Ема 2. Социально-экономическая сущность налогообложения.
Понятие налогообложения. Налог и сбор как правовые категории: понятие, основные признаки, сущность. Функции налогов и сборов в системе рыночных отношений в России. Виды налогов и способы их классификации. Правовой механизм налога и его элементы.
Понятие налогообложения
В настоящее время вопрос о понятии «налогообложения» представляется в науке малоизученным и дискуссионным. Кроме того, для определения предмета налогового права принципиальное значение имеет рассмотрение вопросов, связанных с понятием собственно налогообложения, так как именно в этой сфере, т. е. в сфере налоговых отношений, закрепленных в ст. 2 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ), и возникают те специфические общественные отношения, которые можно назвать предметом правового регулирования налогового права.
Необходимо подчеркнуть, что налогообложение является экономической категорией. В экономической литературе используются различные подходы к его определению (через содержание таких терминов, как «порядок», «совокупность отношений», «процесс»). Так, в Большом экономическом словаре под налогообложением понимается «законодательно установленный порядок взимания налогов»-[1]. Ряд ученых определяют налогообложение как «определенную совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений...»[2], другие ученые понимают как «процесс установления, введения и изменения налогового законодательства, элементов налогов и сборов, участников налоговых отношений, налогового администрирования, а также взимания налогов и сборов в соответствии с выработанной налоговой политикой»[3].
По сложившейся традиции употребления метаязыка в экономической и юридической науках ученые используют термин «налогообложение» в составе таких понятий, как «принципы налогообложения», «история развития налогообложения», «основные вехи в истории налогообложения в России», «элементы налогообложения», «методы налогообложения», «предмет налогообложения», «объекты налогообложения», «теория налогообложения» «реформа налогообложения», не объясняя, что, собственно, понимается под «налогообложением».
Не закрепляет понятия «налогообложение» и законодатель. Однако в НК РФ термин «налогообложение» встречается в различных словосочетаниях, например «общие принципы налогообложения» (ст. 1), «элементы налогообложения» (ст. 3, 12, 17), «система налогообложения», «цели налогообложения» (ст. 20, 38), «особенности налогообложения» (п. 1 ст. 165), «признание всеобщности и равенства налогообложения» (ст. 3), «имущество, подлежащее налогообложению» (ст. 145). Информация о содержании сущности налогообложения остается «между строк».
Налогообложение как сложное многокомпонентное по содержанию и структуре явление требует при его рассмотрении комплексного подхода и учета целого ряда формирующих его факторов.
В качестве исходной точки в описании налогообложения как компонента понятия «предмет налогового права» следует обратиться к его историческим истокам. Корни налогообложения находятся в далеком прошлом, когда люди объединились и стали жить в обществе. На фоне совместного проживания сформировались общественные потребности, удовлетворение которых осуществлялось благодаря общественным платежам. Принципиально важно подчеркнуть, что налоги являлись средством удовлетворения общественных потребностей, истоки которых определялись фактом совместного проживания людей. На этом фоне налоги обнаруживают свойство уникального общественного явления. Появившись однажды в виде «изъятия денежных средств»3, налоги стали решением проблем в социальной сфере, отправной точкой для налоговых отношений. С течением времени и развитием общества примитивные отношения между субъектами налоговых отношений совершенствовались, «обрастая» характерными для них атрибутами, что в дальнейшем привело к оформлению целой системы обложения налогами — прообразу современной системы налогообложения.
При определении содержания понятия «налогообложение» следует в первую очередь учитывать то обстоятельство, что с позиций государства налоги приносят доход, что, в свою очередь, является содержанием материальной составляющей в структуре налогообложения.
С одной стороны, налогообложение — это прямое изъятие органами налоговой администрации определенной части внутреннего национального продукта в пользу государства для формирования централизованных федеральных и региональных финансовых ресурсов (бюджетов). С другой стороны, налогообложение как сложная экономико-философская категория включает и весь комплекс мероприятий, проводимых органами налоговой администрации для указанного изъятия части внутреннего национального продукта в целях его последующего перераспределения в интересах всего общества, и общественные отношения, умонастроения и социальную обстановку в обществе, порождаемые и связанные с налогообложением[4]. Таким образом, налоги являются не только способом получения дохода, но и самым разнообразным образом влияют на экономическое поведение хозяйствующих субъектов, что позволяет выделить в структуре налогообложения управленческую составляющую.
