Определение капитальных вложений
Размер капитальных вложений при организации складского хозяйства зависит от количества и стоимости технических средств и сооружений, необходимых для выполнения полного комплекса работ по складированию.
Капитальные вложения при организации хранения грузов на складе будут включать капитальные вложения в погрузочно-разгрузочные машины и механизмы для внутрискладской переработки грузов и капитальные вложения в склады (грузовые площадки).
Капитальные вложения в погрузочно-разгрузочные машины и механизмы рассчитываются исходя из затрат на одну тонно-операцию, выполняемую этими машинами и механизмами, и количества тонно-операций, определяемого технологической схемой переработки грузов по формуле:
Цмех * Мпр * По
КВпр = ——————————, руб/т,
365* tr *Эм
где Цмех- цена (восстановительная стоимость) механизма, руб.;
Мпр - количество механизмов, ед.;
По - количество погрузочно-разгрузочных операций с грузами,
определяемое схемой переработки грузов и технологией погрузочно-разгрузочныхработ, ед.;
Эм - эксплуатационная производительность механизма, т/час;
tr- количество часов работы механизмов за эксплуатационный период,час.
Капитальные вложения в склады (грузовые площадки) рассчитываются исходя из стоимости одного квадратного метра их площади и интенсивности ее использования, определяющейся продолжительностью хранения груза, коэффициентом использования полезной площади склада и нагрузкой на единицу площади.
Расчет капитальных вложений в склады (грузовые площадки) определяется по формуле:
Кн* (1 + Кскл) * tхр * Цскл
КВскл =-————————————-, руб/т,
365 * Ус
где Кн - степень неравномерности прибытия и отправления грузов со склада;
Кскл - коэффициент использования площади склада;
tхр - средняя продолжительность хранения грузов на складе, сут.;
Цскл - стоимость одного квадратного метра складского помещения,руб.;
Ус - удельная нагрузка на пол склада, т/м Суммарная величина капитальных вложений при организации хранения грузов на складе за год определяется:
КВгод = (КВпр + КВскл) * Qгод руб.,
где КВпр - капитальные вложения в погрузочно-разгрузочные машины и механизмы в расчете на 1 тонно-операцию, руб./т;
КВскл - капитальные вложения в склады (грузовые площадки) в расчете на 1 т перерабатываемого груза, руб./т;
Qгод - годовой объем переработки грузов через склад, т
Определение доходов от складских операций
Доходы от складских операций складываются из поступлений за хранение грузов и определяются следующим образом:
Дпер =∑ Ц i*Qi
I
Где Дпер - доходы от переработки грузов, руб.;
i - количество видов перерабатываемых грузов;
Цi - цена за хранение и переработку |-вида груза, руб/т;
Qi - годовой объем переработки 1-вида груза, т
Определение прибыли
Прибыль от организации хранения грузов на складе будет определяться как разница между выручкой (доходами) от реализации данной услуги в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и затратами, связанными с организацией хранения.
РИСКИ И СТРАХОВАНИЕ
В бизнес-плане необходимо предусматривать альтернативные программы и стратегии на случай возникновения угрозы со стороны конкурентов, от собственных просчетов в области маркетинга и производственной политике, ошибок в подборе руководящих кадров. Следует учитывать также последствия технического прогресса, который может быстро "состарить" идею, товар или услугу.
Опасные ситуации рассматриваются для отрасли в целом, для рынка сбыта, учитываются при определении сроков и источников финансирования начального этапа проекта (если проект связан с инвестициями). Следует проранжировать риски, т. е. выделить проблемы, наиболее опасные для реализации предпринимательской идеи, затем подробно изложить предложения и мероприятия, направленные на минимизацию последствий неблагоприятных обстоятельств.
Каждому директору ТЭП или предпринимателю рекомендуется составлять таблицы наиболее специфических и характерных для данного ТЭП или вида сделки рисков и способов уменьшения отрицательных последствий от их возникновения. Специфические виды рисков и способы уменьшения отрицательных последствий приведены ниже.
