Спецификации (измерительные материалы)

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Для промежуточной аттестации

по дисциплине «Методы оптимальных решений»

для студентов направления подготовки 38.03.01 – «Экономика»

Раздел 1. Перечень компетенций и их структура в виде знаний, умений и навыков

Инструментальная компетенция – 5 (ИК-5): способность применять методики расчетов и основные методы исследований.

Знания:

- основ теории оптимизации, необходимых для решения прикладных финансово-экономических задач;

Умения:

- применять оптимизационные методы для решения задач в экономике и финансах;

- провести анализ постановки задачи и выбрать подходящие методы решений в раз­личных финансово-экономических ситуациях;

Владения:

- навыками применения современного математического инструментария для решения финансово-экономических задач;

- методикой построения, анализа и применения математических моделей для оценки состояния и прогноза развития экономических явлений и процессов (в части методов оптимизации).

Профессиональная компетенция направления – 3 (ПКН-3): способность применять математические методы для решения стандартных профессиональных финансово-экономических задач, интерпретировать полученные математические результаты.

Знания:

- методов оптимизации;

Умения:

- использовать методы оптимизации для решения теоретических и прикладных задач экономики и финансов;

- интерпретировать полученные результаты в содержательных терминах решаемой задачи и оценивать их эффек­тивность;

Владения:

- навыками использования совокупности различных инструментов и приемов оптимизации в целях построения модели реальной ситуации и принятия оптимального решения;

- навыками расчета показателей эф­фективности и неэффективности в различных финансово-экономических моделях.

Профессиональная компетенция направления – 6 (ПКН-6): способность предлагать решения профессиональных задач в меняющихся финансово-экономических условиях.

Знания:

- основных научных принципов и базовых понятий теории оптимизации;

- точных и приближенных методов оптимальных решений для принятия и обоснования вариантов управленческих решений;

Умения:

- подобрать математическую модель для поиска эффективного управленческого решения;

- используя модель, получить результат, интерпретировать его в содержательных терминах решаемой задачи и оценить его эффек­тивность;

Владения:

- навыками анализа и интерпретации финансовой, бухгалтерской и иной информации;

- навыками использования результатов применения методов оптимизации для принятия управленческих решений;

- навыками определения подходящего типа модели для моделирования конк­ретной ситуации с целью получения и обоснования эффективного варианта управленческого решения.

Раздел 2. Контрольно-измерительные материалы (КИМ)

Процедура проведения экзамена и пример экзаменационного билета

Экзамен по дисциплине «Методы оптимальных решений» проводится в письменной форме в компьютерной аудитории. На экзамене студенту предлагается экзаменационный билет, включающий один теоретический вопрос, три тестовых задания и одно практико-ориентированное задание, выполняемое с привлечением ПЭВМ. Продолжительность письменного экзамена 2 академических часа.

Пример экзаменационного билета

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

(Финансовый университет)

Орловский филиал

Кафедра «Математика, информатика и общегуманитарные дисциплины»

2016-2017 учебный год

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1

по дисциплине «Методы оптимальных решений»

для студентов 2 курса бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки

«Экономика»

Теоретический вопрос

Общая постановка задачи оптимизации. Основные элементы и понятия. Примеры задач оптимизации в экономике и финансах.

Тестовые задания № 5

1. Какой метод нельзя применить для решения транспортной задачи?

1. Симплексный метод

2. Распределительный метод

3. Метод потенциалов

4. Метод наименьших квадратов

2. Установите правильную последовательность этапов решения ЗЛП графическим методом:

А) определение оптимальных значений целевой функции;

Б) определение оптимальных точек;

В) построение ОДР;

Г) определение направления роста уровня целевой функции.

3. Установите соответствие между основными понятиями теории игр и их определениями:

а) игра;

b) стратегия;

c) выигрыш, ничья, проигрыш;

d) партия;

e) ход;

1) возможные конечные состояния игры;

2) упрощенная математическая модель конфликтной ситуации, отличающаяся от реального конфликта тем, что ведется по определенным правилам;

3) совокупность правил, однозначно определяющих последовательность действий игрока в каждой конкретной ситуации, складывающейся в процессе игры;

4) выбор и реализация игроком одного из допустимых вариантов поведения;

5) каждый вариант реализации игры определенным образом.

3. Практико-ориентированное задание по теме «Графический метод решения ЗЛП»

Мини-пекарня выпекает хлеб для магазина. Для получения одного изделия белого хлеба требуется 1 мера муки и 3 г дрожжей, а для изготовления одного изделия оливкового хлеба тратится 0,5 меры муки и 1 г дрожжей. Ежедневные запасы пекарни составляют 800 мер муки и 1800 г дрожжей. Необходимо каждый день выпекать не менее 50 изделий белого хлеба. Доход с одного изделия белого хлеба равен 1,6 руб., с одного изделия оливкового хлеба – 2,2 руб.