Налогообложение представляет собой основной, наиболее мощный рычаг регулирования российской экономики. Научно разработанные в теории, апробированные на практике, адаптированные к социально-экономическим условиям страны методы взимания налогов и других обязательных платежей помогут скорректировать объем производства и деловой активности хозяйствующих субъектов. Оказывая влияние на экономическое поведение налогоплательщика, налогообложение непосредственно связано с общеэкономическими показателями. От отлаженных механизмов внутри системы налогообложения во многом зависит общеэкономический рост страны, что находит отражение в регулирующей составляющей налогообложения.
Наконец, в целях более подробного рассмотрения содержания налогообложения следует обозначить его правовую природу. По утверждению С. Г. Пепеляева, «налогообложение является формой отчуждения собственности»[5], «ограничением права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ»[6]. Президент РФ Д. А. Медведев указал на необходимость «прививать вкус к правовой культуре, законопослушанию, уважение к правам других, включая такое важное, как право собственности»[7]. С помощью законодательного процесса осуществляется перераспределение создаваемых обществом экономических благ. Налоговые законы являются частью правопорядка и должны рассматриваться в правовом, в частности конституционно-правовом масштабе. Независимо от проблемы конституционного единообразия налоговых законов, которые все чаще становятся объектом судебной практики Федерального конституционного суда Германии[8], налоговое право как субсистема общего правопорядка подчиняется собственным правовым принципам. Налогообложение — это законодательно установленный порядок взимания налогов, основной и один из самых эффективных инструментов государственной политики. Со всей отчетливостью выявляется процессуальная составляющая в системе налогообложения.
Если обратиться к теоретическому осмыслению понятая налогообложения, то заслуживают внимания выделяемые в современной теории государства и права два подхода к понятию «налогообложения»: во-первых, как к признаку государства, во-вторых, как к функции. Так, М. Н. Марченко относит налогообложение к основным признакам правового государства, подчеркивая при этом, что оно «оставалось и остается государством», а для содержания государственного аппарата «в каждой стране устанавливаются и взимаются налоги»[9]. К характерным признакам государства относят налоги и другие ученые[10]. А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев определяют налоги как признак государственной власти'. А. В. Малько выделяет действующую систему налогов как одну из характерных черт государственной власти[11]. В. Н. Хропанюк практически отождествляет функцию налогообложения с функцией финансового контроля, которая, по его мнению, «выражается в выявлении и учете государством доходов производителей. По закону часть этих доходов в виде налогов направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд»[12].
Представляется более убедительной и последовательной позиция А. В. Малько, который относит налогообложение к функциям государства. Развивая эту точку зрения, подчеркнем, что налогообложение можно отнести к факультативным признакам государства, поскольку в современном мире существуют государства и без налогов. Таким образом, налогообложение следует признать не признаком, а в первую очередь функцией государства, так как оно является одним из основных направлений деятельности государства по управлению внутренней жизнью и оказывает непосредственное влияние на внешнюю сферу.
Несправедливо было бы оставить без внимания тот факт, что отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия государства, общества и каждого конкретного лица в связи и по поводу налогообложения, определяются политикой в сфере налогообложения. Налоговая политика государства определяет задачи, меры и средства их реализации в сфере налогообложения для более эффективного минимально затратного выполнения им своих функций. В связи с этим выявляется политический «окрас» налогообложения[13].
Государственные мероприятия, объединяемые значением «брать», «взимать», право государственного распределения налогового бремени как одна из составляющих системы налогообложения прежде всего должны осуществляйся законным порядком. Д. Бирк справедливо отмечает, что под давлением многостороннего политического влияния и групповых: интересов эта цель во многом остается не в полной мере достижимой[14].
При самом общем рассмотрении точек зрения, которые легли в основу исследования понятия «налогообложение», можно установить, что термин этот употребляется и понимается в двух смыслах _ узком и широком.
