Расчет стартовых инвестиций. Калькуляция себестоимости.

Финансово-экономическое обоснование инновационной деятельности

Одним из важнейших и неотъемлемых этапов работы над данным инновационным проектом является оценка его экономической эффективности.

Инновацией по определению может быть только то новшество, которое внедрено, востребовано рынком и приносит стабильный доход. Таким образом, прибыльность (а возможно и сверхприбыльность) инновационного проекта должна быть подтверждена соответствующими расчетами, учитывающими в т.ч. и риски связанные с высокой степенью неопределенности, сопровождающей реализацию проектов данного типа.

Финансово-экономический раздел разрабатывается, как правило, в тот момент, когда в той или иной (достаточной) степени проработаны все остальные части проекта. Информация, содержащаяся в плане маркетинга, производства, организационном плане и др. разделах – является базой для проведения финансово-экономических расчетов. В частности, необходимы данные для расчета следующих величин:

- Потребность в стартовых инвестициях;

- Объем производства и продаж;

- Себестоимость продукции;

- Потребность во внешнем финансировании;

- Налоговые отчисления.

Расчет стартовых инвестиций. Калькуляция себестоимости.

Стартовые инвестиции – это первоначальные финансовые вложения, необходимые для реализации проекта, осуществляемые с целью получения доходов в будущем.

Стартовые инвестиции укрупнено можно разделить на три группы:

1. Капитальные вложения – инвестиции в основные фонды (ОФ) создаваемого предприятия. К ОФ относятся: здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие средства труда, используемые в процессе производства неоднократно (как правило, не менее 12 месяцев). Информация необходимая для расчета потребностей в ОФ представлена в таблице 7.1 Будет оборудовано 2 производственные линии, с максимальным объемом производства 20 шт. в месяц.

Таблица 7.1 – Потребность в ОПФ.

Вид ОФ Значимые характеристики Количество, шт. Предполагаемая стоимость, руб. Сумма, руб.
1. Оборудование (с указанием модели)
Подъемник Двухстоечный электромеханический 65 000
Верстак Двухтумбовый Ferrum 15 000
Тележка С набором в 205 предметов King Tony 38 000
Установки для слива и откачивания масел   12 000
Кран Гидравлический для вывешивания двигателя 18 000
Пила Дисковая Bosch
Гайковерт MAKITA TW
Дрель BOSCH GBM 6
Сварочный полуавтомат BlueWeld MEGAMIG Digital 180 33 500
Итого оборудование   2 157 800  
2. Помещения - - -- -
Итого     2 157 800  

2. Текущие издержки. В данной группе учитываются затраты на инструменты, материалы, персонал организации.

Для данного проекта в течение первого года его реализации, а также первого месяца второго года не планируется поступления выручки, соответственно затраты данных периодов отнесем к стартовым инвестициям.

Текущие затраты представлены в таблице 7.2.

Таблица 7.2 – Потребность в финансовых средствах на покрытие первоначальных текущих затрат

Вид затрат Существенные характеристики Затраты, руб. Затраты итого
1 мес.    
1. Инструменты        
2. Сырье и материалы Батарея, электродвигатель, расходные материалы      
3. Персонал          
4. Аренда Офис 27 кв.м, производственные площади 250 кв.м.        
5. Прочее Бухгалтерское и кадровое сопровождение        
Итого         8 272 425  

3. Прочие первоначальные затраты. К ним относятся вложения не являющиеся капитальными или текущими, но необходимые на первом этапе.

В качестве наиболее распространенных прочих затрат можно выделить: затраты на регистрацию компании, патентование технологии, получение лицензии (при необходимости), проведение маркетинговых мероприятий.

Информацию о прочих затратах представим в форме таблицы 7.3.

Таблица 7.3 – Прочие первоначальные затраты

Вид затрат Значимые характеристики Предполагаемая стоимость, руб.
1. Регистрация предприятия  
2. Получение патента  
3. Регистрация внесения изменений в конструкцию авто Для 5 самый распространенных марок
4. Маркетинг  
Итого 215 000

Таблица 7.4 – Стартовые инвестиции, всего.

