РАЗДЕЛ II Тема 7 Правовая база технического регулирования
Техническое регулирование - новый вид правовой деятельности для России. В европейских странах и США этот вид деятельности уже давно имеет широкое распространение. Техническое регулирование предназначено для установления и применения обязательных требований и требований и на добровольной основе к объектам стандартизации, а также устранения технических барьеров для международной торговли.
Техническое регулирование осуществляется путем разработки и принятия технического законодательства, включающего федеральные законы, технические регламенты в форме федеральных законов или указов Президента или постановлений Правительства Российской Федерации, а также иные нормативные правовые акты.
Основные положения технического регулирования определяются Федеральным законом «О техническом регулировании» (№ 184-ФЗ от 27.12.02).
Сфера применения указанного ФЗ распространяется на отношения, возникающие при:
- разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции и процессам;
- разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам, выполнению работ и оказанию услуг;
- оценке соответствия.
Действие закона не распространяется на государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг.
Объектами технического регулированияявляются продукция, процессы, работы и услуги.
Техническое регулирование включает следующие виды деятельности: стандартизацию, оценку соответствия, в том числе такие ее формы как государственный контроль качества, испытания, аккредитация, испытания, подтверждение соответствия, а также метрологическое обеспечение измерений объектов. Таким образом, техническое регулирование имеет обширную сферу применения
Структура ФЗ «О технически регулировании».
Закон состоит из десяти глав:
1. Общие положения
2. Технические регламенты
3. Стандартизация
4. Подтверждение соответствия
5. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)
6. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентом
7. Информация о нарушении требований технических регламентов и отзыв продукции
8. Информация о технических регламентах и документах по стандартизации
9. Финансирование в области технического регулирования
10. Заключительные и переходные положения.
Основные положения ФЗ в области стандартизации и технических регламентов рассмотрены в предыдущих темах, а вопросы оценки соответствия разбираются в Ш разделе учебной дисциплины. Вместе с тем, в ФЗ регламентируется ряд положений, которые необходимо разобрать отдельно. К числу таких положений относятся принципы технического регулирования , информационное обеспечение и финансирование в области технического регулирования.
Принципы технического регулирования:
- применение единых правил установления требования к продукции, процессам, работам и услугам;
- соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики-, материально-технической базы и уровню НТП;
- единства правил и методов испытаний и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
- единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
недопустимости совмещения одним органом полномочий государственного контроля и по сертификации и/или по аккредитаций;
- недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов
(ФЗ «О техническом регулировании»).
По сути указанные принципы можно объединить в четыре основополагающих принципа:
- единства установления и применения требованийк объектам технического регулирования, в том числе и обязательных, а также правил и методов испытаний и измерений;
- соответствияэкономическим, материально-техническим и техническим возможностям страны в целом и большинства организаций;
- недопустимости совмещения полномочийорганов, осуществляющие разные формы оценки соответствия (госконтроля, сертификации и аккредитации), а также внебюджетного финансирования государственного контроля(надзора);
- независимости органовпо аккредитации или сертификации от изготовителей, исполнителей, продавцов и приобретателей.
Организационно-методические документы вобласти технического регулирования.К ним относятся акты рекомендательного характера, которые вправе издавать федеральные органы исполнительной власти (ст. 4 п. 3). Эти акты могут быть в форме Правил и Рекомендаций, утверждаемых Госстандартом, Санитарных правил (СП) или Санитарно-эпидемиологических требований, утверждаемых Госсанэпидемиадзором Минздрава России, Строительные нормы и правила (СПиП), утверждаемые Госстроем и др. После принятия соответствующих технических регламентов и/или окончания переходного периода эти документы будут выполняться на добровольной основе
Правила и нормы, регламентируемые действовавшимидо принятия ФЗ «О техническом регулировании»законами: «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг», отменены с момента вступления в силу принятого ФЗ (с 01.07.03).
Кроме того в ряде действующих законов: «О пожарной безопасности»1, «О рекламе», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», отменены отдельные статьи.
Одновременно ряд федеральных законов, связанных с ФЗ «О техническом регулировании», в настоящее время пересматриваются (ФЗ «Об обеспечении единства измерений», «О защите прав потребителей», «О ветеринарии» и др.).