Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России.
Система законодательного регулирования бухгалтерского учета в России.
В настоящее время переход экономики страны на рыночные отношения потребовал разработки целой системы нормативных документов, регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета на предприятиях, а также определение роли государственных органов в ее создании.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «О бухгалтерском учете» законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из:
1. Федеральный закон о бухгалтерском учете (устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ).
2. Другие федеральные законы.
3. Указы Президента РФ.
4. Постановления Правительства РФ.
Основными целями законодательства РФ о бухгалтерском учете являются:
1. Обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями.
2. Составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
Федеральный закон о бухгалтерском учете устанавливает 3 уровня законодательного регулирования бухгалтерского учета.
Впервые на уровне федерального закона было установлено, что именно Правительство РФ, а не центральные органы исполнительной власти, например Министерство финансов, осуществляет «общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ».
Таким образом, из ведения Минфина бухгалтерский учет перешел в ведение Правительства РФ, а это означает, что планы счетов, положения и другие нормативные акты, кем бы они не разрабатывались, даже Минфином РФ, должны быть согласованы и одобрены аппаратом Правительства РФ.
Регулирование бухгалтерского учета в РФ.
В соответствии с п.«б» ст.114 Конституции РФ Правительство «обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики».
Пункт 1 ст.5 Закона «О бухгалтерском учете», возложив на правительство РФ общее методологическое руководство бухгалтерским учетом, установил, таким образом, приоритет государственного регулирования бухгалтерского учета в стране.
Пункт 2 ст.5 Закона косвенно указывает на то, что к органам, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, в первую очередь относится Министерство финансов РФ. Специально устанавливается, что «нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право
регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ».
В соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.03.98 № 273, в число основных задач Минфина РФ входит «обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, а также бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке РФ и кредитных организациях.
Согласно ст. 6 этого Положения Минфин РФ:
1. Подготавливает предложения и реализует меры по методологическому руководству бухгалтерским учетом и отчетностью в РФ.
2. Утверждает планы счетов, типовые формы бухгалтерского учета и отчетности, инструкции по их применению и порядку составления отчетности (кроме учета и отчетности в ЦБ России и кредитных организациях).
3. Устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об использовании федерального бюджета, смет и расходов бюджетных организаций.
Существенная роль в разработке методологических и методических материалов в настоящее время отводится Институту профессиональных бухгалтеров России. Очередные положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) будут выходить с грифом «разработано Институтом профессиональных бухгалтеров» и утверждено (одобрено) Методологическим советом по бухгалтерскому учету Министерства финансов РФ.
Федеральными законами, помимо Минфина РФ, право регулирования бухгалтерского учета предоставлено следующим органам:
1. Центральному банку РФ – по банкам и иным кредитным учреждениям.
2. Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг – по профессиональным участникам рынка ценных бумаг и эмитентам.
3. Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью – по страховым организациям. Следовательно, на федеральном уровне невозможно учесть все отраслевые и региональные
особенности осуществления бухгалтерского учета. Поэтому наряду с законодательным используется нормативное регулирование бухгалтерского учета, осуществляемое Минфином РФ и другим органами отраслевого и регионального управления. Кроме того, при осуществлении деятельности конкретной организацией имеют место особенности, обусловленные технологическими, управленческими и другими причинами, что вызывает необходимость регулирования бухгалтерского учета на уровне организации.
Можно выделить следующие уровни системы законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета:
1. Первый уровень. Законы и иные законодательные акты: Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета. В ГК РФ закреплены многие вопросы учетной работы: наличие самостоятельного баланса как необходимый признак юридического лица, обязательное утверждение годового бухгалтерского отчета, понятие чистых активов и т. д. Последние же два приведенных документа устанавливают единые методологические основы бухгалтерского учета на территории РФ для всех юридических лиц, а также определяют порядок организации и ведения бухгалтерского учета и предоставления бухгалтерской информации пользователям. Кроме того, к документам этого уровня относятся Указы Президента РФ, постановления правительства РФ, регулирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организациях. Важными документами первого уровня системы являются также законы соответствующих организационно-правовых форм экономических субъектов, например, ФЗ «Об акционерных обществах» и другие.
2. Второй уровень - указы Президента РФ. Указы Президента РФ могут регулировать практически любую сферу общественной жизни, производственной и иной деятельности. В части бухгалтерского учета они могут устанавливать общие принципы осуществления и отражения отдельных хозяйственных операций. В настоящее время, характеризующееся реформированием законодательной и нормативной базы рыночных отношений, указы Президента РФ разрабатываются и принимаются тогда, когда тот или иной аспект предпринимательской деятельности законодательно не урегулирован, а осуществление данного вида деятельности необходимо (указы, регулирующие аудиторскую деятельность, некоторые стороны земельных отношений). Как правило, через какое-то время в развитие указа разрабатывается и принимается Федеральным Собранием соответствующий федеральный закон. После этого указ Президента РФ отменяется, и начинают действовать положения данного закона.
3. Третий уровень - постановления и распоряжения Правительства РФ. Эти документы разрабатываются, как правило, в развитие федеральных законов и указов Президента РФ. В
постановлениях и распоряжениях Правительства РФ детализируются и уточняются отдельные требования федеральных законов и указов Президента РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.
4. Четвертый уровень - Положения по бухгалтерскому учету, разрабатываемые и утверждаемые Минфином РФ (система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, а не законодательного регулирования этих вопросов). В этих документах устанавливаются общие правила ведения бухгалтерского учета в организациях и порядок отражения в бухгалтерском учете отдельных видов хозяйственных операций или операций, осуществляемых организациями и предприятиями различных организационно-правовых форм. Основной документ – Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Кроме того, в настоящее время действует 19 отдельных положений по бухгалтерскому учету. Документами этого уровня являются Планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению. Требования положений по бухгалтерскому учету не могут противоречить документам более высоких уровней. Если же подобные противоречия имеют место, соответствующие пункты положений применяться не должны.
5. Пятый уровень - методические рекомендации, инструкции и т. п. Нормативные документы, разъясняющие применение отдельных положений по бухгалтерскому учету, разрабатываемые и утверждаемые федеральными органами управления (министерствами и ведомствами). Требования данных документов носят общий характер и обязательны к применению всеми организациями, ведущими бухгалтерский учет. Положения, противоречащие положениям документов более высоких уровней, применению не подлежат.
6. Шестой уровень - методические рекомендации, инструкции и т. п., разъясняющие применение отдельных положений по бухгалтерскому учету, разрабатываемые и утверждаемые федеральными отраслевыми органами управления (министерствами и ведомствами). К числу таких органов управления относятся, например, Министерство обороны РФ, Министерство образования РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ. Требования этих документов обязательны к применению организациями, осуществляющими деятельность, регулируемую соответствующими министерствами или ведомствами.
7. Седьмой уровень - указания, разъяснения, письма и т. п. Документы, разъясняющие порядок применения отдельных требований и положений документов более высокого уровня. В отличие от законодательных актов и документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, указания, разъяснения и письма отраслевых органов управления (прежде всего Минфина РФ и МНС РФ) не обязательны к применению всеми организациями, а носят рекомендательный характер.
8. Восьмой уровень - внутренние документы организации, разрабатываемые структурными подразделениями и утверждаемые, как правило, приказом руководителя организации. Приведенная классификация законодательных и нормативных документов условна и основана на их юридической значимости.
Следует уточнить, что документом, имеющим высшую юридическую силу, является Конституция РФ. Однако, ни одно из положений Конституции РФ прямо не регулирует бухгалтерский учет. Поэтому данный документ не может быть отнесен к системе законодательного регулирования бухгалтерского учета и отчетности.
Законодательные документы 1 –3 уровней государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ не подлежат.
Нормативные документы 4 уровня подлежат обязательному представлению на регистрацию в Минюст РФ.
Документы 5 – 6 уровней могут не проходить процедуру регистрации в Минюсте РФ. Но в этом случае они не имеют статуса нормативного документа, носят рекомендательный характер и необязательны к выполнению.
Документы 7 – 8 уровней не относятся к системе законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, а только дополняют эту систему.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете».