В узком смысле налогообложение заключается в деятельности государства, которая осуществляется в двух направлениях. Налогообложение представляет собой процесс установления и введения государством (или муниципальным образованием) для определенной группы субъектов обязанности по уплате налогов и сборов. То есть это непосредственно само «обложение» налогом, «обязывание» к уплате определенных налоговых платежей. Государство определяет и законодательно закрепляет, когда, какие субъекты и в каком порядке будут обязаны уплатить ему определенные суммы, или, иначе, возлагает бремя уплаты налогов. Важно отметить, что, хотя установление налогов и сборов осуществляется федеральными органами власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 21 марта 1997 г. № 5-П по делу о проверке конституционности положений абз. 2 п. 2 ст. 18 и ст. 20 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «применительно к субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления понятие «установление налогов и сборов» имеет иной юридический смысл». Такое право имеет производный характер, поскольку эти субъекты всегда связаны общими принципами налогообложения и сборообложения, содержащимися в федеральном законе, а «регулирование федеральными законами региональных налогов носит рамочный характер и предполагает, что наполнение соответствующих правовых институтов конкретным юридическим содержанием осуществляется законодателем субъекта Российской Федерации».
Введение налога означает конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способов исчисления конкретных ставок и т. д. При этом такое регулирование не должно ухудшать положение налогоплательщиков по сравнению с тем, как оно определяется федеральным законом, что может заключаться не только в возложении дополнительного налогового бремени, но и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности[15].
Налогообложение в широком смысле — это деятельность государства прежде всего по взиманию налогов, а также по осуществлению налогового контроля, привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Нетрудно заметить, что в большинстве случаев законодатель употребляет рассматриваемый термин именно в этом, втором смысле — взимание налогов, например «в целях налогообложения» — в смысле «для взимания налога»; «имущество, подлежащее налогообложению» — имеется в виду «имущество, обладание которым порождает обязанность уплатить налог и, соответственно, право государства к его взиманию»; «особенности налогообложения» следует читать как «особенности взимания налога».
При этом термин «налогообложение» используется в тексте НК РФ и в первом значении. Например, в п. 1 ст. 17 этого Кодекса говорится об элементах налогообложения, точнее, об обязательности их закрепления в нормативном акте, устанавливающем тот или иной налог. То есть для того чтобы «обложение налогом» состоялось, необходимо наличие в законе всех указанных условий. О таком понимании налогообложения свидетельствует и сам НК РФ, в ст. 3 закрепляя, что именно «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения». Но в части второй НК РФ все перечисленные в п. 1 ст. 17 элементы уже понимаются только во втором значении, т. е. в целях взимания налогов. Другой термин, используемый НК РФ, — «признание всеобщности и равенства налогообложения» — характеризует «возможно... перспективы развития законодательства о налогах и сборах»[16] и представляет собой ту «цель, к которой должен стремиться законодатель»[17].
Следует также отметить, что термин «налогообложение» используется в решениях Конституционного Суда РФ. Так, в постановлениях Конституционного Суда толкуется ст. 57 Конституции РФ, закрепляющая обязанность платить законно установленные налоги. Отмечается, что «в силу данного конституционного предписания вводимый законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно — правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц»[18].
В другом постановлении Конституционного Суда РФ подчеркивается, что «нормативно-правовое регулирование в сфере налогов и сборов осуществляется законодателем, который, как следует из статей 71 (пункты «ж», «з»), 72 (пункт «и» части 1) и 75 (часть 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 114 (подпункт «б» части 1), вправе проводить налоговую политику, ориентированную на определенные цели, включая создание условий для реализации права на жилище (статья 40, часть 2 Конституции Российской Федерации) и государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации). Осуществляя в рамках предоставленной ему дискреции нормативно-правовое регулирование отношений по установлению, введению и взиманию налогов и определяя применительно к конкретному налогу соответствующие принципы налогообложения, законодатель должен прежде всего учитывать закрепленные Конституцией Российской Федерации и составляющие основы конституционного строя Российской Федерации принципы правового и социального государства (статья 1, часть 1; статья 7), а также принципы равенства перед законом и судом (статья 19, часть 1) и пропорциональности (статья 55), которыми ограничиваются пределы его усмотрения в этой сфере»[19].
Представляется, что установление, введение в действие налога, с одной стороны, и взимание налога и сопутствующие ему явления (налоговый контроль и налоговая ответственность) — с другой, следует рассматривать как два этапа единого процесса. Причем целью первого, где активность проявляет государство, является осуществление второго, а целью второго, где предполагается активность со стороны налогоплательщиков (а также иных участников налоговых правоотношений), служит поступление денежных средств в соответствующий бюджет либо во внебюджетные фонды. Объединены эти стадии единой общей задачей — финансовое обеспечение деятельности государства (муниципального образования).
