Глава 4 таинственные рабочие
На следующий день дедушка Джо, как и обещал, продолжил свой рассказ.
– Видишь ли, – начал он, – когда-то на фабрике Вилли Вонки работали тысячи людей. Но вдруг однажды он неожиданно потребовал, чтобы все они ДО ЕДИНОГО ЧЕЛОВЕКА покинули фабрику и никогда больше не возвращались.
– Но почему? – удивился Чарли.
– Потому что на фабрике появились шпионы.
– Шпионы?
– Вот именно, шпионы. Понимаешь, другие мастера шоколадных дел начали завидовать тому, что Вилли Вонка делает такие прекрасные конфеты и разные другие сладости; так вот, они начали засылать на фабрику шпионов с целью выкрасть его секретные рецепты. Шпионы устраивались к нему на работу, а потом каждый из них в точности узнавал секрет производства какого-то одного вида конфет или шоколада.
– И они, конечно, передавали их своим хозяевам? – догадался Чарли.
– Наверное, – дедушка Джо задумчиво почесал затылок, – потому что вскоре фабрика Фикельгрубера вдруг тоже начала делать мороженое, которое не тает даже на самом жарком солнцепеке. Затем фабрика Проднауса выпустила карамель, не менявшую вкуса, как бы долго ее не сосали. А потом и фабрика Слугворта начала выпускать сладкие шарики, которые можно было надувать до огромных размеров перед тем, как проколоть булавкой и съесть. И так далее, и так далее. И тогда мастер Вонка дернул себя за бороду и вскричал:
– Это катастрофа! Они погубят меня! Везде шпионы! Фабрику придется закрыть.
– Но ведь он не сделал этого, – воскликнул Чарли.
– А вот и сделал. «Мне очень жаль, – сказал он рабочим, – но вам придется поискать другую работу». Затем он накрепко закрыл железные ворота и надел на них массивную цепь. И вот шоколадный гигант Вонки вдруг замолк и опустел. Из труб перестал идти дым, машины остановились. Ни одна душа больше не вошла туда и не вышла оттуда; сам же Вилли Вонка полностью пропал из вида.
Передохнув, дедушка Джо продолжил:
– Шли месяцы, а фабрика по-прежнему оставалась закрытой. И все с сожалением говорили: «Бедный мастер Вонка. Он был такой хороший. Он делал такие восхитительные сладости. Нам их так не хватает. Это конец».
Однако затем случилось нечто поистине поразительное. Однажды рано утром все увидели клубы густого разноцветного дыма, поднимающиеся из высоких труб. Люди в удивлении останавливались и восклицали: «Что происходит? Кто-то разжег печи! Наверное, мастер Вонка снова собирается открыть свою фабрику!» И, не теряя времени, побежали к воротам, надеясь увидеть, что они широко открыты, и стоящий там Вилли Вонка приглашает своих рабочих немедленно заняться делом.
Увы, огромные железные ворота были по-прежнему надежно закрыты на замок, а самого мастера Вонки не было и в помине.
«Но ведь фабрика-то работает! – галдели люди, – слышите? Снова гудят машины, в воздухе опять запахло жидким шоколадом…»
Дедушка Джо наклонился вперед, длинным костлявым пальцем дотронулся до колена внука и, понизив голос, сказал:
– Но самым загадочным во всем этом, Чарлик, были тени в окнах фабрики. Люди, стоявшие на улице, видели, как за матовыми стеклами главного корпуса двигались какие-то маленькие тени.
– Тени кого? – быстро спросил Чарли.
– Вот-вот, именно это всех и интересовало. «Там полно рабочих, – говорили друг другу люди. – Но ведь туда никто не входил. Ворота все время были закрыты. Здесь что-то не так. И никто оттуда не выходил».
– Ясно было одно, – задумчиво помолчав, вернулся к рассказу дедушка Джо. – Фабрика снова РАБОТАЛА. И продолжает работать последние десять лет. Более того, с каждым годом шоколад и конфеты, сделанные на ней, становятся все более фантастическими и восхитительными. Но теперь, когда мастер Вонка изобретает что-нибудь новое и еще более поразительное, ни мистер Фикельгрубер, ни мистер Проднаус, ни мистер Слугворт, ни любые другие шоколадные мастера уже не могут узнать их секрет. Ни один шпион теперь не в состоянии проникнуть внутрь фабрики Вонки и выяснить, что там происходит.
– Но, дедушка, кто, – вскричал Чарли, – кто делает всю работу на фабрике мастера Вонки?
– Увы, этого ни одна душа не знает и, наверное, никогда не узнает.
– Но это же нелепо! Неужели никто не догадался спросить об этом у самого мастера Вонки?
