Спецификации (измерительные материалы)
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для промежуточной аттестации
по дисциплине «Методы оптимальных решений»
для студентов направления подготовки 38.03.01 – «Экономика»
Раздел 1. Перечень компетенций и их структура в виде знаний, умений и навыков
Инструментальная компетенция – 5 (ИК-5): способность применять методики расчетов и основные методы исследований.
Знания:
- основ теории оптимизации, необходимых для решения прикладных финансово-экономических задач;
Умения:
- применять оптимизационные методы для решения задач в экономике и финансах;
- провести анализ постановки задачи и выбрать подходящие методы решений в различных финансово-экономических ситуациях;
Владения:
- навыками применения современного математического инструментария для решения финансово-экономических задач;
- методикой построения, анализа и применения математических моделей для оценки состояния и прогноза развития экономических явлений и процессов (в части методов оптимизации).
Профессиональная компетенция направления – 3 (ПКН-3): способность применять математические методы для решения стандартных профессиональных финансово-экономических задач, интерпретировать полученные математические результаты.
Знания:
- методов оптимизации;
Умения:
- использовать методы оптимизации для решения теоретических и прикладных задач экономики и финансов;
- интерпретировать полученные результаты в содержательных терминах решаемой задачи и оценивать их эффективность;
Владения:
- навыками использования совокупности различных инструментов и приемов оптимизации в целях построения модели реальной ситуации и принятия оптимального решения;
- навыками расчета показателей эффективности и неэффективности в различных финансово-экономических моделях.
Профессиональная компетенция направления – 6 (ПКН-6): способность предлагать решения профессиональных задач в меняющихся финансово-экономических условиях.
Знания:
- основных научных принципов и базовых понятий теории оптимизации;
- точных и приближенных методов оптимальных решений для принятия и обоснования вариантов управленческих решений;
Умения:
- подобрать математическую модель для поиска эффективного управленческого решения;
- используя модель, получить результат, интерпретировать его в содержательных терминах решаемой задачи и оценить его эффективность;
Владения:
- навыками анализа и интерпретации финансовой, бухгалтерской и иной информации;
- навыками использования результатов применения методов оптимизации для принятия управленческих решений;
- навыками определения подходящего типа модели для моделирования конкретной ситуации с целью получения и обоснования эффективного варианта управленческого решения.
Раздел 2. Контрольно-измерительные материалы (КИМ)
Процедура проведения экзамена и пример экзаменационного билета
Экзамен по дисциплине «Методы оптимальных решений» проводится в письменной форме в компьютерной аудитории. На экзамене студенту предлагается экзаменационный билет, включающий один теоретический вопрос, три тестовых задания и одно практико-ориентированное задание, выполняемое с привлечением ПЭВМ. Продолжительность письменного экзамена 2 академических часа.
Пример экзаменационного билета
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
(Финансовый университет)
Орловский филиал
Кафедра «Математика, информатика и общегуманитарные дисциплины»
2016-2017 учебный год
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1
по дисциплине «Методы оптимальных решений»
для студентов 2 курса бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки
«Экономика»
Теоретический вопрос
Общая постановка задачи оптимизации. Основные элементы и понятия. Примеры задач оптимизации в экономике и финансах.
Тестовые задания № 5
1. Какой метод нельзя применить для решения транспортной задачи?
1. Симплексный метод
2. Распределительный метод
3. Метод потенциалов
4. Метод наименьших квадратов
2. Установите правильную последовательность этапов решения ЗЛП графическим методом:
А) определение оптимальных значений целевой функции;
Б) определение оптимальных точек;
В) построение ОДР;
Г) определение направления роста уровня целевой функции.
3. Установите соответствие между основными понятиями теории игр и их определениями:
а) игра;
b) стратегия;
c) выигрыш, ничья, проигрыш;
d) партия;
e) ход;
1) возможные конечные состояния игры;
2) упрощенная математическая модель конфликтной ситуации, отличающаяся от реального конфликта тем, что ведется по определенным правилам;
3) совокупность правил, однозначно определяющих последовательность действий игрока в каждой конкретной ситуации, складывающейся в процессе игры;
4) выбор и реализация игроком одного из допустимых вариантов поведения;
5) каждый вариант реализации игры определенным образом.
3. Практико-ориентированное задание по теме «Графический метод решения ЗЛП»
Мини-пекарня выпекает хлеб для магазина. Для получения одного изделия белого хлеба требуется 1 мера муки и 3 г дрожжей, а для изготовления одного изделия оливкового хлеба тратится 0,5 меры муки и 1 г дрожжей. Ежедневные запасы пекарни составляют 800 мер муки и 1800 г дрожжей. Необходимо каждый день выпекать не менее 50 изделий белого хлеба. Доход с одного изделия белого хлеба равен 1,6 руб., с одного изделия оливкового хлеба – 2,2 руб.
1. Найдите графическим методом оптимальный план выпуска продукции мини-пекарней. Полученное решение проверьте средствами Excel.
2. Проведите анализ чувствительности оптимального решения к изменению условий задачи.
