Управление в банковском секторе (на примере РФ)
Когда мы говорим об управлении в банковском секторе в условиях финансово-экономической не стабильности, мы делаем акцент на управление рисками в банках.
Для начала дадим определение: Банковский риск – это совокупность экономических отношений, возникающих между субъектами банковской системы и хозяйствующими субъектами в процессе управления движением ссудным капиталом с целью обеспечения устойчивости и прибыльности банков. Банковскому риску как экономической категории присущи следующие функции, раскрывающие внутреннее содержание рисков:
1. стимулирующая функция риска, которая проявляется в двух аспектах:
· конструктивный аспект, который состоит в исследовании источников риска при проектировании операций и систем, конструировании специальных устройств, операций, форм сделок, исключающих или снижающих возможные последствия риска как отрицательного отклонения;
· деструктивный аспект, который проявляется в том, что реализация решений с неисследованным или необоснованным риском может приводить к реализации объектов или операций, которые относятся к авантюрным, волюнтаристским;
2. защитная функция риска имеет так же два аспекта:
· историко-генетический аспект состоит в том, что юридические и физические лица вынуждены искать средства и формы защиты от нежелательной реализации риска;
· социально-правовой аспект заключается в объективной необходимости законодательного закрепления понятия "правомерности риска", правового регулирования страховой деятельности;
3. компенсирующая функция риска может обеспечить компенсирующий эффект (положительная компенсация), т.е. дополнительную по сравнению с плановой прибыль в случае благоприятного исхода (реализации шанса);
4. социально-экономическая функция риска, которая состоит в том, что в процессе рыночной деятельности риск и конкуренция позволяет выделить социальные группы эффективных собственников в общественных классах, а в экономике - отрасли деятельности, в которых риск приемлем. Вмешательство государства в рисковые ситуации на рынках (включая гарантии, например, в финансово-кредитной сфере) ограничивает эффективность социально-экономической функции риска. В социальном плане это искажает принципы равенства для всех участников рынка из различных отраслей хозяйства, что может порождать дисбаланс рисков в отраслях экономики.
Исходя из функций банковских рисков, появляется необходимость условий, направленных на минимизацию потерь субъектов банковской системы, что позволяет повысить эффективность управления банковскими рисками, и служит базой для формирования более действенной системы контроля и учета этих рисков. К условиям, определяющим эффективное управление банковским сектором в условиях финансовой нестабильности, относятся:
- независимая проверка оперативной деятельности банка и применяемых им процедур, связанных с предоставлением кредитов и инвестированием;
- адекватная методология деятельности банка по оценке качества активов и обеспечению резервов на возможные потери по ссудам;
- оперативная информационная система, позволяющая определять аффилированность заемщиков друг с другом;
- наличие методики определения, отслеживания и контроля рисков;
- наличие системы мониторинга рисков, позволяющей определять, измерять и контролировать наиболее существенные риски.
Как пример управления банком в кризисных ситуациях хотелось бы рассмотреть российский банк ВТБ 24. Для обеспечения устойчивости и эффективности работы в Банке функционирует комплексная система управления основными банковскими рисками (кредитным, рыночным, операционным и риском ликвидности), призванная обеспечить идентификацию, оценку, лимитирование принимаемых Банком рисков, контроль их объема и структуры.
Организационная система управления рисками состоит из различных коллегиальных органов (в том числе кредитный комитет, малый кредитный комитет, кредитные комитеты филиалов, комитет по управлению активами и пассивами) и структурных подразделений. При этом, с учетом дальнейшего расширения группы ВТБ и организацией публичного рынка акций Банка в России и за рубежом, в 2007 году в банке ВТБ была внедрена новая организационная структура управления рисками. Планировалось адекватное расширение функционала и усиление ключевых направлений риск-менеджмента. По результатам указанной реорганизации в Банке был сформирован департамент рисков, состоящий из следующих структурных подразделений:
1. Профильных подразделений по основным видам рисков и/или функциям кредитной процедуры:
• управление кредитных рисков;
• управление рыночных и операционных рисков;
• служба экспертизы кредитных заявок;
• управление кредитных и залоговых операций.
