Решение Определяем страховые выплаты за вред, причиненный жизни и здоровью экипажа и пассажиров
(8 + 48) × 1000 × 100 = 5600,0 (тыс. руб.)
Определяем страховые выплаты за вред, причиненный багажу
900 × 2 × 100 = 180,0 (тыс. руб.)
Определяем страховые выплаты за утраченные вещи, находящиеся при пассажирах
48 × 10 × 100 = 480,0 (тыс. руб.)
Общая сумма страховых выплат по данному страховому случаю составит
5600,0 + 180,0 + 480,0 = 6260,0 (тыс. руб.)
Вопросы страхования гражданской ответственности авиаперевозчика регулируются нормами международного воздушного права, в частности «Римской конвенцией ИКАО о возмещении ущерба, причиненного иностранным воздушным судном третьей стороне на поверхности» (Рим, 1952 г.), в которой участвует и Российская Федерация. По договору страхования ответственности перевозчика страховщик оплачивает суммы, которые страхователь (авиаперевозчик) обязан выплатить по закону в качестве возмещения за нанесение телесных повреждений или причинение ущерба имуществу третьих лиц в результате страхового события, связанного с действием воздушного судна или выпадением из него какого-либо лица или предмета. Аналогично проводится страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами, а также за сохранность груза.
На морском транспорте проводится страхование ответственности судовладельцев. На страхование принимаются обязательства судовладельца, связанные с причинением вреда жизни и здоровью пассажиров, членов судового экипажа, лоцманов, грузчиков в порту и т. п. Кроме того, объектом страхования выступают обязательства, связанные с причинением вреда имуществу третьих лиц. В перечень имущества входят другие суда, грузы, личные вещи членов экипажа, пассажиров и иных лиц, портовые сооружения (причалы, портовые краны, средства навигационной безопасности в акватории порта и др.).
К числу рисков, принимаемых на страхование, также относятся обязательства:
- связанные с причинением вреда окружающей среде (например, от разлива нефти в результате кораблекрушения);
- возникшие из-за претензий компетентных органов (портовой администрации, таможни, карантинной службы), предъявляемых к судовладельцу;
- по особым видам морских договоров (например, договор о спасении судна, терпящего бедствие, договор буксировки судна, севшего на мель, и др.);
- расходы судовладельца по предупреждению ущерба, уменьшению или определению размера убытка.
Страхование ответственности судовладельцев осуществляется через клубы взаимного страхования. Они образовались в Англии после 1720 г. и получили распространение с середины XIX в. в связи с бурным развитием морской торговли. Клуб взаимного страхования — это особая форма организации морского страхования на взаимной основе между судовладельцами. По существу, клуб представляет собой общество взаимного страхования. В настоящее время в мире действует около 70 клубов взаимного страхования, преимущественно в Великобритании, Швеции, Норвегии, США. 16 ведущих клубов взаимного страхования, на долю которых приходится около 90% страхования мирового грузотоннажа, образуют Международную группу клубов. Бесспорный лидер группы — Бермудская ассоциация взаимного страхования судовладельцев Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Суммарный тоннаж, застрахованный в Бермудской ассоциации, составляет около 200 брутто-регистровых тонн. По правилам Бермудской ассоциации в России работает страховое общество «Ингосстрах».
На автомобильном транспорте проводится страхование ответственности автоперевозчика на случай возникновения убытков, связанных с эксплуатацией автотранспорта как перевозочного средства и обусловленных претензиями о компенсации причиненного вреда со стороны лиц, заключивших с перевозчиком договор о перевозке грузов. Условия наступления и объем ответственности автоперевозчика определяются национальным законодательством каждой страны, а также нормами международного права (Конвенция о договоре международной перевозки грузов по дорогам (КДПГ) Женева, 19 мая 1956 г.; с изменениями, внесенными Протоколом от 5 июля 1978 г.).
Страхование ответственности автоперевозчика относится к добровольным видам страхования. Однако в международном автомобильном сообщении оно получило широкое развитие как дополнительная для грузовладельца гарантия выполнения обязательств автоперевозчика.
В договор страхования ответственности автоперевозчика в международном сообщении обычно включается ответственность: