Образовательные технологии. В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению «Сервис» предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм
В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению «Сервис» предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. При чтении лекций по данной дисциплине используется такой неимитационный метод активного обучения, как «Проблемная лекция». Где перед изучением темы обозначается проблема, на решение которой будет направлен весь последующий материал.
Учебный процесс организован по классическому педагогическому варианту: в него включается лекционный блок, блок практический занятий, организация самостоятельной работы студентов и итоговый контроль полученных знаний.
Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов дисциплины, которые освещаются, в основном, на проблемном уровне, например, освещаются основные альтернативные маркетинговые проекты развития туризма на основе эффективных стратегий. Лекционные занятия проводятся с использованием мультимедийного проектора, состоят из тринадцати тем и включают теоретические вопросы, связанные с определением социально-экономической сущности изучаемой дисциплины; ознакомлением студентов с понятийным аппаратом, технологиями и закономерностями разработки маркетингового плана предприятия сферы туризма; основными тенденциями развития индустрии туризма; методикой разработки маркетинговой стратегии предприятия. Игровой семинар «Особенности маркетинговой деятельности на предприятиях индустрии туризма». Игровой семинар представляет собой практическое занятие, построенное в нетрадиционной форме. Цель игрового семинара – углубление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины, а также контроль самостоятельной работы студентов по исследованию проблем, предлагаемых к рассмотрению. В процессе игровых семинаров выясняются проблемы, которые являются составной частью общей программы дисциплины. Они решаются в ходе дискуссии коллективно, всей студенческой группой по определенным правилам. Такой подход позволяет обучить аудиторию принятию решений с использованием системного анализа, повысить аналитическое мастерство каждого участника, выработать навыки и умение обоснованно и аргументировано защищать свою позицию в процессе дискуссии, находить наиболее рациональные пути решения проблемы. Использование игровых семинаров целесообразно на завершающем этапе изучения дисциплины. Для того, что бы уметь решать подобные задания, студенты должны повторить данную тему по лекции и рекомендованной литературе. |
В ходе изучения дисциплины наряду с лекционными широко используются практические занятия, формы самостоятельной работы студентов. Практические занятия проводятся с использованием различных методов обучения: дискуссии в аудитории, работа с первоисточниками, деловая игра, решение практических задач, проведение маркетинговых исследований, SWOT анализ, методы «мозговых атак», разработка эффективных маркетинговых стратегий. |
Практические занятия являются аудиторными, проводятся либо в виде семинаров, либо круглых столов по заранее известным темам. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике. На практических занятиях рассматриваются деловые ситуации, описывающие процессы разработки маркетинговой стратегии фирмы, технологии реализации стратегии, исследуются возможности повышения качества обслуживания, анализируются кейсы по изучаемым темам.
Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами курса по рекомендованным педагогом материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по курсу.
Для проверки эффективности преподавания дисциплины проводится контроль знаний студентов. При этом используются следующие виды контроля:
- Текущий контроль знаний осуществляется при проведении практических занятий и решении контрольных задач, в ходе обсуждения тематических вопросов, по результатам которого выставляется дифференцированная или недифференцированная оценка в зависимости от формы занятия.
- Промежуточный контроль знаний осуществляется дважды в ходе изучения дисциплины по результатам написания модулей, реферата и домашнего задания.
Итоговый контроль – экзамен. Рубежный контроль, состоящий из выполнения программы семинарских занятий, прохождения контрольного теста и сдачи экзамена.
Форма проведения экзамена – презентация и защита управленческого решения предприятия индустрии сервиса по учебному или реальному кейсу (практической ситуации).
В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе
Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).