Расчет стартовых инвестиций. Калькуляция себестоимости.
Финансово-экономическое обоснование инновационной деятельности
Одним из важнейших и неотъемлемых этапов работы над данным инновационным проектом является оценка его экономической эффективности.
Инновацией по определению может быть только то новшество, которое внедрено, востребовано рынком и приносит стабильный доход. Таким образом, прибыльность (а возможно и сверхприбыльность) инновационного проекта должна быть подтверждена соответствующими расчетами, учитывающими в т.ч. и риски связанные с высокой степенью неопределенности, сопровождающей реализацию проектов данного типа.
Финансово-экономический раздел разрабатывается, как правило, в тот момент, когда в той или иной (достаточной) степени проработаны все остальные части проекта. Информация, содержащаяся в плане маркетинга, производства, организационном плане и др. разделах – является базой для проведения финансово-экономических расчетов. В частности, необходимы данные для расчета следующих величин:
- Потребность в стартовых инвестициях;
- Объем производства и продаж;
- Себестоимость продукции;
- Потребность во внешнем финансировании;
- Налоговые отчисления.
Расчет стартовых инвестиций. Калькуляция себестоимости.
Стартовые инвестиции – это первоначальные финансовые вложения, необходимые для реализации проекта, осуществляемые с целью получения доходов в будущем.
Стартовые инвестиции укрупнено можно разделить на три группы:
1. Капитальные вложения – инвестиции в основные фонды (ОФ) создаваемого предприятия. К ОФ относятся: здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие средства труда, используемые в процессе производства неоднократно (как правило, не менее 12 месяцев). Информация необходимая для расчета потребностей в ОФ представлена в таблице 7.1 Будет оборудовано 2 производственные линии, с максимальным объемом производства 20 шт. в месяц.
Таблица 7.1 – Потребность в ОПФ.
Вид ОФ | Значимые характеристики | Количество, шт. | Предполагаемая стоимость, руб. | Сумма, руб. | |
1. Оборудование (с указанием модели) | |||||
Подъемник | Двухстоечный электромеханический | 65 000 | |||
Верстак | Двухтумбовый Ferrum | 15 000 | |||
Тележка | С набором в 205 предметов King Tony | 38 000 | |||
Установки для слива и откачивания масел | 12 000 | ||||
Кран | Гидравлический для вывешивания двигателя | 18 000 | |||
Пила | Дисковая Bosch | ||||
Гайковерт | MAKITA TW | ||||
Дрель | BOSCH GBM 6 | ||||
Сварочный полуавтомат | BlueWeld MEGAMIG Digital 180 | 33 500 | |||
Итого оборудование | 2 157 800 | ||||
2. Помещения | - | - | -- | - | |
Итого | 2 157 800 |
2. Текущие издержки. В данной группе учитываются затраты на инструменты, материалы, персонал организации.
Для данного проекта в течение первого года его реализации, а также первого месяца второго года не планируется поступления выручки, соответственно затраты данных периодов отнесем к стартовым инвестициям.
Текущие затраты представлены в таблице 7.2.
Таблица 7.2 – Потребность в финансовых средствах на покрытие первоначальных текущих затрат
Вид затрат | Существенные характеристики | Затраты, руб. | Затраты итого | ||
1 мес. | … | ||||
1. Инструменты | |||||
2. Сырье и материалы | Батарея, электродвигатель, расходные материалы | ||||
3. Персонал | |||||
4. Аренда | Офис 27 кв.м, производственные площади 250 кв.м. | ||||
5. Прочее | Бухгалтерское и кадровое сопровождение | ||||
Итого | 8 272 425 |
3. Прочие первоначальные затраты. К ним относятся вложения не являющиеся капитальными или текущими, но необходимые на первом этапе.
В качестве наиболее распространенных прочих затрат можно выделить: затраты на регистрацию компании, патентование технологии, получение лицензии (при необходимости), проведение маркетинговых мероприятий.
Информацию о прочих затратах представим в форме таблицы 7.3.
Таблица 7.3 – Прочие первоначальные затраты
Вид затрат | Значимые характеристики | Предполагаемая стоимость, руб. |
1. Регистрация предприятия | ||
2. Получение патента | ||
3. Регистрация внесения изменений в конструкцию авто | Для 5 самый распространенных марок | |
4. Маркетинг | ||
Итого | 215 000 |
Таблица 7.4 – Стартовые инвестиции, всего.
