Факторный анализ валового и операционного финансовых результатов
Учитывая, что наибольшее влияние на формирование общего финансового результата (до налогообложения) на производственных предприятиях занимает операционный финансовый результат, поэтому необходим анализ факторов, вызвавших его изменение. Учитывая достаточно большой ассортимент продукции, работ, услуг на предприятии такой анализ целесообразно вести в разрезе ассортиментных групп, видов деятельности. С другой стороны, инфляционный характер отечественной экономики приводит к постоянному изменению цен, поэтому такой анализ целесообразнее ограничивать месячной отчетностью. При проведении факторного анализа валового и операционного финансового результата за год возникают сложности в определении среднегодовой цены в разрезе видов продукции, работ, услуг.
Факторный анализ финансового результата предполагает наличие определенной информационной базы, которая формируется на основе данных управленческого учета: физический объем продукции, цена и себестоимость единицы продукции, работ, услуг. Методика факторного анализа валового и операционного финансового результата аналогична, различие составляет показатель себестоимости единицы продукции, работ, услуг. Для валового финансового результата это будет производственная себестоимость, а для операционного финансового результата – полная себестоимость, то есть с учетом административных расходов, расходов на сбыт, прочих операционных доходов и расходов. Необходимый массив информации для такого анализа представлен в табл. 5.2.
Таблица 5.2.
Исходные данные для факторного анализа прибыли
Наименование продукции | Базисный период | Отчетный период | ||||
Объем продукции, т. | Себестоимость 1 т., грн | Цена 1 т., грн. | Объем продукции, т. | Себестоимость 1т., грн | Цена 1 т., грн. | |
А | 680,8 | 641,7 | 843,6 | 648,3 | 685,1 | 906,6 |
Б | 271,7 | 633,4 | 959,6 | 421,5 | 710,2 | 1000,0 |
В | 77,6 | 937,6 | 1345,8 | 69,1 | 971,9 | 1348,3 |
Г | 10,4 | 633,4 | 985,7 | 12,5 | 633,4 | 990,0 |
Д | 1,5 | 643,0 | 1,6 | 673,4 | 882,8 | |
Е | 1,2 | 97,9 | 166,7 | 1,0 | 105,2 | 180,4 |
Ж | 300,1 | 94,3 | 225,6 | 240,2 | 124,5 | 282,2 |
З | 173,3 | 91,2 | 258,4 | 185,6 | 114,6 | 278,3 |
И | 40,2 | 118,9 | 166,7 | 8,6 | 106,4 | 166,7 |
Итого | 1576,8 | 1588,4 |
Для дальнейшего анализа необходимо определить:
1. Выручку от реализации всей продукции.
2. Себестоимость всей реализованной продукции.
3. Скорректированные данные: физического объема реализации за отчетный период по цене и себестоимости базисного периода.
Для удобства проведения анализа введем условные обозначения:
- физический объем продукции в базисном и отчетном периодах;
- себестоимость единицы продукции в базисном и отчетном периодах;
- цена единицы продукции в базисном и отчетном периодах.
Произведя необходимые расчеты, получим:
; - выручка от реализации отдельного вида продукции соответственно в базисном и отчетном периодах;
; - выручка от реализации всей продукции соответственно в базисном и отчетном периодах;
; - себестоимость отдельных видов продукции соответственно в базисном и отчетном периодах;
; - себестоимость всей продукции соответственно в базисном и отчетном периодах;
- прибыль от реализации продукции базисного периода;
- прибыль от реализации продукции отчетного периода.
Для проведения факторного анализа прибыли необходима также скорректированная информация:
- реализация отчетного периода в ценах базисного периода каждого вида продукции;
- реализация отчетного периода в ценах базисного периода по всей продукции;
- реализация отчетного периода по себестоимости базисного каждого вида продукции;
- реализация отчетного периода по себестоимости базисного по всей продукции;
- прибыль от реализации продукции отчетного периода в ценах и себестоимости базисного;
- индекс физического объема продукции.
Методика факторного анализа финансового результата дает возможность определить степень влияния следующих основных факторов: изменение физического объема, изменение себестоимости, цен и структурные сдвиги. Прежде чем приступить к анализу, необходимо выяснить характер зависимости между указанными факторами и финансовым результатом. Для всех них (кроме себестоимости) характерной является прямая зависимость с финансовым результатом. Сама процедура анализа в формализованном виде может быть представлена следующим образом:
1. Общее изменение показателя прибыли в отчетном периоде по сравнению с базисным:
(1)
2. Влияние изменения физического объема продукции:
(2)
3. Влияние изменения в себестоимости продукции:
(3)
4. Влияние изменения отпускных цен на продукцию:
(4)
5. Влияние изменения структуры продукции:
(5)
Полученные итоговые данные отразим в табл. 5.3.
Таблица 5.3.
Итоговые данные для факторного анализа прибыли (тыс. грн.)