2. Управления консолидированного анализа рисков, отвечающего за риск-менеджмент на уровне финансовой группы ВТБ, включая внедрение стандартов «Базель II». «Базель II» — документ, соглашение «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы» Базельского комитета по банковскому надзору, главной целью которого является повышение качества управления рисками в банковском деле, что, в свою очередь, должно укрепить стабильность финансовой системы в целом.
Выстраивание и совершенствование риск-менеджмента в Банке происходит с учетом лучшей банковской практики, общепризнанных международных стандартов и рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору. При этом, безусловно, соблюдаются основные аспекты банковского законодательства РФ - прежде всего, нормативных актов Банка России.
Основными принципами управления рисками в ОАО Банк ВТБ являются:
• учет всех основных видов риска, присущих банковской деятельности;
• системный и комплексный подход при анализе различных видов принимаемых рисков;
• независимость подразделений, осуществляющих оценку и контроль рисков, от подразделений, инициирующих соответствующие операции;
• использование наиболее современных методов оценки рисков;
• четкое распределение обязанностей между уполномоченными органами управления и должностными лицами Банка при принятии решений;
• наличие развернутой системы отчетности на каждом уровне управления Банка.
С учетом заметного влияния рисков, принимаемых дочерними банками, на общие результаты деятельности Банка в условиях интеграции в группу ВТБ большое внимание уделяется внедрению эффективных процедур контроля над рисками на консолидированной основе.
Рассмотрим комплексную систему управления основными банковскими рисками.
Кредитный риск - риск возникновения убытков вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником финансовых обязательств перед Банком в соответствии с условиями соглашения.
Управление кредитными рисками – самый трудоемкий элемент среди рисков, принимаемых Банком в процессе осуществления банковской деятельности. Управление кредитными рисками в Банке осуществляется по следующим основным направлениям:
• установление лимитов на проведение операций в целях ограничения кредитного риска;
• установление индикативных лимитов на концентрацию кредитного риска и на долю кредитного портфеля, не имеющего залогового обеспечения;
• формирование обеспечения по операциям кредитного характера;
• установление стоимостных условий по проводимым операциям с учетом платы за принимаемые по ним риски;
• постоянный мониторинг уровня принимаемых рисков и подготовка соответствующей управленческой отчетности в адрес кредитного комитета, руководства Банка и заинтересованных подразделений;
• оценка регулятивного и экономического капитала, необходимого для покрытия рисков, принимаемых по проводимым Банком операциям, обеспечение его достаточности;
• проведение хеджирующих операций;
• постоянный внутренний контроль за соблюдением подразделениями Банка нормативных документов, регламентирующих порядок проведения операций и процедуры оценки и управления рисками, со стороны независимого подразделения.
Управление кредитным риском, принимаемым Банком, предусматривает:
• использование системного подхода к управлению рисками как кредитного портфеля Банка в целом, так и отдельных операций с конкретными заемщиками/контрагентами (группой связанных заемщиков/контрагентов);
• применение в Банке единообразной и адекватной характеру и масштабам проводимых операций методологии для идентификации и количественной оценки кредитного риска;
• взвешенное сочетание централизованного и децентрализованного принятия решений при совершении операций, связанных с принятием кредитного риска.
Основным инструментом ограничения и контроля за принимаемым Банком кредитным риском является система кредитных лимитов. Устанавливаются следующие виды лимитов кредитного риска:
• лимиты на контрагентов;
• лимиты самостоятельного принятия кредитного риска филиалами Банка;
• лимиты, ограничивающие кредитный риск по страновому/отраслевому/региональному признаку.