Вид затрат | Предполагаемая стоимость, руб. |
1. Капитальные вложения | 2 157 800 |
2. Текущие затраты за 13 месяцев | 8 272 425 |
3. Прочие затраты | 215 000 |
Итого | 10 645 225 |
Источники финансирования 5 000 000 руб. собственные средства (вклад учредителей в уставный капитал), и 5 000 000 руб. кредитные средства на 5 лет под 20 % годовых.
Перейдем к калькуляции себестоимость продукции.
Себестоимость (с/с) в самом общем виде – это все издержки, понесённые предприятием на производство и реализацию продукции или услуги (в т.ч. стоимостная оценка используемых природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат).
Как известно, все издержки можно разделить на постоянные (не зависящие от объемов производства и продаж, например, затраты на аренду помещения) и переменные (величина которых изменяется в зависимость от объема произведенной и проданной продукции, например, затраты на сырье).
Для того, чтобы в единой форме (Таблица 7.5) корректно учесть оба вида затрат необходимо определить объемы производства и продаж продукции.
Прогнозирование объемов производства и продаж основывается, с одной стороны, на предполагаемом спросе на товар, с другой стороны, исходя из производственных мощностей создаваемого предприятия (максимальная производительность оборудования предприятия).
Наиболее корректный вариант определения этих объемов заключается в следующем. Максимальные объемы производства обозначаются в производственном плане. В плане маркетинга эти данные сопоставляются с информацией о предполагаемом спросе. Далее, согласно стратегии выхода на рынок, окончательно прогнозируются объемы производства и продаж продукции. Именно эти данные будут использоваться в финансовом плане.
Необходимо сделать ряд замечаний:
- Объемы производства, как и объемы продаж, могут быть равномерными в течение года, а могут различаться по месяцам. Это связано, во-первых, с поэтапным выходом на рынок (по мере повышения известности компании на рынке, ее обороты будут увеличиваться), во-вторых, с возможной сезонностью бизнеса (привязка к определенному времени года, политическим событиям, праздникам и др.). Так или иначе, в первый год реализации проекта рекомендуется приводить данные по месяцам, а, начиная со второго года (если предприятие уже вышло на проектные мощности), допускаются укрупненные расчеты (по кварталам или полугодиям).
- Объемы производства и продаж могут совпадать друг с другом, а могут и быть различными. Играет роль и сезонность бизнеса – производство может быть равномерным, а продажи сезонными (в том случае если позволяют сроки годности продукции и наличие площадей для ее хранения); длительность производственного цикла – при длительном цикле изготовления товара, как правило, формируется запас на случай срочных заказов и др.
- Объемы производства и продаж могут быть скорректированы после расчета точки безубыточности и оценки показателей финансово-экономической эффективности проекта.
Вернемся к расчету себестоимости. Оформим калькуляцию с/с в виде таблицы 7.5. Заполним предложенную форму данными условного примера.
Таблица 7.5 – Калькуляция себестоимости для первого года производства
По месяцам, руб. | за год, руб. | ||||||||||||
Объем производства, шт. | |||||||||||||
Затраты, руб. | |||||||||||||
1. Сырье и материалы | |||||||||||||
2. Топливо и энергия | |||||||||||||
3. Амортизация ОФ | |||||||||||||
4. Заработная плата (з/п) персонала | |||||||||||||
5. Отчисления с з/п | |||||||||||||
6. Прочие расходы | |||||||||||||
Полная себестоимость, руб. | 3 277 488 | 6 047 488 | 6 047 488 | 6 147 488 | 6 087 488 | 6 047 488 | 6 047 488 | 6 047 488 | 6 087 488 | 6 047 488 | 6 077 488 | 6 047 488 | 70 009 860 |
Себестоимость единицы продукции, руб./шт. | 304 391 |
Таблица 7.6 – Калькуляция себестоимости для второго и последующих лет производства
По месяцам, руб. | за год, руб. | ||||||||||||
Объем производства, шт. | |||||||||||||
Затраты, руб. | |||||||||||||
1. Сырье и материалы | |||||||||||||
2. Топливо и энергия | |||||||||||||
3. Амортизация ОФ | |||||||||||||
4. Заработная плата (з/п) персонала | |||||||||||||
5. Отчисления с з/п | |||||||||||||
6. Прочие расходы | |||||||||||||
Полная себестоимость, руб. | 6 047 488 | 6 047 488 | 6 047 488 | 6 047 488 | 6 047 488 | 6 047 488 | 6 047 488 | 6 047 488 | 6 047 488 | 6 047 488 | 6 047 488 | 6 047 488 | 72 599 860 |
Себестоимость единицы продукции, руб./шт. | 302 450 |
При начислении амортизации используется линейный метод. Срок полезного использования оборудования 5 лет, месячная норма амортизации составила 1,6%, амортизационные отчисления 35963 руб. ежемесячно.