Билет рассмотрен и утвержден на заседании кафедры 09 сентября 2016 г.
Заведующий кафедрой Е.С. Филонова
Спецификации (измерительные материалы)
Компе-тенции | Вид контроля | Уровни освоения компетенций | Критерии оценивания (описание признаков проявления компетенций) | Шкала оценива-ния | |
ИК-5 | Теорети-ческий вопрос | Пороговый | Знания основ теории оптимизации, необходимых для решения финансовых и экономических задач. Неточности в ответе, нарушение логической последовательности в изложении. | ||
Продвинутый | Твердые знания методов оптимизации для решения экономических задач в различных финансово-экономических ситуациях. Несущественные неточности в ответе. | ||||
Высокий | Глубокие знания математического инструментария для решения финансово-экономических задач, методик построения, анализа и применения математических моделей для оценки состояния и прогноза развития экономических явлений и процессов (в части методов оптимизации). Логически стройное изложение, понимание дискуссионности данной проблематики. | ||||
ПКН-3 | Пороговый | Знания основных методов получения оптимальных решений. Неточности в ответе, нарушение логической последовательности в изложении. | |||
Продвинутый | Твердые знания методов оптимизации для решения теоретических и прикладных задач экономики и финансов; несущественные неточности в ответе. | ||||
Высокий | Глубокое знание совокупности различных инструментов и приемов оптимизации в целях построения модели реальной ситуации и принятия оптимального решения; методов расчета показателей эффективности и неэффективности в различных финансово-экономических моделях. Логически стройное изложение, понимание дискуссионности данной проблематики. | ||||
ПКН-6 | Пороговый | Имеет общее представление об основных научных принципах и базовых понятиях теории оптимизации. | |||
Продвинутый | Имеет четкое представление о видах математических моделей для поиска эффективного управленческого решения; способен квалифицированно, на достаточно понятном уровне объяснить возможности их использования для получения необходимых оптимальных результатов. | ||||
Высокий | Способен четко и ясно излагать суть методов анализа и интерпретации финансовой, бухгалтерской и иной информации. Свободно излагает последовательность применения различных методов моделирования конкретной ситуации с целью получения и обоснования эффективного варианта управленческого решения. | ||||
Максимальные баллы за теоретический вопрос | |||||
ИК-5 | Тесто-вые зада-ния | Пороговый | Способен выбрать один правильный ответ. | ||
Продвинутый | Способен выбирать более одного правильного ответа или конструировать ответ. | ||||
Высокий | Способен устанавливать соответствие между объектами или правильную последовательность реализации того или иного метода финансовых расчетов. | ||||
ПКН-3 | Пороговый | Способен выбрать один правильный ответ. | |||
Продвинутый | Способен выбирать более одного правильного ответа или конструировать ответ. | ||||
Высокий | Способен устанавливать соответствие между объектами или правильную последовательность реализации того или иного метода финансовых расчетов. | ||||
Максимальные баллы за тестовые задания | |||||
ИК-5 | Прак-тико-ориен-тиро-ванные зада-ния | ||||
Продвинутый | Умение применять методы оптимизации для решения экономических задач; провести анализ постановки задачи и выбрать подходящие методы решений в различных финансово-экономических ситуациях. | ||||
Высокий | Владение навыками применения современного математического инструментария для решения финансово-экономических задач; методикой построения, анализа и применения математических моделей для оценки состояния и развития экономических явлений и процессов (в части методов оптимизации). | ||||
ПКН-3 | |||||
Продвинутый | Умение использовать методы оптимизации для решения теоретических и прикладных задач экономики и финансов; интерпретировать полученные результаты в содержательных терминах решаемой задачи и оценивать их эффективность. | ||||
Высокий | Владение навыками использования совокупности различных инструментов и приемов оптимизации в целях построения модели реальной ситуации и принятия оптимального решения; навыками расчета показателей эффективности и неэффективности в различных финансово-экономических моделях. | ||||
ПКН-6 | |||||
Продвинутый | Умение подобрать математическую модель для поиска эффективного управленческого решения; используя модель, получить результат, интерпретировать его в содержательных терминах решаемой задачи и оценить его эффективность. | ||||
Высокий | Владение навыками анализа и интерпретации финансовой, бухгалтерской и иной информации; навыками использования результатов финансовых расчетов для принятия управленческих решений; навыками определения подходящего типа модели для моделирования конкретной ситуации с целью получения и обоснования эффективного варианта управленческого решения. | ||||
Максимальные баллы за практико-ориентированные задания | |||||
Максимальные баллы за ответ на экзамене (зачете) | |||||
Итоговая сумма баллов, полученная студентом экзамене/зачете и по результатам текущего контроля успеваемости в семестре, преобразуется в пятибалльную систему оценок в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
Порядок перевода 100-балльной оценки в пятибалльную
100-балльная система | 5-балльная система |
86-100 | отлично |
70-85 | хорошо |
50-69 | удовлетворительно |
менее 50 | неудовлетворительно |
50-100 | зачтено |
менее 50 | не зачтено |