Формирование обеспечения по операциям кредитного характера является важнейшим инструментом минимизации принимаемого Банком кредитного риска. Политика Банка в данной области строится на принципе формирования надежного и ликвидного портфеля обеспечения, достаточного для покрытия принимаемых Банком кредитных рисков. Но это не снимает требования о проведении комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности заемщика и не компенсирует недостаточность платеже- и кредитоспособности контрагента, а также отсутствие информации о его деятельности.
Рыночный риск – риск возникновения у Банка убытков вследствие неблагоприятного изменения рыночных цен на финансовые активы (прежде всего, ценные бумаги), валютных курсов, процентных ставок.
К рыночным рискам относятся:
• фондовый риск (риск потерь в результате изменения стоимости активов, обращающихся на фондовом рынке);
• валютный риск (риск потерь в результате изменения валютных курсов);
• процентный риск (риск потерь в результате изменения размера процентных ставок).
Комитет по управлению активами и пассивами определяет политику ВТБ в отношении рыночных рисков с целью ограничения и снижения размера возможных убытков в результате негативных изменений валютных курсов, процентных ставок и котировок ценных бумаг (то есть валютного, процентного и ценового рисков, соответственно).
При управлении рыночными рисками ОАО Банк ВТБ опирается на требования, установленные нормативными актами Банка России, а также использует внутренние модели, соответствующие рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору.
Ключевыми элементами системы оценки и управления рыночными рисками, функционирующей в Банке, являются:
• Количественная оценка на основе современной концепции Value-at-Risk.
• Анализ чувствительности баланса Банка к изменениям рыночных параметров (прежде всего, процентных ставок и/или валютных курсов), а также оценка устойчивости Банка к их резким колебаниям (стресс-тестирование).
• Сценарный анализ активных и пассивных операций Банка, установление целевых показателей структуры активов и пассивов по объему, срочности, доходности/стоимости.
• Процедура установления и жесткого контроля за соблюдением лимитов, ограничивающих принятие Банком рыночных рисков:
- лимиты открытых валютных позиций;
- лимиты на конверсионные операции и операции с рыночными ценными бумагами в разрезе видов операций и видов инструментов;
- лимиты stop-loss.
• Оценка экономического капитала, необходимого для покрытия рыночных рисков.
Риск ликвидности - риск, потенциально влияющий на способность Банка своевременно и в полном объеме исполнять свои обязательства, возникающий при несбалансированности по срокам активов и пассивов Банка.
Поддержание соответствия структуры баланса всем требованиям и нормативам ликвидности (внутренним и пруденциальным) при наличии постоянного контроля со стороны ответственных подразделений и коллегиальных органов позволяет ВТБ своевременно и в полном объеме выполнять свои обязательства.
В Банке имеет место разделение управления рисками мгновенной и срочной ликвидности.
Управление мгновенной ликвидностью - основная задача, решаемая ВТБ в сфере оперативного управления активами и пассивами. Она заключается в определении и поддержании минимально необходимого для обеспечения расчетов денежного остатка в наличной/безналичной форме в разрезе валют.
Управление мгновенной ликвидностью в Банке осуществляется казначейством за счет оперативного (в течение дня) определения занимаемой ВТБ текущей платежной позиции и формирования прогноза изменения платежной позиции с учетом сформированного платежного календаря Банка и различных сценариев развития событий. Управление мгновенной ликвидностью филиалов происходит на децентрализованной основе с помощью установления лимитов на остатки денежных средств в региональных РКЦ по состоянию на конец операционного дня филиала.
Основной задачей управления срочной ликвидностью является изменение структуры срочных активов и пассивов ВТБ в целях сокращения разрыва ликвидности до заданного уровня к моменту приближения сроков исполнения требований и обязательств. Исполнение данной задачи осуществляется в ходе оперативного определения занимаемой текущей позиции по риску срочной ликвидности путем определения текущих значений разрывов срочной ликвидности в соответствии с внутренними ограничениями, а также ограничениями, установленными Банком России. Управление срочной ликвидностью головной организации банка ВТБ и филиалов осуществляется централизованно.
