Особенности учета и распределения основных и накладных
производственных затрат»
Цель задания – закрепление теоретических знаний и формирование практических навыков учета и распределения накладных производственных затрат.
Требуется
На основании приведенных в учебном задании исходных данных:
1. Распределить накладные затраты по объектам учета затрат и калькулирования себестоимости, исходя из следующих баз распределения:
- для расходов по эксплуатации и содержанию производственного оборудования – пропорционально отработанному оборудованием количеству машино-смен;
- для общецеховых расходов – пропорционально величине прямых затрат на изготовление продукции;
- для общехозяйственных расходов – пропорционально величине основной заработной платы основных производственных рабочих.
2. Оценить производственную себестоимость окончательно забракованных изделий, исходя из того, что брак по изделию "Б" произошел по вине инженера-технолога цеха, а виновные в браке изделий "А" не установлены. Определить затраты, подлежащие отнесению на себестоимость выпущенной продукции по статье "Потери от брака". Составить бухгалтерские проводки по счету "Брак в производстве".
3. Скалькулировать производственную себестоимость по калькуляционным статьям на каждый тип выпущенной продукции и в расчете на единицу изделий.
4. Разработать рекомендации руководству предприятия по ценообразованию на данную продукцию, исходя из планового уровня рентабельности производства 20%.
5. Рассчитать показатели, подлежащие включению в расчетный документ (счет-фактуру), который будет предъявлен покупателю за указанную продукцию, исходя из того, что все выпущенные в отчетном периоде изделия отгружены в его адрес (ставка НДС – 20%, ставка налога с продаж – 5%).
6. Определить финансовый результат от реализации за отчетный период, составив предварительно необходимые бухгалтерские проводки по выпуску готовой продукции (учет готовой продукции ведется по фактической себестоимости), ее отгрузке и реализации.
7. По результатам решения учебного задания сделать вывод.
Исходные данные
Предприятием в одном производственном цехе на трех поточных линиях производятся изделия типа "А", "Б" и "В". Результаты деятельности предприятия в отчетном периоде характеризуются следующими показателями:
Показатели | "А" | "Б" | "В" | Итого |
Произведено продукции (шт.) | ||||
Окончательно забраковано продукции (шт.) | - | |||
Передано на склад готовой продукции (шт.) | ||||
Отработано оборудованием (машино-смен) | ||||
Основные затраты (тыс. руб.), в т.ч.: - сырье и материалы - возвратные отходы - покупные полуфабрикаты и услуги производственного характера - основная заработная плата основных производственных рабочих | - | |||
Затраты по исправлению брака (тыс. руб.), в т.ч.: - сырье и материалы - заработная плата производственных рабочих | ||||
Оприходовано полуфабрикатов от разборки окончательного брака | 0,2 | 0,3 | - | 0,5 |
Накладные затраты (тыс. руб.), в т.ч.: - расходы по эксплуатации и содержанию производственного оборудования - общецеховые расходы - общехозяйственные расходы - расходы на подготовку производства (согласно смете – 0,02 тыс. руб. на 1 изделие) | Расч. Расч. Расч. Расч. | Расч. Расч. Расч. Расч. | Расч. Расч. Расч. Расч. | Расч. |
Затраты по сбыту продукции (тыс. руб.) | х | х | х |
Учебное задание № 11
«Позаказная и попроцессная (попередельная) системы учета затрат и калькулирования»
Цель задания – закрепление теоретических знаний и формирование практических навыков учета и распределения производственных затрат и формирования финансового результата в условиях использования позаказной системы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).
Требуется
Используя информацию, приведенную в исходных данных:
1. Составить бухгалтерские проводки по учету производственных затрат и сгруппировать затраты за отчетный период на калькуляционных и собирательно-распределительных счетах бухгалтерского учета.
2. Распределить затраты вспомогательного производства и накладные расходы по объектам учета и калькулирования, предложив наиболее оптимальные базы для их распределения и составив необходимые бухгалтерские проводки.
