиболее часты следующие поправки:

Портфельная скидка – представляется при наличии непривлекательного для покупателя характера диверсификации активов.

Премия за контроль – добавляется к предварительно рассчитанной стоимости в том случае, если метод компании-аналога использовался для оценки контрольного пакета акций либо бизнеса в целом.

Скидка на низкую ликвидность – повышает сопоставимость оцениваемой компании с отобранными аналогами. Необходимость данной корректировки обусловлена разными уровнями ликвидности оцениваемой компании и аналогов, т.к. ценовая информация по сопутствующим компаниям получена на фондовом рынке, где обращаются акции высоколиквидных компаний.

Рыночная стоимость непрофильных, нефункционирующих и избыточных активов.

При расчете величины ценовых мультипликаторов и их применении к оцениваемой компании оценщики используют финансовые результаты по основной деятельности. Расчетная стоимость не учитывает наличие непрофильных (профилакторий), нефункционирующих (законсервированный цех), избыточных (свободный земельный участок, неустановленное оборудование и др.) активов. Их наличие у оцениваемой компании влияет на стоимость бизнеса. Данные активы учтены в методе чистых активов затратного подхода. Без внесения данной корректировки результаты сравнительного подхода не будут сопоставимы с оценкой, полученной затратным подходом. Поэтому при определении окончательного варианта стоимости в рамках сравнительного подхода необходимо рассчитать рыночную стоимость непрофильных, нефункционирующих и избыточных активов и приплюсовать ее к предварительному результату стоимости.

Поправка на дефицит (избыток) собственного оборотного капитала.

В процессе финансового анализа оценщик должен сопоставить фактически оборотный капитал с нормативной потребностью. Если будет обнаружен недостаток или избыток собственного оборотного капитала, предварительно рассчитанная стоимость должна быть скорректирована.

При внесении корректировок необходимо учитывать их последовательность – сначала вносятся процентные поправки (портфельная скидка, премия за контроль, скидка на низкую ликвидность), после учитываются стоимостные поправки (рыночная стоимость непрофильных, нефункционирующих и избыточных активов и поправка на дефицит (избыток) собственного оборотного капитала).

Вывод:

Сравнительный подход, несмотря на достаточную сложность и трудоемкость расчетов и анализа, является неотъемлемым приемом определения обоснованной рыночной стоимости. Результаты, полученные по данному способу, имеют наиболее объективную рыночную основу, качество которой зависит от возможности привлечения широкого круга компаний-аналогов. Поэтому основным фактором, сдерживающим применение в России метода компании-аналога и метода сделок, является отсутствие достаточной и достоверной ценовой и финансовой информации по отечественным компаниям-аналогам.

Задача к сравнительному подходу.

Задача

Рассчитать все мультипликаторы "Цена\Валовая Прибыль", "Цена\Прибыль", "Цена\Чистая Прибыль", "Цена\Денежный Поток".

Рыночная цена одной акции = 50 рублей.

Количество акций в обращении = 10 000 штук.

Денежная выручка от реализации продукции = 200 000 рублей.

Затраты на производство и реализацию продукции (в том числе амортизационные отчисления = 40 000 рублей) = 120 000 рублей

Выплаты процентов за кредит = 20 000 рублей.

Ставка налога на прибыль = 20%

Ц/ВП = 500/80 = 6,25

Ц/П = 500/60 = 8,33

Ц/ЧП = 500/ 60-12 = 10,42

Ц/ДП = 500 / 48 +40 = 5,68

Список использованной литературы

1. Оценка стоимости бизнеса: учебник / Эскиндаров М.А., Федотова М.А. -
2 –е изд. – М.: КНОРУС, 2016.

2. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): Учебник для бакалавров /
Н. Ф. Чеботарев. - 3-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014.

3. Финансы корпораций и оценка стоимости: Учебное пособие / Левчаев П.А. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016.

4. Оценка стоимости бизнеса. Теория и методология: учеб. пособие для студентов вузов по специальностям 080105 «Финансы и кредит» и 090109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / В. В. Царев, А. А. Кантарович. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014.

5. Стратегии управления компаниями. От теории к практической разработке и реализации: Учебное пособие / В.И. Грушенко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014.

6. Организация и формы международного бизнеса: Учебное пособие / Михалкин В. А. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015.

Наши рекомендации