Тема 10. ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ КЛИЕНТОВ БАНКА

1. Понятие и критерии кредитоспособности клиентов банка

2. Коэффициентный анализ кредитоспособности заемщика

3. Анализ денежного потока как способ оценки кредитоспособности

4. Анализ делового риска как способ оценки кредитоспособности клиента

5. Порядок определения класса кредитоспособности заемщика

1. Понятие и критерии кредитоспособности клиентов банка

Кредитоспособность клиента коммерческого банка — способность полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам).

Кредитоспособность заемщика в отличие от его платеже­способности не фиксирует неплатежи за истекший период или на какую-то дату, а прогнозирует способность к погашению долга на ближайшую перспективу. Степень неплатежеспособ­ности в прошлом является одним из формализованных показа­телей, на которые опираются при оценке кредитоспособности клиента. Если заемщик имеет просроченную задолженность, а баланс ликвиден и размер собственного капитала достаточен, то разовая задержка платежей банку в прошлом не является ос­нованием для заключения о некредитоспособности клиента.

Уровень кредитоспособности заемщика является составля­ющим элементом кредитного риска ссудной операции, который относится к группе индивидуальных (частных) рисков банка.

Риск ссудной операции складывается из риска заемщика и риска продукта. Кредитоспособность клиента банка является формой выражения степени риска заемщика. Факторами этого риска являются эффективность деятельности клиента, достаточ­ность его капитала, репутация, профессионализм менеджера, ликвидность баланса, непрерывность кругооборота фондов и т.д. Из факторов риска заемщика непосредственно вытекают критерии оценки кредитоспособности клиента банка.

Факторами риска кредитного продукта являются его соот­ветствие потребностям заемщика (особенно по сроку и сумме -факторы делового риска, вытекающие из кредитуемого меро­приятия, надежность источников погашения, качество вторичного источника погашения долга.

Мировая и отечественная банковская практика позволила выделить критерии кредитоспособности клиента:

• характер клиента - его репутация как юридического лица и репутация менеджеров, степень ответст­венности клиента за погашение долга, соответствие этой цели кредитной политике банка;

• способность заимствовать средства;

• способность зарабатывать средства в ходе текущей деятельности для погашения долга ;

• капитал;

• обеспечение кредита;

• условия, в которых совершается кредитная операция

• контроль.

Одним из основных критериев кредитоспособности кли­ента является его способность

Рассмотренные критерии кредитоспособности клиента бан­ка определяют содержание способов ее оценки. К числу этих способов относятся:

• оценка делового риска;

• оценка менеджмента;

• оценка финансовой устойчивости клиента на основе си­стемы финансовых коэффициентов;

• анализ денежного потока

• наблюдение за работой клиента путем выхода на место.

Комплексная система оценки кредитоспособности клиентов банка предполагает выполнение экономического анализа, включающего следующее:

1) финансовый анализ отчетности заемщика;

2) анализ хозяйственной деятельности клиента;

3) анализ целевого назначения и источников погашения кредита;

4) анализ денежного потока клиента;

5) рассмотрение возможного обеспечения по кредиту.

На практике н целях наиболее полной оценки кредитоспособно­сти клиента банка проводятся также юридическая экспертиза клиента и проверка клиента службой безопасности.

2. Коэффициентный анализ кредитоспособности заемщика

Для проведения финансового анализа может составляться агрегированный баланс — укрупненный баланс с выделением блоков активов и пассивов, связанных с факторами ликвидности. Агрегированный баланс используется для определения и оценки структуры активов и пассивов, а также для расчета финансовых коэффициентов.

Метод коэффициентов предполагает использование системы коэффициентов, каждый из которых дает оценку кредитоспособности в разных аспектах в зависимости от своего экономического содер­жания. В систему финансовых коэффициентов кредитоспособности входят коэффициенты ликвидности, оборачиваемости (эффектив­ности), финансового левериджа, и прибыльности (рентабельности), а также коэффициенты обслуживания долга. Все они в основном носят «остаточный» характер, т.е. рассчитываются по данным отчетности на определенную дату.

