Методические указания к выполнению задания. Маржинальный анализ влияния факторов на отклонение прибыли целесообразно проводить по нижеприведенной последовательности.
Маржинальный анализ влияния факторов на отклонение прибыли целесообразно проводить по нижеприведенной последовательности.
1. Определяется базисная (плановая) денежная выручка
,
где - количество реализованного продукта в базисном периоде;
- цена реализации единицы продукта в базисном периоде.
2. Определяется первая условная денежная выручка
,
где - коэффициент роста (снижения) объема реализованной продукции.
3. Определяется вторая условная денежная выручка
,
где - количество реализованного продукта в фактическом периоде;
4. Определяется фактическая денежная выручка
,
где - цена реализации единицы продукта в фактическом периоде.
5. Определяется базисная (плановая) средняя доля маржинального дохода в денежной выручке
,
где - доля маржинального дохода в цене реализации продукта в плановом (базисном) периоде;
- удельный вес продукта в общей сумме денежной выручки в плановом (базисном) периоде.
,
где - цена реализации продукта в плановом (базисном) периоде,
- плановый (базисный) уровень переменных затрат на единицу продукции.
6. Определяется условная средняя доля маржинального дохода в денежной выручке (условная доля I).
,
где - удельный вес продукта в общей сумме денежной выручки в фактическом периоде.
7. Определяется условная средняя доля маржинального дохода в денежной выручке (условная доля II).
,
где - доля маржинального дохода в цене реализации продукта в периоде, рассчитанная при фактической цене реализации и плановом (базисном) уровне переменных затрат на единицу продукции;
,
где - фактический уровень переменных затрат на единицу продукции.
8. Определяется фактическая средняя доля маржинального дохода в денежной выручке
,
где - доля маржинального дохода в цене реализации продукта в фактическом периоде;
,
где - цена реализации продукта в фактическом периоде,
-фактический уровень переменных затрат на единицу продукции.
9. Определяется плановая (базисная) прибыль
где - постоянные расходы в плановом (базисном) периоде.
10. Определяется прибыль условная I
11. Определяется прибыль условная II
12. Определяется прибыль условная III
13. Определяется прибыль условная IV
14. Определяется фактическая прибыль
,
где - постоянные расходы в фактическом периоде.
15. Рассчитывается отклонение в прибыли
16. Рассчитывается отклонение в прибыли за счет изменения объема реализованной продукции
17. Рассчитывается отклонение в прибыли за счет изменения структуры реализованной продукции
18. Рассчитывается отклонение в прибыли за счет изменения реализационных цен
19. Рассчитывается отклонение в прибыли за счет изменения удельных переменных затрат
20. Рассчитывается отклонение в прибыли за счет изменения постоянных затрат
· Расчет влияния факторов на отклонение прибыли по отдельно взятым продуктам
Последовательность проведения расчетов
1. Определяют плановую (базисную) прибыль
,
где - количество реализованного продукта в базисном периоде;
- цена реализации единицы продукта в базисном периоде;
- удельные переменные расходы на единицу продукта в базисном периоде;
- постоянные расходы в базисном периоде.
2. Определяют условную прибыль, рассчитанную при фактическом объеме реализации, плановых: цене реализации, удельных переменных расходах и постоянных затратах
,
где - количество реализованного продукта в фактическом периоде;
3. Определяют условную прибыль, рассчитанную при фактическом объеме реализации, фактической цене реализации, плановых: удельных переменных расходах и постоянных затратах
,
где - цена реализации единицы продукта в фактическом периоде;
4. Определяют условную прибыль, рассчитанную при фактическом объеме реализации, фактической цене реализации, фактических удельных переменных расходах и плановых постоянных затратах
,
где - удельные переменные расходы на единицу продукта в фактическом периоде;
5. Определяют фактическую прибыль
,
где - фактические постоянные расходы
6. Определяют отклонение в прибыли
7. Рассчитывают отклонение в прибыли за счет изменения объема реализованного продукта
8. Рассчитывают отклонение в прибыли за счет изменения цены реализации
9. Рассчитывают отклонение в прибыли за счет изменения удельных переменных расходов на единицу продукта
10. Рассчитывают отклонение в прибыли за счет изменения постоянных расходов
