Налоги и их функции. Элементы налогообложения и их характеристика.

В статье 57 Конституции РФ закреплено положение о том, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Под налогомпонимается обязательный безвозмездный платеж (взнос), осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок согласно законодательству.

Согласно Налогового кодекса РФ под налогами понимают обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взаимный с организацией и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в бюджет на условиях, определяемых законодательными актами, образует налоговую систему. Благодаря ей происходит перераспределение доходов между государством, предприятием и населением.

В любом обществе налоги применяются как метод мобилизации материальных и финансовых ресурсов в пользу государства.

Основными элементами налогообложения являются:

¨ субъект налога – налогоплательщик – юридическое или физическое лицо;

¨ объект налога – доход или имущество налогоплательщика, с которого исчисляется налог (заработная плата, прибыль предприятия, ценных бумаги, доход, земля и т. д.);

¨ налоговый период – период, в течение которого субъект получад доход или прибыль или же обладал имуществом;

¨ налоговый оклад (налоговая база) – сумма налога, взимаемого с одного объекта;

¨ налоговая ставка или норма налогообложения - размер налога, приходящегося на единицу обложения. Выраженная в процентах к доходу налогоплательщика, она называется налоговой квотой;

¨ порядок исчисления налога;

¨ порядок и сроки уплаты налогов;

¨ налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов. В некоторых случаях льготы оформляется налоговым сертификатом. Это официальное письменное свидетельство о полном или частичном освобождении от налогов в течение определенного времени.

Роль налогов в обществе проявляется через их функции. Основными функциями налогов являются:

- фискальная (обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью налогов);

- регулирующая (осуществляется государством воздействие на общественные отношения, в т.ч. на производственные процессы через налоги);

- перераспределительная – возможность использование доходов одних субъектов для покрытия расходов других субъектов и т.п.

Значение налогов в любой стране определяют основные принципы налогообложения, которые были сформулированы еще А. Смитом, и остались актуальными сегодня:

· справедливость и равенство налогообложения;

· эффективность налогообложения;

· простота и доступность для исчисления.

В ходе подготовки российского закона о налоговой системе в нашей стране были определены основные принципы налоговой системы в нашей стране:

· всеобщность – охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы;

· стабильность – устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;

· равнонапряженность (платежеспособность) – взимание налогов по идентичным (одинаковым) для всех налогоплательщикам ставкам, в доле от дохода и прибыли с тем, чтобы относительная нагрузка была примерно равна для субъектов с разными группами доходов;

· обязательность – принудительность налога, неизбежность его выплаты;

· социальная справедливость – установление налоговых ставок и налоговых льгот таким образом, чтобы они ставили всех в примерно одинаковые условия в отношении налоговой нагрузки и оказывали щадящее воздействие на низко доходные предприятия и группы населения.

Кривая Лаффера. Классификация (по 3 и более признакам) видов налогов и их характеристика. Бюджетно-налоговая политика государства: цели и методы. Оффшорные зоны: характеристика, преимущества и мировой опыт. Особенности налоговой политики в современной России (2000-е гг.).

Известно, что при высокой ставке подоходного налога (выше 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения в целом, что и пытались теоретически обосновать американские экономисты во главе с профессором Артуром Лаффером.

Графически эффект Лаффера отображен на кривой Лаффера, которая показывает зависимость поступающих в бюджет сумм налогов от ставки налога (рис. 18.2).

 
 

Рисунок 18.2 - Кривая Лаффера

В результате анализа кривой Лаффера можно прийти к следующим выводам:

- при ставке налога, равной нулю, поступления в бюджет прекращаются;

- при ставке налога, равной 100 % - поступлений в бюджет так же нет, поскольку в этом случаи легальная экономика трансформируется в «теневую»;

- при ставке налога, не выходящей за пределы 50 % (оптимальная ставка) - достигается максимальная величина налоговых поступлений.

Суть так называемого «эффекта Лаффера» состоит в том, что уменьшение ставки подоходного налога до оптимального уровня, приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном – к их увеличению, т.к. возрастают стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, сократится «теневой» оборот и, соответственно, расширится сфера легальной экономики.

В настоящее время в экономической науке предпринимаются попытки выработать четкие критерии оптимальной величины налоговой ставки.