В мировой и российской банковской практике для оценки креди­тоспособности заемщика используются различные финансовые коэффициенты. Их выбор определяется особенностями клиен­туры банка, возможными причинами финансовых затруднений, кредитной политикой банка. Все используемые коэффициенты можно разбить на пять групп:

I — коэффициенты ликвидности;

II — коэффициенты эффективности или оборачиваемости;

III — коэффициенты финансового левериджа;

IV — коэффициенты прибыльности;

V — коэффициенты обслуживания долга. Показатели кредитоспособности, входящие в каждую из названных групп, могут отличаться большим разнообразием.

Коэффициент текущей ликвидности предполагает сопос­тавление текущих активов, т.е. средств, которыми располагает клиент в различной форме (денежные средства, дебиторская задолженность нетто ближайших сроков погашения, стоимос­ти запасов товарно-материальных ценностей и прочих активов), с текущими пассивами, т.е. обязательствами ближайших сро­ков погашения (ссуды, долг поставщикам, по векселям, бюджету, рабочим и служащим). Если долговые обязательства превышают средства клиента, последний является некредитоспособным. Отсюда приведенные нормативные уровни коэффициента. Зна­чение коэффициента, как правило, не должно быть меньше 1.

Исключение допускается только для клиентов банка с очень быстрой оборачиваемостью капитала.

Ликвидные активы представляют собой ту часть текущих пассивов, которая относительно быстро превращается в налич­ность, готовую для погашения долга. К ликвидным активам в мировой банковской практике относятся денежные средства и дебиторская задолженность, в российской практике — также часть быстро реализуемых запасов. С помощью коэффициента быстрой ликвидности можно прогнозировать способность заемщика быстро высвобождать из оборота средства в денежной форме для погашения долга банка в срок.

Коэффициенты эффективности (оборачиваемости)до­полняют первую группу коэффициентов — показателей лик­видности и позволяют сделать более обоснованным заключе­ние. Например, если показатели ликвидности растут за счет увеличения дебиторской задолженности и стоимости запасов при одновременном замедлении их оборачиваемости, нельзя по­вышать класс кредитоспособности заемщика. В группу коэф­фициентов эффективности входят следующие показатели.

Коэффициенты эффективности анализируются в динами­ке, а также сравниваются с коэффициентами конкурирующих предприятий и со среднеотраслевыми показателями.

Коэффициент финансового левериджахарактеризует сте­пень обеспеченности заемщика собственным капиталом. Варианты расчета этого коэффици­ента различны, но экономический смысл один: оценка размера собственного капитала и степени зависимости клиента от привести при расчете коэффициента финансового левериджа учиты­ваются все долговые обязательства клиента банка, независимо от их сроков. Чем выше доля привлеченных средств (кратко­срочных и долгосрочных) и меньше доля собственного капитала, тем ниже класс кредитоспособности клиента. Однако оконча­тельный вывод делают только с учетом динамики коэффици­ентов прибыльности.

Коэффициенты прибыльностихарактеризуют эффектив­ность использования всего капитала, включая его привлечен­ную часть. Разновидностями этих коэффициентов являются следующие.

Коэффициенты нормы прибыли:

а) Валовая прибыль до уплаты процентов и налогов : Выручка от реализации;

б) Чистая операционная прибыль (прибыль после уплаты процентов, но до уплаты налогов): Выручка от реализации;

в) Чистая прибыль после уплаты процентов и налогов : Выручка от реализации.

Коэффициенты рентабельности:

а) Прибыль до уплаты процентов и налогов : Активы или собственный капитал

б) Прибыль после уплаты процентов, но до уплаты налогов : Активы или собственный капитал;

в) Чистая прибыль (прибыль после уплаты процентов и налогов): Активы или собственный капитал

Сопоставление трех видов коэффициентов рентабельности показывает степень влияния процентов и налогов на рентабель­ность предприятия.

Коэффициенты нормы прибыли на акцию:

а) доход на акцию: Дивиденды по простым акциям : Среднее количество простых акций;

б) дивидендный доход (%) : Годовой дивиденд на одну акцию х 100 : Средняя рыночная цена одной акции. Если доля прибыли в выручке от реализации растет, увеличивается прибыльность активов или капитала, то можно н понижать рейтинг клиента даже при ухудшении коэффициент» финансового левериджа.

Коэффициенты обслуживания долга (рыночные коэффи­циенты) показывают, какая часть прибыли поглощается про­центными и фиксированными платежами. Общая их сумма рас­считывается следующим образом.

Наши рекомендации