– Дело в том, Чарлик, что с тех пор он вообще пропал из вида. Он никогда оттуда не выходит. Единственно, что оттуда выходит – это шоколад и конфеты. Они поступают через специальное самозахлопывающееся окошко в стене уже в упакованном виде. Каждый день к окошку подъезжает какой-то грузовик, забирает их и развозит по указанным адресам.
– Но, дедушка, кто же все-таки там работает?
– Мой дорогой мальчик, – беспомощно пожал плечами дедушка Джо, – это – одна из величайших загадок и для нас, и для всего шоколадного мира. Мы знаем только то, что ОНИ очень маленькие. Тени, которые иногда появляются в окнах, особенно поздно вечером, когда зажигается свет, принадлежат людям крошечного роста, ну скажем, не выше моего колена…
– Таких людей не бывает, – уверенно произнес Чарли.
Но тут в комнату вошел отец Чарли, мистер Бакет. Он возвратился домой с работы, размахивая экстренным выпуском вечерней газеты.
– Вы слышали новости? – возбужденно закричал он с порога и развернул газету так, чтобы все могли видеть огромный заголовок:
«НЕСКОЛЬКО СЧАСТЛИВЧИКОВ, НАКОНЕЦ, СМОГУТ УВИДЕТЬ ФАБРИКУ ВИЛЛИ ВОНКИ ИЗНУТРИ».
Глава 5 ЗОЛОТЫЕ БИЛЕТЫ
– Уж не хочешь ли ты сказать, что кому-то на самом деле будет разрешено пройти на фабрику? – воскликнул дедушка Джо. – Так читай же скорей, что там написано.
– Хорошо, – сказал мистер Бакет, поднося газету к самому носу. – Ну, слушайте.
ЭКСТРЕННОЕ СООБЩЕНИЕ
КОНДИТЕРСКИЙ ГЕНИЙ ВИЛЛИ ВОНКА, КОТОРОГО НИКТО НЕ ВИДЕЛ ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТЬ ЛЕТ, ПРИСЛАЛ НАМ В РЕДАКЦИЮ СЛЕДУЮЩЕЕ СООБЩЕНИЕ:
«Я, Вилли Вонка, намерен разрешить пяти детям, заметьте, только пяти и не более, посетить мою фабрику. Этим пяти счастливчикам лично мной будет показано абсолютно все; они смогут увидеть все секреты и волшебства моей работы. Затем, к концу экскурсии в качестве особого сюрприза каждый из них получит столько шоколада и конфет, что ему или ей хватит на всю оставшуюся жизнь. Итак, ищите Золотые Билеты! Я напечатал пять билетов на специальной золотой бумаге и спрятал их под оберткой пяти обычных плиток шоколада. Эти плитки могут оказаться везде – в любом магазине, на любой улице, в любом городе, в любой стране мира, на любом прилавке, где продаются сладости Вонки. И только пяти счастливчикам, которым повезет найти эти билеты, будет разрешено посетить мою фабрику и увидеть все, что тут происходит.
Желаю удачи и счастливой охоты!
Вилли Вонка»
– Да он просто рехнулся, – пробурчала бабушка Джозефина.
– Он неподражаем! – вскричал дедушка Джо. – Он маг и волшебник! Это гениально! Трудно себе даже представить, что теперь начнется! Весь мир бросится на поиски этих Золотых Билетов! Все будут покупать исключительно шоколадки Вонки в надежде найти один из них! Благодаря этому он продаст больше, чем когда-либо раньше. А представляете, сколько радости ждет того, кому повезет?!
– А сколько шоколада и сладостей на всю жизнь, причем все бесплатно, – мечтательно зажмурил глаза дедушка Георг. – Подумать только!
– Чтобы доставить все это, им понадобится никак не меньше грузовика, – сказала бабушка Георгина.
– От одной мысли об этом мне становится дурно, – вздохнула бабушка Джозефина.
– Вздор! Чепуха! – воскликнул дедушка Джо. – Чарли, ну разве не прекрасно развернуть обертку и увидеть, как под ней заблестит Золотой Билет?
– Конечно, прекрасно, дедушка, но у меня-то на это нет никакой надежды, – печально ответил Чарли. – Я получаю плитку шоколада только раз в году…
– Как знать, дорогой, как знать, – заметила бабушка Георгина, – твой день рождения на следующей неделе. Ты имеешь такой же шанс, как и все другие.
– Боюсь, что это не совсем так, – покачал головой мистер Бакет, – ведь найти Золотой Билет смогут прежде всего те, кто имеет возможность покупать шоколад каждый день. А наш Чарлик может себе это позволить лишь раз в году, поэтому вряд ли нам следует на что-либо надеяться.