Пример расчетов к маржинальному анализу прибыли
Таблица 3.5
Подготовка исходной информации к расчетам
Показатель | Условное обозначение | Вид продукции | Всего | ||
А | B | C | |||
1. Количество реализованной продукции: | |||||
базис | 148 шт. | 226 м 2 | 512 т | х | |
фактически | 162 шт. | 202 м 2 | 620 т | х | |
2. Денежная выручка, руб.: | |||||
базис | |||||
фактически | |||||
3. Затраты на реализованную продукцию, руб.: | |||||
базис, всего | |||||
в том числе: переменные | |||||
постоянные | |||||
фактически, всего | |||||
в том числе: переменные | |||||
постоянные | |||||
4. Удельные переменные затраты, руб. | |||||
базис | 26,48 1 | 39,67 | 72,14 | х | |
фактически | 26,18 | 41,36 | 78,01 | х | |
5. Цена реализации единицы продукции, руб. | |||||
базис | 52,13 2 | 78,00 | 122,14 | х | |
фактически | 58,01 | 72,10 | 131,11 | х | |
6. Удельный вес в общей сумме денежной выручки, % | |||||
базис | 8,78 3 | 20,06 | 71,16 | ||
фактически | 8,93 | 13,84 | 77,23 |
Продолжение таблицы 3.5
Показатель | Условное обозначение | Вид продукции | Всего | ||
А | B | C | |||
7. Доля маржинального дохода в цене реализации | |||||
базис (5б-4б):5б | х | ||||
фактически (5ф-4ф):5ф | х | ||||
условная (5ф-4б):5ф | х |
Таблица 3.6
Результаты расчетов влияния факторов на отклонение прибыли
Показатель | Условное обозначение | Значение показателя |
1. Базисная денежная выручка, руб. | ||
2. Условная денежная выручка, руб. | ||
3. Условная денежная выручка, руб. | ||
4. Фактическая денежная выручка, руб. | ||
5. Средняя доля маржинального дохода, базисная | ||
6. Средняя доля маржинального дохода, условная | ||
7. Средняя доля маржинального дохода, условная | ||
8. Средняя доля маржинального дохода, фактическая | ||
9. Плановая (базисная) прибыль, руб. | ||
10. Условная прибыль, руб. | ||
11. Условная прибыль, руб. | ||
12. Условная прибыль, руб. |
Продолжение таблицы 3.6
Показатель | Условное обозначение | Значение показателя |
13. Условная прибыль, руб. | ||
14. Фактическая прибыль, руб. | ||
15. Общее отклонение прибыли, руб. | ||
В том числе за счет изменения: | ||
объема реализованной продукции | ||
структуры реализованной продукции | ||
реализационных цен | ||
удельных переменных расходов | ||
постоянных расходов |
Примечания к расчету показателей
1 26,48 = 3919 : 148
2 52,13 ® проставляется из задания №1
3 8,78 = (7715 : 87879) х 100
4 0,492 = (52,13 – 26,48) : 52,13
Расчеты
= 87879 (из таблицы 1)
= 87879 × 1.135 = 99743
83162 (из предыдущего задания ); 73297 (из таблицы )
= 99928 ( из задания №)
= 105250 (из таблицы )
= (0,4920 × 8,78 + 0,4914 × 20,06 + 0,4094 × 71,16) : 100 = 0,4331
= (0,4920 × 8,93 + 0,4914 × 13,84 + 0,4094 × 77,23) : 100 = 0,4281
= (0,5435 × 8,93 + 0,4498 × 13,84 + 0,4498 × 77,23) : 100 = 0,4582
= (0,5487 × 8,93 + 0,4264 × 13,84 + 0,4050 × 77,23) : 100 = 0,4208
= 87879 – 73297 = 14582 (целесообразно вести расчет не через долю маржинального дохода, чтобы уменьшить погрешность в округлении базисной прибыли)
= 99743 × 0,4331 – 23477 = 19722
= 99928 × 0,4281 – 23477 = 19302
= 105250 × 0,4582 – 23477 = 24749
= 105250 × 0,4208 – 23477 = 20812
= 105250 – 87545 = 17705 (целесообразно вести расчет не через долю маржинального дохода, чтобы уменьшить погрешность в округлении фактической прибыли)
= 17705 – 14582 = 3123
= 19722 – 14582 = +5140
= 19302 – 19722 = -420
= 24749 – 19302 = +5447
= 20812 – 24749 = -3937
= 17705 – 20812 = -3107
= 5140 – 420 + 5447 – 3937 – 3107 = 3123
· Расчет влияния факторов на отклонение прибыли по отдельно взятым продуктам
Таблица 3.7
Результаты расчетов влияния факторов на отклонение прибыли
(по основным продуктам)
Показатель | Условное обозначение | Продукты | |||
А | В | С | |||
1. Базисная (плановая) прибыль, руб. | |||||
2. Прибыль условная, руб. | |||||
3. Прибыль условная, руб. | |||||
4. Прибыль условная, руб. | |||||
5. Прибыль фактическая, руб. | |||||
6. Отклонение прибыли общее, руб. | |||||
В том числе за счет изменения: | |||||
объема реализации | +359 | ||||
цены реализации | +953 | ||||
удельных переменных расходов | +48 | ||||
постоянных расходов | -102 |
Пример расчета по продукту "А"
= 148 × (52,13 – 26,48) – 2298 = 1498
= 162 × (52,13 – 26,48) – 2298 = 1857
= 162 × (58,01 – 26,48) – 2298 = 2810
= 162 × (58,01 – 26,18) – 2298 = 2858
= 162 × (58,01 – 26,18) – 2400 = 2756
= 2756 – 1498 = 1258
= 1857 – 1498 = +359
= 2810 – 1857 = +953
= 2858 – 2810 = +48
= 2756 – 2858 = -102