Вид затрат Предполагаемая стоимость, руб.
1. Капитальные вложения 2 157 800
2. Текущие затраты за 13 месяцев 8 272 425
3. Прочие затраты 215 000
Итого 10 645 225

Источники финансирования 5 000 000 руб. собственные средства (вклад учредителей в уставный капитал), и 5 000 000 руб. кредитные средства на 5 лет под 20 % годовых.

Перейдем к калькуляции себестоимость продукции.

Себестоимость (с/с) в самом общем виде – это все издержки, понесённые предприятием на производство и реализацию продукции или услуги (в т.ч. стоимостная оценка используемых природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат).

Как известно, все издержки можно разделить на постоянные (не зависящие от объемов производства и продаж, например, затраты на аренду помещения) и переменные (величина которых изменяется в зависимость от объема произведенной и проданной продукции, например, затраты на сырье).

Для того, чтобы в единой форме (Таблица 7.5) корректно учесть оба вида затрат необходимо определить объемы производства и продаж продукции.

Прогнозирование объемов производства и продаж основывается, с одной стороны, на предполагаемом спросе на товар, с другой стороны, исходя из производственных мощностей создаваемого предприятия (максимальная производительность оборудования предприятия).

Наиболее корректный вариант определения этих объемов заключается в следующем. Максимальные объемы производства обозначаются в производственном плане. В плане маркетинга эти данные сопоставляются с информацией о предполагаемом спросе. Далее, согласно стратегии выхода на рынок, окончательно прогнозируются объемы производства и продаж продукции. Именно эти данные будут использоваться в финансовом плане.

Необходимо сделать ряд замечаний:

- Объемы производства, как и объемы продаж, могут быть равномерными в течение года, а могут различаться по месяцам. Это связано, во-первых, с поэтапным выходом на рынок (по мере повышения известности компании на рынке, ее обороты будут увеличиваться), во-вторых, с возможной сезонностью бизнеса (привязка к определенному времени года, политическим событиям, праздникам и др.). Так или иначе, в первый год реализации проекта рекомендуется приводить данные по месяцам, а, начиная со второго года (если предприятие уже вышло на проектные мощности), допускаются укрупненные расчеты (по кварталам или полугодиям).

- Объемы производства и продаж могут совпадать друг с другом, а могут и быть различными. Играет роль и сезонность бизнеса – производство может быть равномерным, а продажи сезонными (в том случае если позволяют сроки годности продукции и наличие площадей для ее хранения); длительность производственного цикла – при длительном цикле изготовления товара, как правило, формируется запас на случай срочных заказов и др.

- Объемы производства и продаж могут быть скорректированы после расчета точки безубыточности и оценки показателей финансово-экономической эффективности проекта.

Вернемся к расчету себестоимости. Оформим калькуляцию с/с в виде таблицы 7.5. Заполним предложенную форму данными условного примера.

Таблица 7.5 – Калькуляция себестоимости для первого года производства

  По месяцам, руб. за год, руб.
Объем производства, шт.
Затраты, руб.
1. Сырье и материалы
2. Топливо и энергия
3. Амортизация ОФ
4. Заработная плата (з/п) персонала
5. Отчисления с з/п
6. Прочие расходы
Полная себестоимость, руб. 3 277 488 6 047 488 6 047 488 6 147 488 6 087 488 6 047 488 6 047 488 6 047 488 6 087 488 6 047 488 6 077 488 6 047 488 70 009 860
Себестоимость единицы продукции, руб./шт. 304 391

Таблица 7.6 – Калькуляция себестоимости для второго и последующих лет производства

  По месяцам, руб. за год, руб.
Объем производства, шт.
Затраты, руб.
1. Сырье и материалы
2. Топливо и энергия
3. Амортизация ОФ
4. Заработная плата (з/п) персонала
5. Отчисления с з/п
6. Прочие расходы
Полная себестоимость, руб. 6 047 488 6 047 488 6 047 488 6 047 488 6 047 488 6 047 488 6 047 488 6 047 488 6 047 488 6 047 488 6 047 488 6 047 488 72 599 860
Себестоимость единицы продукции, руб./шт. 302 450

При начислении амортизации используется линейный метод. Срок полезного использования оборудования 5 лет, месячная норма амортизации составила 1,6%, амортизационные отчисления 35963 руб. ежемесячно.