В 1996 г. принят и вступил в силу Федеральный закон «О бухгалтерском учете».
В нем определены концептуальные положения и общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, права, обязанности и ответственность в этой области юридических и физических лиц, управляющего персонала; меры, обеспечивающие достоверность бухгалтерской информации, порядок публикации бухгалтерской отчетности и государственного регулирования всей системы бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет законодательно определяется как упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении информации об имуществе, обязательствах и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Налоговая отчетность, составленная с целью контроля за соблюдением налогового законодательства, является вторичной (производной) задачей бухгалтерского учета. Она формируется на основе данных бухгалтерского учета как самостоятельная, специально составляемая для этой цели и, следовательно, отличающаяся от обобщенной информации бухгалтерской отчетности. Задачи, которые решают бухгалтерская отчетность и налоговая отчетность, существенно отличаются. Поэтому, различны и показатели отчетности. Бухгалтерская отчетность формируется на базе обобщающей информации бухгалтерского учета. Налоговая отчетность компонуется из данных, зафиксированных на счетах бухгалтерского учета, путем специальных расчетов и корректировки показателей бухгалтерской отчетности.
В Законе ни слова не сказано о том, что бухгалтерский учет содержит достоверную информацию, используемую для расчета налогов, а бухгалтерская отчетность в интересах налогообложения должна представляться соответствующим налоговым органам. Настоящий Закон полностью посвящен обеспечению бухгалтерской информацией коммерческого оборота, движения капитала и управления хозяйственно-финансовой деятельностью организаций и предприятий.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» распространяется на все организации, находящиеся на территории России. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет своих доходов и расходов в интересах налогообложения и в порядке, установленном налоговым законодательством РФ. Все юридические лица, зарегистрированные по российскому законодательству, унитарные предприятия, бюджетные учреждения обязаны вести бухгалтерский учет в полном соответствии с Законом.
Основная цель законодательства РФ о бухгалтерском учете – обеспечить единообразный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций, а также составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении, доходах и расходах организаций, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
Методологические основы бухгалтерского учета только в основных чертах обозначены в ФЗ «О бухгалтерском учете». В части методологии учета, определения методологических характеристик бухгалтерского учета Закон является рамочным, определяя, что этим должны заниматься органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета. Руководствуясь законодательством РФ, эти органы имеют право разрабатывать и утверждать обязательные для всех организаций на территории РФ: Планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению; положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы учета хозяйственных операций и составления бухгалтерской отчетности; другие нормы и методические указания по вопросам бухгалтерского учета. Для субъектов малого предпринимательства должна предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета.
Закон «О бухгалтерском учете» состоит из 4 разделов и 19 статей.
В 1 разделе «Общие положения» – дано определение сущности бухгалтерского учета. Названы его объекты (имущество предприятия, его обязательства и хозяйственные операции), указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический учет, план счетов, бухгалтерская отчетность и т. п.).
Изложен порядок регулирования бухгалтерского учета.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложена на руководителей организаций.
Во 2-м разделе «Основные правила ведения бухгалтерского учета» – изложены требования к ведению бухгалтерского учета (обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществление учета на русском языке, в валюте РФ, обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного учета текущих затрат и капитальных финансовых
вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценка имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.
В 3-м разделе «Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности» – изложены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета.
4-ый раздел «Заключительные положения» – определяет порядок введения данного закона в действие и ответственность за нарушение законодательства РФ о бухгалтерском учете.
Закон «О бухгалтерском учете»:
1. Повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций.
2. Закрепляет обязательность ведения бухгалтерского учета в юридических лицах.
3. Повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, Минфин РФ разработал и утвердил Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности РФ (от 29.07.98г.№34н).
Это Положение закрепило базовые понятия, порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству РФ (за исключением кредитных организаций). Основой Положения стал ФЗ «О бухгалтерском учете».
Принятие Положения наряду с утверждением ФЗ «О бухгалтерском учете» связано с:
1. необходимостью закрепления на нормативном уровне ряда требований международных стандартов финансовой отчетности, ранее не проводившихся в российских правилах бухгалтерского учета.