Финансовый план.
Финансовый план предполагает заполнение ряда форм, которые позволят спланировать затраты и доходы так, чтобы денежных средств было достаточно для реализации проекта. Итогом финансового плана также является расчет прибыли предприятия.
На первом этапе необходимо определить план продаж – таблица 7.6.
Таблица 7.7 – План продаж для первого года производства
По месяцам | за год | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||
Объем продаж, шт. | 10 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 230 |
Цена единицы продукции, руб./шт. | 315 000 | 315 000 | 315 000 | 315 000 | 315 000 | 315 000 | 315 000 | 315 000 | 315 000 | 315 000 | 315 000 | 315 000 | - |
Выручка от продаж, руб. (без НДС) | 3 150 000 | 6 300 000 | 6 300 000 | 6 300 000 | 6 300 000 | 6 300 000 | 6 300 000 | 6 300 000 | 6 300 000 | 6 300 000 | 6 300 000 | 6 300 000 | 72 450 000 |
Таблица 7.8 – План продаж для второго и последующих лет производства
По месяцам | за год | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||
Объем продаж, шт. | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 230 |
Цена единицы продукции, руб./шт. | 315 000 | 315 000 | 315 000 | 315 000 | 315 000 | 315 000 | 315 000 | 315 000 | 315 000 | 315 000 | 315 000 | 315 000 | - |
Выручка от продаж, руб. (без НДС) | 6 300 000 | 6 300 000 | 6 300 000 | 6 300 000 | 6 300 000 | 6 300 000 | 6 300 000 | 6 300 000 | 6 300 000 | 6 300 000 | 6 300 000 | 6 300 000 | 75 600 000 |
Финансовым ориентиром для расчета объема продаж является расчет точки безубыточности.
Точка безубыточности (порог рентабельности) – такой объем продукции, который необходимо произвести и продать, для того чтобы полностью покрыть постоянные и переменные затраты предприятия.
В общем случае безубыточный объем рассчитывается по формуле 7.1:
, где (7.1)
F – постоянные затраты (величина которых не зависит от объемов производства),
V – переменные затраты (величина которых изменяется пропорционально изменению объемов производимой продукции),
Р – рыночная цена производимой продукции.
Объем производства и продажи продукции, при котором предприятие обеспечивает получение прибыли в размере П, можно рассчитать по формуле 7.2:
(7.2)
Рассчитаем точку безубыточности для проекта. Период расчета 1 год. К постоянным затратам будет относиться ФОТ управленческого персонала, АМО ОФ, прочие затраты, к переменным – затраты на сырье и материалы зарплата производственных рабочих, цена единицы товара за вычетом НДС – 315000 руб.
Итак, осуществляя переоборудования 160 шт. автомобилей в год по цене 315000 руб./шт. предприятие будет прокрывать все свои текущие расходы. Прогнозируемый объем производства и продаж в количестве 230 шт. позволит осуществлять затраты связанные с возвратом и обслуживанием кредита, а также постепенно возмещать первоначальные вложения.
Таблица 7.9 – План внешнего финансирования
по месяцам | за год | ||||||||||||
1. Размер кредита на начало месяца | 4 916 667 | 4 834 722 | 4 754 144 | 4 674 908 | 4 596 993 | 4 520 376 | 4 445 037 | 4 370 953 | 4 298 103 | 4 226 468 | 4 156 027 | ||
2. Проценты по кредиту | 83 333 | 83 333 | 83 333 | 83 333 | 83 333 | 83 333 | 83 333 | 83 333 | 83 333 | 83 333 | 83 333 | 83 333 | 1 000 000 |
3. Возврат кредита | 83 333 | 81 944 | 80 579 | 79 236 | 77 915 | 76 617 | 75 340 | 74 084 | 72 849 | 71 635 | 70 441 | 69 267 | 913 240 |
4. Остаток кредита на конец месяца | 4 916 667 | 4 834 722 | 4 754 144 | 4 674 908 | 4 596 993 | 4 520 376 | 4 445 037 | 4 370 953 | 4 298 103 | 4 226 468 | 4 156 027 | 4 086 760 |