Формы и системы оплаты труда
З/П-вознагр.за труд,котор.обязан выплат.работадатель работнику за труд,в определ.колич.,с опред.сложн.
От её размера зависит мотивация труда.
На размер и уровень З/П влияют:
1-Квалификация;
2-Кол-во птработ.времени;
3-Условия труда;
4-Сложность выплн.работы;
5-Отрасль и сфера деятельн.орг.;
6-Место располож.предпр.;
7-Успешность работы орг.;
8-Размер тарифн.ставки 1-го разряда;
9-От СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА.
Виды З/П:
-Основная(должностной оклад по штатн.распис.);
-Дополнительная(надбавки и доплаты к осн.з/п);
-Номинальная(фактически получ.на руки);
-Реальная(зависит от инфляции).
ПРИНЦИПЫ ПЛАТЫ ТРУДА:
1-Осущ.оплаты взавис.от качества и колич.труда;
2-Дифференциация взависимости от:
-квалиф.рабочего;
-сложности работы;
-условий труда;
-отраслевой и региональн.пренадл.
3-Индексация взависим.от темпов инфяц.;
4-Привышение темпов роста производ.труда,над темпами роста з/п.
СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА предназначена:
-для определения ф-мы систеиы оплаты труда;
-для разработки системы окладов для различн.категорий работн.;
-разработка мер поощрения.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА включает:
-формирование фонда оплаты труда;
-нормирование труда(соотношений между мерой труда и мерой его оплаты);
-установл.тарифн.сист.;
-определ.формы и системы опл.труда.
ЦЕЛЬ ОПЛАТЫ ТРУДА-обеспеч.соответствия между уровнем з/п и вкладом работн.в произв-во.
С июня 2011г.,коммерч.орг..вправе сами выбирать сист опл.труда,в этом случае орг.может:
1-Использ.единую тарифную сетку;
2-Разрабатывать свои локальн.тарифн.сетки,тарификации работников;
3-НЕ использ.тарифной системы оплаты труда.
Тогда З/П будет зависеть от:
-коллич.заключ.контрактов;
-от общей суммы товарообор.предпр.;
-от других факторов.
Исключением явл.бюджетные орг., примен. тарифн.сетки для которой ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Тарифная сист.оплаты труда-совокупн. нормативов,при помощи происх. дифференц.З/П, взависимости от:
-сложности;
-интенсивности;
-условий труда;
уровня квалификации;
видов работ.
ТАРИФНАЯ СИСТЕМА включает в себя 4 эл-та:
1-Тарифная сетка(2-строки,28-столбцов)Чем выше разряд,тем выше квалификация!!!:
-единая(устанавл.гос-вом);
-локальная(устанавл.самим предприятием);
2-Тарифная ставка 1-го разряда;
3-Тарифно-квалифик.справочники (нормативн. докум., который содерж.квалификац.хар-ки рабочих);
4-Повышающие коэф.тарифных ставок.
ТАРИФНЫЙ КОЭФФ. 2-го и послед.разрядов, показывает:во сколько раз тарифн.ставка соотв.разр.,больше тарифной ставки 1-го разр.
ТС-это размер вознагр.за труд,разных ур.квалифик.
Коммерч.орг.имеют право самостоятельно установить СТАВКУ 1-ГО РАЗРЯДА..
ФОРМЫ И СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА
Это установление оплаты в зависимости от колич. и качества труда,показат.котор.отраж.результ.труда.
ФОРМЫ И СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА
СДЕЛЬНАЯ ПОВРЕМЕННАЯ
(напрям.зависит от (зависит от отраб.врем.)
колич.произв.прод.)-простая повременная;
-простая сдельная; - косвенно-премиальн.;
-сдельно-премиальн.;
-сдельно-прогрессивная;
-косвенно-сдельная;
-аккордная.
I-ПРОСТАЯ-СДЕЛЬНАЯ:
РС-расценка сдельная;
-норма выраб.фактич.;
II-СДЕЛЬНО-ПРЕМИАЛЬНАЯ:
III-СДЕЛЬНО-ПРОГРЕССИВНАЯ:
РС-расценка сдельная;
IV-КОСВЕННО-СДЕЛЬНАЯ:
Устанавл.для работн.,котор.заним.обслужив.пр-ва.
Их З/П зависит от фактического V произв-ва работн.основн.произ-ва(наладчики оборуд.).
V-АККОРДНАЯ-устанавл.для тех работ,расценку для кот.можно опред. на весь V работы(строительство).
«ПОВРЕМЕННАЯ З/П»-зависит от отработ. работником времени.
-часовая тарифная ставка;
-кол-во отработ.времени в часах.
На предпр.очень важно опред.оптимальную для каждой категории работн.систему оплаты труда.
Вцелом это зависит от вида работ,сферы,отрасли и т.д.
ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ-(локально-норм.акт,его вид опред.руководством)документ,в котором отраж.:
-орг.стр-ра предприятия;
-штатный состав;
-штатн.численность;
В виде таблицы,где по стокам указ. должность или профессия,а по столбцам:тарифный разряд,коэфф.,и должностной оклад.
Утверждается ЕЖЕГОДНО,но в случае изменения ставки 1-го разряда,утвержд.заново.
В этом документе трудовой распорядок регулир.в сочетании с:
1-Правилами внутр.трудов.распорядка;
2-Коллективн.договором;
3-Должностн.инстр.и положениями об отделах;
4-Порядками работы предпр. и другими локальными нормативно-правов.актами.