3. Определить фактическую себестоимость выпущенной за отчетный период продукции и величину незавершенного производства на конец отчетного периода. Составить бухгалтерские проводки.
4. Определить на счетах бухгалтерского учета финансовый результат от реализации продукции, изготовленной в соответствии с условиями заказа № 25.
5. По результатам решения учебного задания сделать вывод.
Исходные данные
Один из цехов мебельного предприятия занимается изготовлением на заказ офисной мебели. В отчетном периоде в цехе завершено выполнение заказа № 25 и начаты работы по заказу № 26. Мебель по заказу № 25 отгружена покупателю с предъявлением расчетных документов на сумму 1200 тыс. руб., в том числе НДС 20%.
В бухгалтерии предприятия имеется следующая информация о финансово-хозяйственной деятельности в отчетном периоде (в тыс. руб.):
Показатели | Заказ | Заказ | Итого |
Незавершенное производство на начало периода | |||
Затраты за отчетный период: | |||
отпущены со склада материалы: | |||
- на производство мебели | |||
- на исправление выявленного брака | |||
- на содержание транспортного участка | |||
- на содержание производственного оборудования | |||
- на ремонт здания мебельного цеха | |||
- на ремонт здания офиса предприятия | |||
начислена амортизация на объекты основных средств: | |||
- на станки и оборудование мебельного цеха | |||
- на грузовой автотранспорт транспортного участка | |||
- на легковой автомобиль директора предприятия | |||
начислена заработная плата: | |||
- производственным рабочим мебельного цеха | |||
- производственным рабочим за исправление брака | |||
- вспомогательным рабочим и ИТР мебельного цеха | |||
- рабочим и служащим транспортного участка | |||
- служащим офиса | |||
Акцептованы счета за услуги поставщиков: | |||
- за обеспечение производства электроэнергией | |||
- за обеспечение бытовым водоснабжением и канализацией | |||
Услуги сторонней организации по отгрузке готовой мебели (заказ № 25) | |||
Количество машино-смен работы оборудования (справочно) |
Учетной политикой предприятия предусмотрено:
- учет производственных затрат и калькулирование себестоимости продукции ведется позаказным методом;
- для учета затрат используются счета: «Основное производство», «Вспомогательные производства», «Общепроизводственные расходы», «Общехозяйственные расходы» и «Брак в производстве»;
- затраты транспортного участка учитываются в качестве расходов общепроизводственного характера;
- общехозяйственные расходы признаются условно-постоянными;
- момент реализации готовой продукции определяется по факту ее отгрузки и предъявления расчетных документов покупателю.
Учебное задание № 12
«Позаказная и попроцессная (попередельная) системы учета затрат и калькулирования»
Цель задания – закрепление теоретических знаний и формирование практических навыков учета и распределения производственных затрат и формирования финансового результата в условиях использования попроцессной (попередельной) системы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).
Требуется
Используя информацию, приведенную в исходных данных:
1. сгруппировать затраты по объектам учета затрат;
2. распределить сгруппированные затраты по объектам калькулирования;
3. определить производственную себестоимость выпуска каждой серии продукции и единицы изделия каждого типа;
4. по результатам решения учебного задания сделать вывод.
Исходные данные
Предприятие производит автомобильные шины. Технология производства предусматривает последовательную обработку сырья и исходных материалов в цехах основного производства: обработки сырья (цех 1) и монтажа шин (цех 2). Бесперебойное функционирование основного производства обеспечивают вспомогательные участки: подготовки сырья, ремонтный и транспортный.
За отчетный период предприятие выпустило 300 шин серии «А» и 100 шин серии «Б». Учет затрат и калькулирование себестоимости ведется на предприятии попроцессным методом.
Учет затрат ведется: цеха 1 - на субсчете 20-1, цеха 2 - на субсчете 20-2, участка подготовки сырья - на субсчете 23-1, ремонтного участка - на субсчете 23-2, транспортного участка - на субсчете 23-3.