Таким образом, с этих позиций налогообложение — процесс осуществления принадлежащего публичному образованию исключительного права на изъятие части доходов организаций и физических лиц, обеспеченного возможностью применения государственного принуждения, состоящий из двух стадий — установления и введения в действие налогов и сборов в целях их дальнейшего взимания и непосредственно самого взимания.
В широком же смысле налогообложение — вся определенная совокупность урегулированных нормами налогового права общественных отношений, возникающих по поводу установления налогов и сборов, введения их в действие, взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, привлечения к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
В НК РФ в одном случае говорится, например, о принципах налогообложения и сборов в Российской Федерации (п. 2 ст. 1), а в другом — о том, что «законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения» (п. 1 ст. 3). Но если в науке дуализм трактовок допустим, то нормативный акт должен быть четким и не допускать подобного варьирования.
Таким образом, анализ теоретико- правовых разработок в области налогообложения свидетельствует, что в основном данную проблему изучают с экономических позиций. Юридический аспект данного явления остается недостаточно изученным. В. А. Парыгина и А. А. Тедеев справедливо отмечают, что объем данного активно используемого понятия законодательно не определен и может быть лишь косвенно очерчен исходя из юридического анализа содержания тех правовых отношений, которые составляют предметную область российского налогового права[20]. В связи с этим необходимо активизировать исследования понятия налогообложения правовой наукой, выработать единый научно обоснованный подход и закрепить в ст. 11 НК РФ определение понятия налогообложения как процесса установления и исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Учитывая эволюционный характер налогообложения, можно прогнозировать оформление среди уже имеющихся составляющих системы налогообложения контролирующей составляющей со стороны субъектов налогообложения, сориентированной на эффективность всей системы на основе отношения «налогоплательщик-налог—налогоплательщик». В этом смысле в налогообложении действует закон обратной связи. Возвращаясь в виде общественно-социальных благ, налог обретает правовую реабилитацию как ответ на ограничение права собственности субъекта.
В свете идеи правового государства налогообложение должно рассматриваться как «зеркало», отражавшее уровень становления его составляющих. Налогообложение проявляет признаки саморазвивающейся системы не только как необходимого условия, но и как фундамента построения правового государства, целью которого является создание оптимальных условий жизни для его граждан.
Последние десятилетия свидетельствуют о существовании в Российской Федерации тесной взаимосвязи государства, экономики и права, непосредственным элементом которой является налогообложение, нуждающееся в настоящее время в более четком правовом регулировании. Президент РФ Д. А. Медведев отметил, что «каждое новое изобретение, улучшающее качество жизни, да«т дополнительную степень свободы для человека. Делает условия его существования более комфортными, а социальные отношения более справедливыми. Чем «умнее», интеллектуальнее, эффективнее будет наша экономика, тем выше будет уровень благосостояния наших граждан»[21].
Что касается основного вывода относительно понятия налогообложения, то вышеизложенное свидетельствует об объективных сложностях выявления совокупного объема понятия «налогообложение», представляющего собой комплексную историко-политическую, экономико-правовую категорию.
В связи с этим вполне логичным и обоснованным представляется подход ученых, юристов и экономистов, что начинать рассматривать вопросы современного налогообложения в учебных пособиях необходимо с анализа исторического аспекта налогообложения в России, так как налогообложение — это в первую очередь историческая категория.
Налогообложение является ключевым объектом исследования и экономистов, и юристов, что объясняется комплексным характером таких экономико-правовых категорий, как «налог» и «налогообложение». Анализ определений налогообложения, произведенных в рамках экономических и юридических исследований, позволяет сделать вывод о стирании граней, так как экономисты не отрицают правовой составляющей, а юристы указывают на экономические закономерности. Характеризуя категорию «налог» как «симбиоз экономики и права», ученые справедливо подчеркивают, что «ни одна область знаний не в состоянии получить здесь безоговорочного приоритета»[22]. Поэтому представляется целесообразным преодолеть теоретические противоречия, повысить эффективность исследований и улучшить качество вузовского преподавания дисциплин, связанных с вопросами налогообложения, уделяя внимание историческому, экономическому и правовому аспектам. В настоящее время в условиях глобального финансово-экономического кризиса наибольшую востребованность получат студенты экономических и юридических факультетов вузов, обладающие знанием исторического опыта отечественного налогообложения, современного законодательства о налогах и сборах, а также закономерностей экономической науки.