2. утверждением ряда новых правил в национальных стандартах – положениях по бухгалтерскому учету.
3. появлением на практике особенностей ведения бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики.
4. реализацией отдельных положений Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной 29.12.97 Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ и Президентским советом ИПБ России.
Положение состоит из 6 разделов:
1. Общие положения.
2. Основные правила ведения бухгалтерского учета.
3. Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности.
4. Порядок представления бухгалтерской отчетности.
5. Основные правила сводной бухгалтерской отчетности.
6. Хранение документов бухгалтерского учета.
С учетом требований настоящего времени в Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности были внесены изменения (Приказ МФ РФ №31н от 24.03.2000г.).
Рассмотрим основные положения всех шести разделов Положения (с учетом изменений).
В 1-м разделе указывается, что предприятие (организация) обязано вести бухгалтерский учет своего имущества, обязательств и хозяйственной деятельности на основе натуральных измерителей и в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения.
Приводятся главные задачи бухгалтерского учета.
Отмечается, что организация, осуществляя организацию бухгалтерского учета:
1. Самостоятельно устанавливает организационную форму бухгалтерской работы исходя из вида организации и конкретных условий хозяйствования.
2. Определяет форму и методы бухгалтерского учета, основываясь на действующих в РФ формах и методах, при соблюдении общих методологических принципов, установленных настоящим Положением, а также технологию обработки учетной информации.
3. Разрабатывает систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля и оформляет ее учетной политикой.
Во 2-м разделе указывается, что организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций способом двойной записи в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета.
Отмечается, что должно осуществляться документирование хозяйственных операций и отражение их в бухгалтерских регистрах. Значительное место в этом разделе отведено первичным документам, учетным регистрам.
Информация о хозяйственных операциях, произведенных предприятием, из учетных регистров переносятся в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность.
Кроме этого, приводятся правила оценки имущества и обязательств, а также рассмотрен порядок проведения инвентаризаций и регулирования выявленных разниц.
В 3-м разделе определяются основные требования к формированию и представлению бухгалтерской отчетности, раскрывается ее состав и содержание форм отчетности, правила оценки ее статей.
4-ый раздел характеризует порядок представления бухгалтерской отчетности организации, сроки, адреса, определяет правила публикации бухгалтерской отчетности и основные представления отчетности к публикации.
5-ый раздел раскрывает основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности, порядок составления и представления, сроки и адреса.
6-ой раздел посвящен вопросам хранения документов бухгалтерского учета, срокам хранения, порядку изъятия документов и ответственности за организацию их хранения.
Назначение и основное содержание Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ).
В ближайшие годы в стране должен быть завершен переход на международные стандарты бухгалтерского учета.
Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) устанавливают принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности и являются важнейшими нормативными документами второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России, установленной ФЗ «О бухгалтерском учете».
Разработка положений (стандартов) по бухгалтерскому учету базируется на общепринятых методологических принципах, предусмотренных международными стандартами, и в целом структура каждого стандарта включает:
1. Введение (общие положения).
2. Определение.
3. Содержание.
4. Необходимые пояснения, регулирующие процедуру практического применения отдельных требований, составляющих основу того или иного положения (стандарта).
5. Дату вступления в действие.
Во введении указывается, что данное Положение устанавливает методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о конкретном объекте учета, явившемся основой этого Положения. Само Положение является элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ и должно применяться с учетом других Положений по бухгалтерскому учету в соответствии с действующим законодательством. Указываются условия, на которых используется объект в учете организации (на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, договора аренды и пр.). Приводится организация учета отдельных объектов, перечень которых регулируется данным Положением в связи с тем, что их деятельность определена другими нормативными актами.
Такое ограничение предусматривается и в отношении отдельных объектов применительно к тому месту, которое они занимают в процессе расширения производства совокупного общественного продукта.
Таким образом, во введении наряду с раскрытием общего содержания Положения, указываются также его цели и задачи.
Во 2-ой части Положения даются основные понятия, позволяющие однозначно понимать термины и содержание соответствующих объектов учета и их показатели.
