Подходы к автоматизированному управлению орг.системами. Понятие бизнес процесса.
Предпосылки появления КИС. Понятие КИС.
Руководителю фирмы приходится решать кардинальные вопросы:
Как обеспечить точный учет на предприятии? Решение в использовании учетных систем.
Как найти свое место на рынке? Ответ можно найти с помощью универсальных статистических приложений и маркетинговых информационных систем.
Как доказать инвесторам, что деньги они должны дать именно вам? Для этого необходимо использовать системы планирования и экспертизы инвестиций.
Как преобразовать предприятие с целью вывести его из неблагоприятной ситуации? Решение - в организационных изменениях, которые опираются на ИТ. К этим изменениям относятся: автоматизация бизнес-процессов, рационализация процедур и реинжиниринг (перепроектирование) бизнеса.
Как обеспечить выпуск продукции мирового уровня? Поскольку качество становится более техничным, процессный подход, составляющий основу ISO 9000, требует специальных средств для описания и классификации процессов, составляющих деятельность предприятий. А описание процессов деятельности предприятия требует использования компьютерной CASE-технологии.
Как обеспечить деятельность фирмы в информационном обществе? Решение на путях электронной коммерции.
Современный рынок требует, чтобы вся продукция удовлетворяла общепризнанным стандартам качества, которые касаются не только качества конечного продукта, выставляемого на рынке, но и всего процесса производства этого продукта, начиная от выбора поставщиков и заканчивая сервисным обслуживанием.
Корпоративная информационная система (КИС)- это совокупность информационных систем отдельных подразделений предприятия, объединенных общим документооборотом, таких, что каждая из систем выполняет часть задач по управлению принятием решений, а все системы вместе обеспечивают функционирование предприятия в соответствии со стандартами качества ИСО 9000.
Требования КИС.
1. Системность;
2. Комплексность;
3. Модульность;
4. Открытость;
5. Адаптивность;
6. Надежность;
7. Безопасность;
8. Масштабируемость;
9. Мобильность;
10.Простота в изучении;
11.Поддержка внедрения и сопровождения со стороны разработчика.
Архитектура КИС
Архитектура КИС состоит из нескольких уровней.
Информационно-логический уровень.
Может быть представлен в виде модели, на основании которой разрабатываются структуры баз данных, системные соглашения и организационные правила для обеспечения взаимодействия компонентов прикладного программного обеспечения.
Прикладной уровень.
Представляет собой совокупность прикладных программ и программных комплексов, которые реализуют функционирование информационно-логической модели. Это могут быть системы документооборота, системы контроля над исполнением заданий, системы сетевого планирования, бухгалтерские системы, офисные пакеты, системы управления финансами, кадрами, логистикой, и т.д. и т.п.
Системный уровень.
Операционные системы и сетевые средства.
Аппаратный.
Средства вычислительной техники.
Транспортный.
Активное и пассивное сетевое оборудование, сетевые протоколы и технологии.
Подходы к автоматизированному управлению орг.системами. Понятие бизнес процесса.
Функциональный подход:
Достоинства:
· инертность реализации опрометчивых решений
Недостатки:
· незаинтересованность сотрудников в достижении целей компании
· несогласованность действий между функциональными подразделениями
· низкая достоверность и значительные задержки передачи информации
· бесполезность некоторых функций
· бюрократия
Процессный подход:
Достоинства:
· нацеленность действий персонала на конечный результат
· постоянное повышение эффективности работы за счет саморегулирования
· уменьшение временнЫх издержек
· гибкость
Недостатки:
· неприятие персоналом из-за необходимости борьбы за самовыживание
· повышение риска принятия опрометчивого решения
Матричный подход:
Достоинства:
· инертность реализации опрометчивых решений
· нацеленность действий персонала на конечный результат
· постоянное повышение эффективности работы за счет саморегулирования
· уменьшение временнЫх издержек
· гибкость
Недостатки:
· дополнительные расходы
Как видно, функционально-ориентированное управление предприятием имеет таки отличительные черты:
1. Разобщенность целей подразделений, несовпадения частных интересов подразделений с целевыми задачами предприятия.
2. Потенциальная конфликтность взаимоотношений.
Деловой процесс (бизнес процесс, business process) -это логически завершенный набор этапов работы, поддерживающий деятельность предприятия и реализующий его политику, направленную на достижение поставленных целей.