Экзаменационный билет № 12
1.Организация поиска персонала: источники и методы
Поиск - это определение совокупности источников и методов удовлетворения потребности в персонале в соответствии с задачами предприятия.
Методы набора кадров могут быть активными и пассивными.
К активным методам обычно прибегают в том случае, когда на рынке труда спрос на рабочую силу, особенно квалифицированную, превышает ее предложение: 1. Вербовка персонала — налаживание организацией контактов с теми, кто представляет для нее интерес в качестве потенциальных сотрудников, с целью побудить их к возможному дальнейшему сотрудничеству. 2. Презентации, как правило, привлекают случайных прохожих или лиц, живущих неподалеку, обычно из числа тех, кто ищет дополнительные заработки, например в качестве рекламных или торговых агентов. 3. Ярмарки вакансий в основном предназначены для людей, желающих поменять работу, а на праздники и фестивали случайно могут заглянуть и высококвалифицированные работники, интересующиеся именно данной организацией.
К пассивным методам удовлетворения потребностей в персонале, относится размещение объявлений во внешних (в том числе и зарубежных) и внутренних средствах массовой информации. Пассивные методы используются преимущественно при высоком предложении рабочей силы.
Различают внутренние и внешние источники комплектования организации кадрами.
1. Внутренние источники подбора кадров предполагают занятие вакантных должностей за счет людей, работающих в данной организации.
Методы набора персонала из внутренних источников: 1) Внутренний конкурс. Служба персонала может разослать во все подразделения информацию об открывшихся вакансиях, известить об этом всех работающих, попросить их порекомендовать на работу своих друзей и знакомых: 2) Совмещение профессий. Целесообразно использовать и совмещение должностей самими работниками фирмы (если исполнитель требуется на короткое время, для выполнения небольшого объема работы); 4) Просмотр картотеки личного состава; 5) Найм после профессиональной переподготовки.
Преимущества использования внутреннего найма: возможность планирования этого процесса, низкие затраты; предоставление людям перспектив служебного роста, повышающих их удовлетворенность работой, веру в себя; сохранение основного состава при сокращении штатов и быстром заполнением вакансий при освобождении должностей; хорошее знание претендентами организации, обеспечивающей им легкую адаптацию и известность их самих; безболезненное решение проблемы занятости и сокращения текучести кадров.
Недостатки использования внутренних источников подбора сотрудников: ограничивает выбор места приложения труда; требует дополнительных затрат на переобучение; приводит к напряженности в коллективе вследствие внутренней конкуренции; позволяет продвигать «нужных людей»; снижает активность оставшихся «за бортом»;
сохраняет общий дефицит рабочей силы.
2. Внешние источники подбора персонала представлены тем неопределенным количеством людей, способных работать в организации, но не работающих в ней в настоящий момент.
Методы внешнего найма персонала: Центры занятости. Агентства по найму (кадровые агентства); Самостоятельный поиск через средства массовой информации. Считается, что одним из наиболее дешевых способов подбора персонала является поиск кандидатов через сотрудников, работающих в организации (их друзей или родственников, нуждающихся в работе); Реклама фирмы; Использование услуг внешних консультантов; Лизинг персонала – заключение договоров об аренде персонала,
Преимуществами найма персонала со стороны считаются: широкие возможности выбора кандидатов; появление новых идей о развитии организации, которые они с собой приносят; снижение общей потребности в кадрах за счет привлечения дополнительных людей.
К недостаткам такой формы относят: большие затраты, ухудшение морально-психологического климата вследствие конфликтов между новичками и старожилами; высокая степень риска из-за неизвестности человека; плохое знание им организации, потребность в длительном периоде адаптации.