Основное содержание данного объекта и практика его применения раскрывается в последующих частях Положения (стандарта).
Каждое Положение посвящено одной теме бухгалтерского учета.
«План внедрения положений (стандартов) бухгалтерского учета в практику» был утвержден Распоряжением Правительства РФ от 22.03.98 № 587-р в рамках исполнения постановления Правительства РФ от 06.03.98 № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности».
Все Положения по бухгалтерскому учету можно разбить на 3 большие группы:
Наименование положений Документ Дата утверждения | ||
Общие вопросы раскрытия информации | ||
Бухгалтерская отчетность организации | ПБУ 4/99 | 06.07.99 |
Сводная бухгалтерская отчетность | МУ | 12.05.99 |
Прибыль на акцию | МУ | 21.03.2000 |
Информация по сегментам | ПБУ 12/2000 | 27.01.2000 |
Информация об аффилированных лицах | ПБУ 11/2000 | 13.01.2000 |
Информация по прекращаемой деятельности | ПБУ 16/02 | 02.07.02 |
Учетная политика организации | ПБУ 1/98 | 09.12.98 |
Условные факты хозяйственной деятельности | ПБУ 8/01 | 28.11.01 |
События после отчетной даты | ПБУ 7/98 | 25.11.98 |
Информация об участии в совместной деятельности | ПБУ 20/03 | 24.11.2003 |
Активы и обязательства организации | ||
Учет основных средств | ПБУ 6/01 | 30.03.01 |
Учет материально-производственных запасов | ПБУ 5/01 | 09.06.01 |
Учет нематериальных активов | ПБУ 14/2000 | 16.10.2000 |
Учет финансовых вложений | ПБУ19/02 | 10.12.2002 |
Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте | ПБУ 3/2000 | 10.01.2000 |
Реорганизация организаций | В работе | |
Аренда основных средств | В работе | |
Доверительное управление имуществом | МУ | 24.12.98 |
Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию | ПБУ 15/01 | 24.12.01 |
Учет расходов по научно- исследовательским и технологическим работам | ПБУ 17/02 | 19.11.02 |
Финансовые результаты организации | ||
Доходы организации | ПБУ 9/99 | 06.05.99 |
Расходы организации | ПБУ 10/99 | 06.05.99 |
Учет договоров на капитальное строительство | ПБУ 2/94 | 20.12.94 |
Учет расчетов по налогу на прибыль | ПБУ 18/02 | 19.11.02 |
Учет государственной помощи | ПБУ 13/2000 | 16.10.2000 |
Общие вопросы раскрытия информации.
Стандарты этой группы устанавливают основы формирования учетной политики и бухгалтерской отчетности, а также раскрытие соответствующей информации.
Активы и обязательства организации.
Стандарты этой группы устанавливают особенности бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности отдельных видов активов и обязательств.
Финансовые результаты организации.
Стандарты этой группы устанавливают особенности бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности отдельных видов операций, доходов и расходов. Вместо трех положений:
1. «Сводная бухгалтерская отчетность».
2. «Прибыль на акцию».
3. «Доверительное управление имуществом»,
были выпущены Методические указания. Это связано с неготовностью Минфина РФ по ряду причин на данном этапе сформулировать по этим вопросам ПБУ.
Разработанные Положения по бухгалтерскому учету в значительной степени соответствуют аналогичным международным стандартам. При этом значимость российских подходов к постановке
отдельных объектов учета признается даже более существенной, так как они, в отличие от международных стандартов, носят не рекомендательный, а обязательный характер.
Методические указания, инструкции, рекомендации, их роль в организации бухгалтерского дела.
Методические указания и другие нормативные акты – это документы 3-го уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета в стране.
В составе этих нормативных документов можно выделить:
1. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.97.
2. Порядок ведения кассовых операций в РФ, утвержденный решением Совета Директоров ЦБР 22.09.93 № 40.
3. Положение ЦБР от 08.09.2000 № 120-п «О безналичных расчетах в РФ».
4. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина РФ от 13.06.95 № 49.
5. Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденные приказом Минфина РФ от 28.06.2000 № 60н.
6. Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на 1 акцию, утвержденные приказом Минфина РФ от 21.03.2000 № 29н.
7. Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина РФ от 30.12.96 № 112 (с изм. от 12.05.99) и др.
Появление большого количества изменений в правилах бухгалтерского учета потребует значительных усилий по обучению их применению на практике, в частности со стороны:
1. Руководителей организации – пониманию экономической природы и расчета последствий применения новых правил бухгалтерского учета.
2. Главных бухгалтеров и других практикующих бухгалтеров – технике применения, разработке соответствующего документооборота, группировке новой информации для ее использования в целях управления организацией.
Несмотря на имеющиеся трудности в функционировании экономики, негативные явления в деятельности отдельных организаций, при наличии разработанных ПБУ, методических указаний и подготовленных (аттестованных) бухгалтерских кадров, организация сможет обеспечить полноту и достоверность своей бухгалтерской отчетности.
Рабочие документы организации.
Внутренние документы предприятия относятся к 4 уровню системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в стране.
Согласно Федеральному закону организации самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
Учетная политика оформляется приказом или распоряжением; при этом утверждаются:
1. Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.
2. Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.
3. Порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств.
4. Правила документооборота и технология обработки учетной информации.
5. Порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Формирует учетную политику предприятия ее руководитель. При этом он исходит из обязательного соблюдения допущений и требований, зафиксированных в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета, составляющих его базовые принципы.
Содержание учетной политики должно включать методологический, технический и организационный аспекты.
Методологический аспект – раскрывает природу отдельных объектов учета исходя из действующей нормативной базы. Способы ведения бухгалтерского учета, оказывающие существенное
влияние на оценку и принятие управленческих решений пользователей бухгалтерской отчетности, должны получить отражение в учетной политике организации. Поэтому признак существенности рассматривается как совокупность этих способов, игнорирование которых создает определенные сложности для пользователей бухгалтерской отчетности, последствием которых может явиться неправильная интерпретация фактов хозяйственной деятельности организации и как результат этого – невозможность дать объективную оценку его финансовой устойчивости в соответствующем сегменте рынка. Способы ведения бухгалтерского учета, зафиксированные в приказе об учетной политике, применяются с 1 января года, следующего за годом его издания. В течение всего года они не должны изменяться, за исключением следующих случаев:
1. При осуществлении организационных процедур (слияния, разделения, присоединения).
2. Смены собственников.
3. Изменения действующего законодательства РФ.
4. Изменения в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ.
5. Разработки новых способов бухгалтерского учета.
Технический аспект учетной политики предусматривает рабочие инструменты реализации методологического аспекта. Он включает разработку и утверждение:
1. Рабочего плана счетов бухгалтерского учета на базе общепринятого плана счетов.
2. Формы первичных учетных документов в тех случаях, когда для оформления некоторых хозяйственных операций не предусмотрены их типовые формы.
3. Формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.
4. Формы бухгалтерского учета.
5. Порядка проведения инвентаризации.
6. Методов оценки отдельных видов имущества и обязательств.
7. Правил документооборота и технологии обработки учетной информации.
8. Продолжительности 1-го отчетного года, если предприятие приобрело права юридического лица после 1 октября.
Рабочий план счетов формируется из перечня счетов, необходимость в которых устанавливается по каждому объекту учета. Он включает в себя счета разной степени детализации и обобщения в пределах действующего плана счетов, утвержденного Минфином РФ.
Технический аспект учетной политики предусматривает также разработку различных вариантов распределения расходов по управлению производством и его обслуживанию, форму ведения бухгалтерского учета, определение состава внутрипроизводственной ответственности для аппарата управления.
Организационным аспектом учетной политики является форма бухгалтерской службы управления. Соблюдение законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности организации, равно как и ответственность за постановку бухгалтерского учета, возложены на руководителя организации.
Согласно ст. 6 ФЗ «О бухгалтерском учете», руководитель организации, в зависимости от объема учетной работы, может учредить бухгалтерию, возглавляемую главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; вести бухгалтерский учет лично.