Операционный риск - риск потерь в результате нарушений или ошибок в действиях работников, нарушений нормального функционирования систем Банка и его внутренних бизнес-процессов, а также вследствие находящихся вне контроля Банка внешних событий (прежде всего стихийного характера).
В целях реализации внутренней банковской стратегии управления операционным риском в банке ВТБ осуществляются регулярные процедуры, обеспечивающие идентификацию риска, его оценку, контроль и принятие мер по его ограничению. В практике организации процесса управления операционным риском ВТБ руководствуется принципами, установленными нормативными актами Банка России (в том числе письмом от 24.05.2005 №76-Т «Об организации управления операционным риском в кредитных организациях»), а также рекомендациями, изложенными в документах Базельского комитета по банковскому надзору.
В Банке действует система сбора и представления структурными подразделениями головной организации и филиалов сведений о выявленных случаях операционных потерь с централизованным ведением аналитической базы данных о потерях. Унифицированный характер и детализация информации, содержащейся в базе данных, обеспечивают:
• возможность проведения количественной оценки показателей операционного риска (в том числе в разрезе отдельных категорий риска и направлений деятельности Банка);
• идентификации источников риска;
• принятия мер по его ограничению;
• формирования управленческой отчетности.
Основными мерами, применяемыми в банке ВТБ в целях минимизации операционного риска, являются:
• регламентирование порядка совершения всех основных операций в рамках внутренних нормативно-методологических документов;
• учет и документирование совершаемых банковских операций и сделок, регулярные выверки первичных документов и счетов по операциям;
• применение принципов разделения и ограничения функций, полномочий и ответственности сотрудников, использование механизмов двойного контроля, принятия коллегиальных решений, установления ограничений на сроки и объемы операций;
• реализация процедур административного и финансового внутреннего контроля (предварительного, текущего и последующего) за организацией бизнес-процессов, деятельностью структурных подразделений и совершением операций отдельными сотрудниками, соблюдением сотрудниками требований законодательства и внутренних нормативных документов, контроль за соблюдением установленных лимитов по проводимым операциям, порядка доступа к информации и материальным активам Банка;
• автоматизация проведения банковских операций, использование внутрибанковских информационных систем;
• обеспечение информационной безопасности, контроль за доступом к информации, применение многоуровневой защиты информации;
• обеспечение физической безопасности помещений и ценностей Банка и контроля доступа;
• страхование операционных рисков, обеспечивающее покрытие убытков в случае их возникновения за счет страхового возмещения;
• создание необходимых организационных и технических условий для обеспечения непрерывности финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций (на случай аварий, пожаров, терактов и других непредвиденных ситуаций);
• снижение операционных рисков Банка, связанных с отдельными бизнес-процессами, за счет их проведения сторонними организациями (аутсорсинг);
• снижение рисков, связанных с персоналом, путем установления критериев по его отбору и проведения предварительной проверки, реализации мероприятий по подготовке и обучению персонала, повышению его квалификации.
Итак, как показало рассмотрение рисков в банковском секторе, управление ими требует больших усилий, создание определенной гибкой стратегии и контроля за соблюдением основных нормативных актов.
Банком ВТБ выстроена эффективная система корпоративного управления и внутреннего контроля финансово-хозяйственной деятельности в целях защиты прав и законных интересов акционеров. При Наблюдательном совете Банка функционирует Комитет по аудиту, который вместе с Департаментом внутреннего контроля содействует органам управления в обеспечении эффективной работы Банка. Ревизионная комиссия осуществляет контроль за соблюдением Банком нормативно-правовых актов и законностью совершаемых операций. В целях оптимизации принятия решений по вопросам стратегического развития и повышения уровня корпоративного управления ВТБ, был создан Комитет Наблюдательного совета по стратегии и корпоративному управлению. Основными задачами Комитета являются определение стратегических целей деятельности и приоритетов в развитии банка; поддержка и совершенствование системы корпоративного управления ВТБ; формирование предложений по стратегическому управлению собственным капиталом банка.