Показатели | Базисный период | Скорректированные данные | Отчетный период |
Выручка | 1089,6 | 1161,8 | 1237,2 |
Себестоимость | 750,9 | 797,4 | 871,8 |
Прибыль, (убыток) | 338,7 | 364,4 | 365,4 |
Общее изменение прибыли: 26,7 тыс.грн. (365,4 – 338,7).
Степень влияния факторов, по указанным выше формулам расчета, на изменение прибыли составила:
1. Физический объем: 22,4 тыс.грн.
2. Изменение себестоимости: - 74,4 тыс.грн.
3. Изменение отпускных цен: 75,4 тыс.грн.
4. Структурные сдвиги: 3,3 тыс.грн.
Баланс отклонений: 22,4 + (-74,4) + 75,4 + 3,3 = 26,7 (тыс. грн.)
Рыночная экономика, основанная на свободном выборе необходимых товаров и товаропроизводителей, предполагает конкуренцию. При прочих равных условиях, предпочтение отдается продукции с более низкой ценой. Широкое применение в маркетинговых исследованиях имеет показатель цена/качество. Учитывая прибыльный характер цели предпринимательской деятельности, следует исходить из необходимости постоянного поиска резервов снижения себестоимости, что может быть достигнуто только на основе систематического анализа формирования этого показателя.
Обобщающим показателем, характеризующим затраты предприятия является показатель затрат на 1 денежную единицу продукции, представляющий собой отношение себестоимости продукции ( ) к ее стоимости ( ). Достоинством этого показателя является, прежде всего, его сопоставимость, дающая возможность анализировать затраты предприятий за различные периоды не только в пределах одной отрасли, но и разных отраслей. Внешний пользователь может его рассчитать на основе данных отчета о финансовых результатах применительно к объему реализованной продукции, определяя при этом основные причины изменения финансового результата. В условиях командно-административной экономики предприятиям директивно доводился показатель предельного уровня затрат на 1 рубль товарной продукции, представлявший собой отношение плановой полной себестоимости товарной продукции, намеченной к выпуску в планируемом периоде к стоимости этой продукции в оптовых ценах предприятий. Кроме сугубо аналитической практики, показатель затрат на 1 денежную единицу продукции используется и в финансовом планировании, как один из вариантов аналитического метода планирования прибыли, который можно представить следующим образом:
Q * (1 - Зт).
где, Q – ожидаемый объем продукции;
Зт – затраты на 1 денежную единицу продукции
Если предположить, что затраты на 1 грн. продукции составили 0,9, а планируемый объем реализации составляет 200 тыс.грн., то следовательно прибыль составит 20 тыс.грн. (200 тыс.грн. * 0,1 грн.).
Исходя из значимости этого показателя в финансовом планировании и анализе хозяйственной деятельности, важную роль играет его факторный анализ. Факторы, оказывающие влияние на изменение затрат на 1 грн. продукции, работ, услуг можно объединить в следующие группы:
- цены на сырьё и материалы, уровень затрат трудовых и материальных
ресурсов;
- отпускные цены на продукцию;
- структурные сдвиги в составе продукции.
Используя первичный массив информации о физическом объёме, цене и себестоимости каждого вида продукции (работ, услуг), можно определить влияние этих факторов. Вся необходимая информация для такого анализа должна быть представлена в табл. 5.4.
Таблица 5.4.
Итоговые данные для факторного анализа
затрат на 1 грн. продукции
Наименование показателей | Базисный период | Физический объем продукции отчетного периода | Отчетный период | |
по ценам и себестоимости базисного периода | по ценам базис -ного и себестои- мости отчетного периода | |||
1. Себестоимость продукции, тыс. грн. | 750,9 | 797,4 | 871,8 | 871,8 |
2. Объём продукции в отпускных ценах, тыс. грн. | 1089,6 | 1161,8 | 1161,8 | 1237,2 |
3. Затраты на 1 грн. продукции, грн. | 0,689 | 0,686 | 0,750 | 0,704 |
Процедура анализа в формализованном виде может быть представлена следующим образом:
1. Общее изменение показателя затрат на 1 грн. продукции, работ, услуг в отчетном по сравнению с базисным периодом
(6)
2. Влияние изменения отпускных цен на продукцию
(7)
3. Влияние изменения себестоимости единицы продукции
(8)
4. Влияние изменения структуры продукции
(9)
Степень влияния факторов, по указанным выше формулам расчета, на изменение показателя затрат на 1 грн. продукции составила:
Общее изменение показателя затрат на 1 грн. продукции составило 0,015 или 1,5 копеек на 1 грн. продукции (0,704 – 0,689), в том числе:
1. За счет изменения отпускных цен на продукцию: - 0,046 (0,704 - 0,750);
2. За счет изменения себестоимости продукции: 0,064 (0,750 - 0,686);
3. За счет структурных сдвигов: - 0,003 (0,686 - 0,689).
Баланс отклонений: (-0,046) + 0,064 + (-0,003) = 0,015 (грн.)
Графическая иллюстрация влияния факторов на изменение финансовых результатов и затрат на 1 грн. продукции представлена на рис. 5.1.
Рис. 5.1. Результаты факторного анализа финансовых результатов
и затрат на 1 грн. продукции