Таблица 1 – Виды риска
Вид риска | Способ уменьшения отрицательных последствий |
Коммерческий: | |
низкие объемы реализации ПРУ | Более тщательное сегментирование рынка транспортно-экспедиционных услуг Оптимальный выбор целевых рынков методом ранжирования |
неудовлетворительное выполнение заказчиками договорных условий | Внимательный отбор клиентуры ТЭП на основе ее более глубокого изучения, получения банковских и аудиторских справок о деловой порядочности и другой информации, характеризующей клиентов-заказчиков |
противодействие конкурентов | Предвидение возможной реакции конкурентов на деловую активность ТЭП Планирование контрмер в соответствующем разделе бизнес-плана |
падение спроса на ПРУ ТЭП | Прогнозирование сезонных и других колеба ний конъюнктуры рынка транспортно-экспедиционных услуг, их учет в производственных и инвестиционных планах, принятие других антикризисных мер на уровне ТЭП |
изменение цен на топливно-энергетические и другие ресурсы | Более тщательное прогнозирование в кратко- и среднесрочном плане. Использование фьючерсных сделок на ГСМ, запчасти и другие материалы и подвижной состав |
Финансовый: | |
неплатежи за ПРУ | Включение 100 %-ной денежной предоплаты или по бартеру в расчеты по договору перевозки или по разовым заявкам Возмездная передача права требования платежа по договору факторинговой фирме |
неоптимальное распределение финансов при планировании производства ПРУ | Тщательная аналитическая проработка решений при определении приоритетных направлений деятельности ТЭП Предварительная оценка рентабельности ПРУ Диверсификация деятельности ТЭП на основе реализации мероприятий, не требующих дополнительных инвестиций (сдача в аренду лишних производственных и административных помещений, площадей и подвижного состава), а также расширения как традиционных (перевозка, погрузка, разгрузка, экспедирование), так и нетрадиционных (ремонтных, моечных, покрасочных, сварочных, диагностических, коммерческих и др.) работ и услуг. |
Внутрифирменный: | |
утечка коммерческой информации | Объявление приказом по ТЭП информации, являющейся коммерческой тайной. Четкая регламентация, кому, как и когда давать эту информацию. Разработка мероприятий по защите коммерческой тайны. Тщательная проверка специалистов и служащих ТЭП на "склонность к компромиссам". Тщательный контроль за оборотом документов и отчетности ТЭП |
недовольство работников ТЭП | Разработка конкретных и действенных социально-экономических программ, понятных работникам ТЭП. Создание благоприятного психологического климата в коллективе |
ошибки менеджеров | Более тщательный подбор менеджеров среднего и высшего звена, эффективная мотивация и стимулирование их деятельности Профессиональная подготовка и переподготовка управленческих кадров |
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
Финансовый план призван дать ответы на следующие вопросы:
из каких источников, за счет каких видов деятельности ТЭП должно получать денежные средства;
на какие цели денежные средства будут потрачены;
какими суммами финансовых ресурсов будет располагать предприятие и как соотносится потребность в деньгах с денежной наличностью;
каково финансовое положение предприятия, ожидаемое к концу года.
Инвестора интересует в финансовом плане следующее:
имеет ли предприятие возможность в результате реализации бизнес-плана выполнить взятые на себя обязательства и вовремя вернуть долги;
какая прибыль будет обеспечена инвестору на вложенный капитал.
Финансовый план составляется, в основном, на три года и содержит следующие разделы:
1. План доходов и расходов;
2. План денежной наличности
3. График безубыточности (прибыльности).
План доходов и расходов.Этот раздел финансового плана включает в себя: ожидаемый объем продаж, себестоимость транспортно-экспедиционных услуг, статьи расходов, прибыль.
Объем продаж планируется на основании маркетингового исследования и зависит от спроса, цены, а также конкурентоспособности услуг. Таким образом, доход определяется объемом продаж и ценами.
Следует учитывать, что объем продаж, а следовательно, и доход изменяются по месяцам. Поэтому для первого года доходы и расходы планируются по месяцам первого года.
В первые месяцы освоения, развития, продвижения новых услуг на рынок потребуется больше расходов на реализацию, связанных с рекламой.