Учетной политикой предприятия предусмотрено определение себестоимости продукции путем полного отнесения накладных расходов на объекты учета затрат и калькулирования. Распределение накладных расходов осуществляется пропорционально следующим базам распределения:
- расходов на содержание и эксплуатацию оборудования – пропорционально количеству отработанных оборудованием машино-смен;
- общецеховых расходов – пропорционально величине прямых затрат;
- расходов транспортного участка – пропорционально количеству отработанных транспортными средствами машино-часов;
- общехозяйственных расходов – пропорционально величине начисленной основной заработной платы производственным рабочим.
Согласно данным бухгалтерского учета, деятельность предприятия в отчетном периоде характеризовалась следующими показателями (в тыс. руб.):
1. Расход основных материалов на выпуск шин:
- типа «А» – 150;
- типа «Б» - 80.
2. Расход вспомогательных материалов на содержание оборудования:
- цеха 1 – 50;
- цеха 2 – 60.
3. Начисленная заработная плата работникам цеха 1:
- основным производственным рабочим за выпуск шин серии «А» – 200;
- основным производственным рабочим за выпуск шин серии «Б» – 100;
- инженерно-техническим работникам и вспомогательному персоналу цеха – 150.
4. Начисленная заработная плата в цехе 2:
- основным производственным рабочим за выпуск шин серии «А» – 50;
- основным производственным рабочим за выпуск шин серии «Б» – 20;
- инженерно-техническим работникам и вспомогательному персоналу цеха – 70.
5. Расходы по участку подготовки сырья составили:
- на подготовку сырья для шин типа «А» - 15;
- на подготовку сырья для шин типа «Б» - 25;
6. Расходы транспортного участка составили – 80.
7. Расходы ремонтного участка составили:
- на ремонт оборудования цеха 1 – 40;
- на ремонт оборудования цеха 2 – 15;
- на ремонт здания цеха 2 – 10;
- на ремонт здания головного офиса предприятия – 5.
8. Расходы на управление предприятием – 60.
9. Остатки незавершенного производства на начало периода:
- в цехе 1: по шинам серии "А" – 40, по шинам серии "Б" – 10;
- в цехе 2: по шинам серии "А" – нет, по шинам серии "Б" – 20.
10. Остатки незавершенного производства на конец периода:
- в цехе 1: по шинам серии "А" – 10, по шинам серии "Б" – нет;
- в цехе 2: по шинам серии "А" – 20, по шинам серии "Б" – 10.
11. Транспортом предприятия отработано машино-часов:
- в целях оказания услуг цеху 1 – 250;
- в целях оказания услуг цеху 2 – 200;
- в целях обеспечения ведения управленческой деятельности – 50.
12. Оборудованием цехов отработано машино-смен:
- оборудованием цеха 1: на изготовление шин серии "А" – 230 и на изготовление шин серии "Б" – 170;
- оборудованием цеха 2: на изготовление шин серии "А" – 150 и на изготовление шин серии "Б" – 50.
Учебное задание № 13
«Позаказная и попроцессная (попередельная) системы учета затрат и калькулирования»
Цель задания – закрепление теоретических знаний и формирование практических навыков учета и распределения производственных затрат и формирования финансового результата в условиях использования попередельной системы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).
Требуется
Используя информацию, приведенную в исходных данных:
1. Распределить накладные расходы по объектам учета и калькулирования, используя в качестве базы распределения общепроизводственных расходов - прямые затраты, а общехозяйственных расходов – основную заработную плату производственных рабочих.
2. Определить фактическую себестоимость выпущенной за отчетный период готовой продукции, используя приведенную форму сводного учета затрат:
Переделы | НЗП на начало периода | Матер. затраты | ЗП основн. произв. рабочих | Полуфабрикаты | Общепр. расх. | Общехоз. расх. | Итого за период | НЗП на конец периода | Факт. себест. выпуска |
1-й передел | |||||||||
2-й передел | |||||||||
Всего |
3. Определить фактическую себестоимость реализованной целлюлозы и бумаги, а также бумаги, оставшейся на складе готовой продукции, предварительно составив бухгалтерские проводки.