 
 

В зависимости от экономического содержания налогов, объекта налогообложения, уровня представления и использования налоги можно сгруппировать в следующие группы (рис. 18.3).

Рисунок 18.3 - Классификация налогов

По способу обложения или по экономическому содержанию налоги делятся на:

1. Прямые, которые уплачиваются непосредственно хозяйствующими субъектами и прямо пропорциональны платежеспособности (подоходный налог с физических лиц, налог на землю, налог на прибыль). Прямые налоги взимаются непосредственно в фиксированной сумме с дохода или с имущества налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода. К прямым налогам относятся походный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, имущественные налоги, земельный налоги и другие;

2. Косвенные, такие налоги, когда субъект налога и его носитель обычно не совпадают. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене или тарифу и являются налогами на потребителей, товара, работы, услуги. Так, например, акцизы на табачные и алкогольные товары уплачиваются производителем, который включает их в цену реализации. Соответственно, покупатель этих товаров и становится фактическим плательщиком налога. К косвенным налогам относятся НДС, акцизы, таможенные пошлины, монопольный налог. Косвенные налоги изымаются иным менее «заметным» образом посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в государственный бюджет.

По уровням представления в бюджеты налоги и сборы в России подразделяются на:

Ø Федеральные налоги и сборы, которые перечисляются в общественный бюджет, устанавливаются налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации;

Ø Налоги и сборы субъектов Российской Федерации, которые устанавливаются налоговым кодексом РФ республиканскими законодательными актами и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ;

Ø Местные налоги и сборы, которые поступают в местный бюджет, устанавливаются налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

В зависимости от направления использования налоги бывают общие и специальные:

¨ Общие, которые поступают в бюджет государства на финансирование общегосударственных мероприятий;

¨ Специальные налоги, которые имеют строго определенное назначение, например, налоги на реализацию ГСМ поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства и текущего ремонта дорог.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ в нашей стране утверждены три группы налогов и сборов федерального уровня, регионального (субъект федерации) и местные.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1. НДС (налог на добавленную стоимость);

2. акциз на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3. налог на прибыль (доход) организаций;

4. налоги на доход от капитала;

5. подоходный налог с физических лиц;

6. взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7. государственная политика

8. таможенные пошлины и таможенные сборы;

9. налоги на пользование недрами

10. налоги на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11. лесной налог;

12. экологический налог и другие.

К региональным (субъектам федерации) налогам и сборам относятся:

1. налоги на имущество организаций;

2. налоги на недвижимость;

3. дорожный налог;

4. транспортный налог;

5. налог с продаж;

6. налоги на игровой бизнес;

7. региональные лицензионные сборы и др.

Местные налоги и сборы:

1. земельный налог;

2. налог на имущество с физических лиц;

3. налог на рекламу;

4. налог на наследование и дарение;

5. местные лицензионные сборы и др.

Основу налоговой системы РФ составляют налог на прибыль, НДС, акцизы и таможенные сборы, налог на имущество предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, плата за землю, обязательные платежи во внебюджетные фонды.

Налоговая политика – составная часть финансовой политики. Представляет собой систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемыми органами государственной власти (на федеральном и региональном уровнях) и органами местного самоуправления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами.

Основными целями налоговой политики являются:

ò обеспечить полноценное формирование доходов бюджетной сферы РФ, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;

ò содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий, малого предпринимательства;

ò обеспечить социальную справедливость при налогообложении доходов физических лиц.

Становление новой для России налоговой системы (введена в 1992 г.) проходила в жестких условиях политических, экономических и структурных преобразований. Изменения налоговой системы предусмотрены в Налоговом кодексе и направлены, в частности, на решения задач создания рациональной налоговой системы, обеспечивающих сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию национального богатства России, благосостоянию ее граждан, уменьшению числа налогов и снижению общего налогового бремени.

Дополнительные вопросы к семинарскому занятию по теме 18:

1. Характеристика и особенности финансовой системы РФ в 1990-х и 2000-х гг.

2. Проблемы формирования бюджета в РФ в 1990-х и 2000-х гг.

3. Бюджетно-налоговая политика государства: цели и методы.

4. Оффшорные зоны: характеристика, преимущества и мировой опыт.

5. Особенности налоговой политики в современной России (2000-е гг.).

Наши рекомендации