Для создания заинтересованности у потенциального инвестора в перспективности бизнеса прогнозируются доходы и расходы на второй и третий год. При этом поступают следующим образом: сначала определяют затраты по тем статьям, величина которых не изменится, затем по статьям, зависящим от объема оказания услуг, с учетом их прогнозируемого увеличения. Расчет доходов и расходов финансового плана на второй и третий годы проводится в тех пропорциях, которые складываются по отношению к доходам в первом году реализации бизнес-плана. Следует учитывать, что в плане доходов и расходов не должно быть заниженных оценок, поскольку это искажает сущность и целевые установки прогнозируемого бизнеса.
Ключевым моментом при планировании доходов и расходов является определение прибыли: валовой, представляющей собой текущие доходы до уплаты налогов, и чистой после их уплаты. Для расчета чистой прибыли следует тщательно изучить действующую систему налогообложения для того, чтобы объективно отразить финансовый результат бизнеса.
Таблица 2 - Анализ общей суммы затрат
Статьи расходов | Планируемая сумма расходов, руб. |
1. затраты на оплату труда, 2. отчисления на социальные нужды, 3. материальные затраты, 4. амортизация основных фондов, 5. прочие затраты |
План денежной наличности.Этот раздел финансового плана составляется для того, чтобы показать способность предприятия своевременно погашать свои финансовые обязательства.
В данном разделе производится оценка начальной денежной наличности, источников поступлений, а также платежей наличных средств с разбивкой по месяцам первого года и по кварталам следующих двух лет.
Денежная наличность представляет собой разность между реальными денежными поступлениями и выплатами. Причинами изменения объема денежной наличности являются фактическое получение платежей предприятием и фактические выплаты.
Необъективное планирование денежной наличности или пренебрежение этим разделом бизнес-плана может привести к банкротству, так как в нужный момент у предприятия может не оказаться денег для платежей.
Целесообразно проработать несколько вариантов планов доходов и расходов, поступлений и выплат с тем, чтобы обеспечить более высокую надежность бизнеса.
Результаты расчетов можно оформить в виде следующих таблиц.
Таблица 3 – Финансовые показатели деятельности предприятия
Показатель | Сумма, руб. |
Выручка от реализации услуг (доход) Расходы Прибыль балансовая |
Таблица 4 – Прогноз доходов, расходов и прибыли на три года, руб.
Год, месяц | Доход | Расход | Прибыль |
Первый год, всего В том числе: Январь Февраль . . . . . . . . . . . Ноябрь Декабрь Второй год, всего в том числе: 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал Третий год, всего |
График безубыточности (прибыльности). Для представления зависимости между объемом выполнения услуг и их себестоимостью строится график определения точки самоокупаемости и определяется прибыль, приходящаяся на единицу услуги.
Данные для построения графика необходимо занести в таблицу. Переменные годовые затраты включают ФОТ водителей.
Таблица 5 – Исходные данные для построения графика безубыточности
Параметры | Значения |
Постоянные годовые затраты, руб. Переменные затраты на единицу продукции, руб. Выручка от реализации (доход), руб. Объем выполненной работы, т.км. |
Доходы,
|
руб.
Объем услуг, ед.
Рис. 1. График безубыточности
Расчет точки безубыточности (ТБ) может быть проведен по следующей формуле:
Постоянные издержки (Спост)
Т Б =
Цена – Переменные издержки на единицу продукции
Список литературы:
1. Плужников К.И. Транспортное экспедирование. - М.: РосКонсульт, 2005. - 576 с.
2. 1 Абалонин С.М., Пахомов А.В. БИЗНЕС–ПЛАН автотранспортного предприятия. М.:Транспорт, 1998.
3. 2 Бизнес-план: Методические материалы. Под ред. Р.Г. Маниловского. М.:Финансы и статистика, 1996.
4. 3 Бизнес-план: Методические материалы. Под ред. И.Л.Иванниковой. М.:Эксперт-бюро, 1997.
5. 4 Рекомендации по составлению бизнес-плана для автотранспортных предприятий, выполняющих международные автомобильные перевозки. М.:АСМАП, 1994.