4. По результатам решения учебного задания сделать вывод.
Исходные данные
Целлюлозобумажный комбинат занимается переработкой древесины с целью получения конечного продукта – бумаги. В процессе первоначальной переработки сырья (1-й передел) комбинат получает полуфабрикат – целлюлозу, которая используется как для дальнейшей переработки в бумагу (2-й передел), так и для реализации на сторону. За отчетный период произведено 100 тонн целлюлозы (из них 50 тонн реализовано на сторону, 50 тонн передано во 2-й передел) и 100 тонн бумаги (из нее 50 тонн отгружено покупателям, 50 тонн оприходовано на склад готовой продукции).
В бухгалтерии предприятия за отчетный период учтены следующие фактические затраты (тыс. руб.):
Показатели | 1 передел | 2 передел | Итого |
Незавершенное производство на начало отчетного периода | |||
Затраты сырья и материалов | - | ||
Затраты на заработную плату основных производственных рабочих | |||
Общепроизводственные расходы | Опред. | Опред. | |
Общехозяйственные расходы | Опред. | Опред. | |
Остаток незавершенного производства на конец отчетного периода |
Учетной политикой предприятия предусмотрено, что учет производственных затрат ведется попередельным методом с полным распределением затрат по объектам учета и калькулирования. Момент реализации определяется по факту отгрузки готовой продукции и предъявления покупателям расчетных документов.
Планирование, нормирование и контроль
Производственных затрат
Учебное задание № 14
«Разработка нормативов и бюджетов предприятия»
Цель задания – закрепление теоретических знаний и формирование практических навыков определения величины нормативных затрат и разработки нормативной калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг).
Требуется
Исходя из приведенных ниже данных о результатах деятельности предприятия:
1. составить ведомости нормативных затрат цехов 1 и 2 по изготовлению деталей и сборке изделий (предварительно необходимо рассчитать сметные (нормативные) ставки по общепроизводственным расходам цехов, принимая в качестве расчетной базы величину основной заработной платы производственных рабочих);
2. разработать нормативную калькуляцию производственной себестоимости изделия на основе полного распределения затрат (предварительно необходимо рассчитать сметную (нормативную) ставку распределения общехозяйственных расходов, принимая в качестве расчетной базы величину прямых затрат, и учитывая, что согласно смете величина общехозяйственных расходов составляет 22656 рублей);
3. по результатам решения учебного задания сделать вывод.
Исходные данные
В токарном цехе (цех 1) предприятия производится изготовление комплектующих деталей для изделия, а в сборочном цехе (цех 2) производится сборка изделия из комплектующих деталей и покупных полуфабрикатов.
Показатели хозяйственной деятельности цеха 1:
- норма расхода стального проката на изготовление одной комплектующей детали – 0,5 кг;
- норма возвратных отходов стального проката на одну комплектующую деталь – 0,1 кг;
- плановая цена 1 килограмма стального проката – 60 руб.;
- плановая цена 1 килограмма отходов стального проката – 20 руб.;
- норма трудозатрат на обработку одной комплектующей детали – 1,2 нормо-часа;
- нормативная ставка основной заработной платы токаря – 50 руб./нормо-час.;
- сметная величина общепроизводственных расходов цеха 1 – 12000 руб.;
- плановый выпуск деталей в предстоящем периоде – 1000 шт.
Показатели хозяйственной деятельности цеха 2:
- норма расхода покупных полуфабрикатов на одно изделие – 1 шт.;
- норма расхода лакокрасочных материалов на одно изделие – 0,2 кг;
- плановая цена 1 шт. покупных полуфабрикатов – 150 руб.;
- плановая цена 1 килограмма лакокрасочных материалов – 40 руб.;
- норма трудозатрат на сборку одного изделия – 2 нормо-часа;
- нормативная ставка основной заработной платы сборщика – 30 руб./нормо-час.;
- сметная величина общепроизводственных расходов цеха 2 – 16000 руб.;
- плановый выпуск собранных изделий в предстоящем периоде – 800 шт.