1. Найдите графическим методом оптимальный план выпуска продукции мини-пекарней. Полученное решение проверьте средствами Excel.

2. Проведите анализ чувствительности оптимального решения к изменению условий задачи.

Билет рассмотрен и утвержден на заседании кафедры 09 сентября 2016 г.

Заведующий кафедрой Е.С. Филонова

Спецификации (измерительные материалы)

Компе-тенции Вид контроля Уровни освоения компетенций Критерии оценивания (описание признаков проявления компетенций) Шкала оценива-ния
ИК-5 Теорети-ческий вопрос Пороговый Знания основ теории оптимизации, необходимых для решения финансовых и экономических задач. Неточности в ответе, нарушение логической последовательности в изложении.
Продвинутый Твердые знания методов оптимизации для решения экономических задач в раз­личных финансово-экономических ситуациях. Несущественные неточности в ответе.
Высокий Глубокие знания математического инструментария для решения финансово-экономических задач, методик построения, анализа и применения математических моделей для оценки состояния и прогноза развития экономических явлений и процессов (в части методов оптимизации). Логически стройное изложение, понимание дискуссионности данной проблематики.
ПКН-3 Пороговый Знания основных методов получения оптимальных решений. Неточности в ответе, нарушение логической последовательности в изложении.
Продвинутый Твердые знания методов оптимизации для решения теоретических и прикладных задач экономики и финансов; несущественные неточности в ответе.
Высокий Глубокое знание совокупности различных инструментов и приемов оптимизации в целях построения модели реальной ситуации и принятия оптимального решения; методов расчета показателей эф­фективности и неэффективности в различных финансово-экономических моделях. Логически стройное изложение, понимание дискуссионности данной проблематики.
ПКН-6 Пороговый Имеет общее представление об основных научных принципах и базовых понятиях теории оптимизации.
Продвинутый Имеет четкое представление о видах математических моделей для поиска эффективного управленческого решения; способен квалифицированно, на достаточно понятном уровне объяснить возможности их использования для получения необходимых оптимальных результатов.
Высокий Способен четко и ясно излагать суть методов анализа и интерпретации финансовой, бухгалтерской и иной информации. Свободно излагает последовательность применения различных методов моделирования конк­ретной ситуации с целью получения и обоснования эффективного варианта управленческого решения.
Максимальные баллы за теоретический вопрос
ИК-5 Тесто-вые зада-ния Пороговый Способен выбрать один правильный ответ.
Продвинутый Способен выбирать более одного правильного ответа или конструировать ответ.
Высокий Способен устанавливать соответствие между объектами или правильную последовательность реализации того или иного метода финансовых расчетов.
ПКН-3 Пороговый Способен выбрать один правильный ответ.
Продвинутый Способен выбирать более одного правильного ответа или конструировать ответ.
Высокий Способен устанавливать соответствие между объектами или правильную последовательность реализации того или иного метода финансовых расчетов.
Максимальные баллы за тестовые задания
ИК-5 Прак-тико-ориен-тиро-ванные зада-ния      
Продвинутый Умение применять методы оптимизации для решения экономических задач; провести анализ постановки задачи и выбрать подходящие методы решений в раз­личных финансово-экономических ситуациях.
Высокий Владение навыками применения современного математического инструментария для решения финансово-экономических задач; методикой построения, анализа и применения математических моделей для оценки состояния и развития экономических явлений и процессов (в части методов оптимизации).
ПКН-3      
Продвинутый Умение использовать методы оптимизации для решения теоретических и прикладных задач экономики и финансов; интерпретировать полученные результаты в содержательных терминах решаемой задачи и оценивать их эффек­тивность.
Высокий Владение навыками использования совокупности различных инструментов и приемов оптимизации в целях построения модели реальной ситуации и принятия оптимального решения; навыками расчета показателей эф­фективности и неэффективности в различных финансово-экономических моделях.
ПКН-6      
Продвинутый Умение подобрать математическую модель для поиска эффективного управленческого решения; используя модель, получить результат, интерпретировать его в содержательных терминах решаемой задачи и оценить его эффек­тивность.
Высокий Владение навыками анализа и интерпретации финансовой, бухгалтерской и иной информации; навыками использования результатов финансовых расчетов для принятия управленческих решений; навыками определения подходящего типа модели для моделирования конк­ретной ситуации с целью получения и обоснования эффективного варианта управленческого решения.
Максимальные баллы за практико-ориентированные задания
         
Максимальные баллы за ответ на экзамене (зачете)
           

Итоговая сумма баллов, полученная студентом экзамене/зачете и по результатам текущего контроля успеваемости в семестре, преобразуется в пятибалльную систему оценок в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1

Порядок перевода 100-балльной оценки в пятибалльную

100-балльная система 5-балльная система
86-100 отлично
70-85 хорошо
50-69 удовлетворительно
менее 50 неудовлетворительно
50-100 зачтено
менее 50 не зачтено

Наши рекомендации