Финансовый план.

Финансовый план предполагает заполнение ряда форм, которые позволят спланировать затраты и доходы так, чтобы денежных средств было достаточно для реализации проекта. Итогом финансового плана также является расчет прибыли предприятия.

На первом этапе необходимо определить план продаж – таблица 7.6.

Таблица 7.7 – План продаж для первого года производства

По месяцам за год
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Объем продаж, шт. 10 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 230
Цена единицы продукции, руб./шт. 315 000 315 000 315 000 315 000 315 000 315 000 315 000 315 000 315 000 315 000 315 000 315 000 -
Выручка от продаж, руб. (без НДС) 3 150 000 6 300 000 6 300 000 6 300 000 6 300 000 6 300 000 6 300 000 6 300 000 6 300 000 6 300 000 6 300 000 6 300 000 72 450 000

Таблица 7.8 – План продаж для второго и последующих лет производства

По месяцам за год
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Объем продаж, шт. 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 230
Цена единицы продукции, руб./шт. 315 000 315 000 315 000 315 000 315 000 315 000 315 000 315 000 315 000 315 000 315 000 315 000 -
Выручка от продаж, руб. (без НДС) 6 300 000 6 300 000 6 300 000 6 300 000 6 300 000 6 300 000 6 300 000 6 300 000 6 300 000 6 300 000 6 300 000 6 300 000 75 600 000

Финансовым ориентиром для расчета объема продаж является расчет точки безубыточности.

Точка безубыточности (порог рентабельности) – такой объем продукции, который необходимо произвести и продать, для того чтобы полностью покрыть постоянные и переменные затраты предприятия.

В общем случае безубыточный объем рассчитывается по формуле 7.1:

, где (7.1)

F – постоянные затраты (величина которых не зависит от объемов производства),

V – переменные затраты (величина которых изменяется пропорционально изменению объемов производимой продукции),

Р – рыночная цена производимой продукции.

Объем производства и продажи продукции, при котором предприятие обеспечивает получение прибыли в размере П, можно рассчитать по формуле 7.2:

(7.2)

Рассчитаем точку безубыточности для проекта. Период расчета 1 год. К постоянным затратам будет относиться ФОТ управленческого персонала, АМО ОФ, прочие затраты, к переменным – затраты на сырье и материалы зарплата производственных рабочих, цена единицы товара за вычетом НДС – 315000 руб.

Итак, осуществляя переоборудования 160 шт. автомобилей в год по цене 315000 руб./шт. предприятие будет прокрывать все свои текущие расходы. Прогнозируемый объем производства и продаж в количестве 230 шт. позволит осуществлять затраты связанные с возвратом и обслуживанием кредита, а также постепенно возмещать первоначальные вложения.

Таблица 7.9 – План внешнего финансирования

  по месяцам за год
1. Размер кредита на начало месяца 4 916 667 4 834 722 4 754 144 4 674 908 4 596 993 4 520 376 4 445 037 4 370 953 4 298 103 4 226 468 4 156 027  
2. Проценты по кредиту 83 333 83 333 83 333 83 333 83 333 83 333 83 333 83 333 83 333 83 333 83 333 83 333 1 000 000
3. Возврат кредита 83 333 81 944 80 579 79 236 77 915 76 617 75 340 74 084 72 849 71 635 70 441 69 267 913 240
4. Остаток кредита на конец месяца 4 916 667 4 834 722 4 754 144 4 674 908 4 596 993 4 520 376 4 445 037 4 370 953 4 298 103 4 226 468 4 156 027 4 086 760  

Наши рекомендации