Учебное задание № 15
«Разработка нормативов и бюджетов предприятия»
Цель задания – закрепление теоретических знаний и формирование практических навыков разработки смет производственных затрат предприятия.
Требуется
Исходя из материалов и результатов, полученных в ходе решения учебного задания № 14, а также дополнительных данных, приведенных в настоящем учебном задании, составить сметы:
- использования материалов в каждом из цехов и на предприятии в целом;
- приобретения материалов;
- затрат на основную заработную плату производственных рабочих.
По результатам решения учебного задания сделать вывод.
Дополнительные данные
1. Нормативный запас материалов на начало планируемого периода должен обеспечивать производство 100 изделий, а на конец периода – 50 изделий.
2. Норматив дополнительной заработной платы производственных рабочих составляет 10% от величины их основной заработной платы.
Учебное задание № 16
«Учет отклонений от норм и калькулирование себестоимости нормативным методом»
Цель задания – закрепление теоретические знания и формирование практических навыков ведения взаимосвязанных операций по нормированию производственных затрат, изменению текущих норм, учету отклонений фактических затрат от их нормативной величины и калькулированию себестоимости продукции нормативным методом.
Требуется
Используя приведенную информацию, а также исходные данные настоящего учебного задания:
1. Составить, исходя из текущих норм и сметных нормативов, цеховую (без учета общехозяйственных и коммерческих расходов) нормативную калькуляцию затрат на единицу каждого изделия по состоянию на первое число января и февраля текущего года.
Расчет нормативной калькуляции:
(в рублях)
Статья затрат: | на 1.01. | на 1.02. | ||
дверной блок | оконный блок | дверной блок | оконный блок | |
Материальные затраты | ||||
Трудовые затраты | ||||
Итого прямых затрат | ||||
Нормативная сметная ставка расходов на содержание производственного оборудования в расчете на одно изделие | ||||
Нормативная сметная ставка общецеховых расходов в расчете на одно изделие | ||||
Итого накладных затрат | ||||
Нормативная себестоимость одного изделия |
2. В связи с изменением текущих норм с 1.02. текущего года пересчитать остатки объемов незавершенного производства (НЗП) по данному заказу по состоянию на 1 февраля индексным способом, исходя из зафиксированных нормативных прямых затрат, произведенных по данному заказу в январе. Расчет оформить в виде таблицы:
Таблица пересчета объемов НЗП в связи с изменением норм:
(в рублях)
Статьи прямых Затрат | Нормат. себестоимость изделия до 1.02 | Нормат. себестоимость изделия с 1.02 | Индекс пересчета | Норм. затраты до 1.02 | Норм. затраты с 1.02 | Отклонения по изм. норм |
Дверные блоки: | ||||||
Материальные затраты | 6 000 | |||||
Трудовые затраты | 4 000 | |||||
Итого прямых затрат | 10 000 | |||||
Оконные блоки: | ||||||
Материальные затраты | 5 600 | |||||
Трудовые затраты | 4 000 | |||||
Итого прямых затрат | 9 600 | |||||
Всего НЗП | 19 600 |
3. Определить:
- фактическую себестоимость единицы каждого вида изделия;
- фактическую себестоимость выпуска каждого вида изделий;
- фактическую себестоимость всего заказа.
При этом следует учитывать, что в феврале текущего года заказ в полном объеме был выполнен и закрыт. За весь период его выполнения зафиксированы следующие отклонения фактической величины прямых затрат от их нормативной величины:
Статьи прямых затрат | Дверной блок | Оконный блок |
Отклонения по материальным затратам (руб.) | + 1300 | - 1500 |
Отклонения по трудовым затратам (руб.) | + 500 | + 120 |
Фактические накладные расходы цеха, приходящиеся на данный заказ, составили:
- расходы на содержание производственного оборудования – 50000 руб.;
- общецеховые расходы – 25000 руб.
Распределение отклонений накладных расходов на выпуск оконных и дверных блоков следует произвести пропорционально величине накладных расходов, исчисленной на базе сметных нормативных ставок.