Налоги и их функции. Элементы налогообложения и их характеристика.
В статье 57 Конституции РФ закреплено положение о том, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Под налогомпонимается обязательный безвозмездный платеж (взнос), осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок согласно законодательству.
Согласно Налогового кодекса РФ под налогами понимают обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взаимный с организацией и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в бюджет на условиях, определяемых законодательными актами, образует налоговую систему. Благодаря ей происходит перераспределение доходов между государством, предприятием и населением.
В любом обществе налоги применяются как метод мобилизации материальных и финансовых ресурсов в пользу государства.
Основными элементами налогообложения являются:
¨ субъект налога – налогоплательщик – юридическое или физическое лицо;
¨ объект налога – доход или имущество налогоплательщика, с которого исчисляется налог (заработная плата, прибыль предприятия, ценных бумаги, доход, земля и т. д.);
¨ налоговый период – период, в течение которого субъект получад доход или прибыль или же обладал имуществом;
¨ налоговый оклад (налоговая база) – сумма налога, взимаемого с одного объекта;
¨ налоговая ставка или норма налогообложения - размер налога, приходящегося на единицу обложения. Выраженная в процентах к доходу налогоплательщика, она называется налоговой квотой;
¨ порядок исчисления налога;
¨ порядок и сроки уплаты налогов;
¨ налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов. В некоторых случаях льготы оформляется налоговым сертификатом. Это официальное письменное свидетельство о полном или частичном освобождении от налогов в течение определенного времени.
Роль налогов в обществе проявляется через их функции. Основными функциями налогов являются:
- фискальная (обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью налогов);
- регулирующая (осуществляется государством воздействие на общественные отношения, в т.ч. на производственные процессы через налоги);
- перераспределительная – возможность использование доходов одних субъектов для покрытия расходов других субъектов и т.п.
Значение налогов в любой стране определяют основные принципы налогообложения, которые были сформулированы еще А. Смитом, и остались актуальными сегодня:
· справедливость и равенство налогообложения;
· эффективность налогообложения;
· простота и доступность для исчисления.
В ходе подготовки российского закона о налоговой системе в нашей стране были определены основные принципы налоговой системы в нашей стране:
· всеобщность – охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы;
· стабильность – устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;
· равнонапряженность (платежеспособность) – взимание налогов по идентичным (одинаковым) для всех налогоплательщикам ставкам, в доле от дохода и прибыли с тем, чтобы относительная нагрузка была примерно равна для субъектов с разными группами доходов;
· обязательность – принудительность налога, неизбежность его выплаты;
· социальная справедливость – установление налоговых ставок и налоговых льгот таким образом, чтобы они ставили всех в примерно одинаковые условия в отношении налоговой нагрузки и оказывали щадящее воздействие на низко доходные предприятия и группы населения.
Кривая Лаффера. Классификация (по 3 и более признакам) видов налогов и их характеристика. Бюджетно-налоговая политика государства: цели и методы. Оффшорные зоны: характеристика, преимущества и мировой опыт. Особенности налоговой политики в современной России (2000-е гг.).
Известно, что при высокой ставке подоходного налога (выше 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения в целом, что и пытались теоретически обосновать американские экономисты во главе с профессором Артуром Лаффером.
Графически эффект Лаффера отображен на кривой Лаффера, которая показывает зависимость поступающих в бюджет сумм налогов от ставки налога (рис. 18.2).
Рисунок 18.2 - Кривая Лаффера
В результате анализа кривой Лаффера можно прийти к следующим выводам:
- при ставке налога, равной нулю, поступления в бюджет прекращаются;
- при ставке налога, равной 100 % - поступлений в бюджет так же нет, поскольку в этом случаи легальная экономика трансформируется в «теневую»;
- при ставке налога, не выходящей за пределы 50 % (оптимальная ставка) - достигается максимальная величина налоговых поступлений.
Суть так называемого «эффекта Лаффера» состоит в том, что уменьшение ставки подоходного налога до оптимального уровня, приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном – к их увеличению, т.к. возрастают стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, сократится «теневой» оборот и, соответственно, расширится сфера легальной экономики.
В настоящее время в экономической науке предпринимаются попытки выработать четкие критерии оптимальной величины налоговой ставки.
В зависимости от экономического содержания налогов, объекта налогообложения, уровня представления и использования налоги можно сгруппировать в следующие группы (рис. 18.3).
Рисунок 18.3 - Классификация налогов
По способу обложения или по экономическому содержанию налоги делятся на:
1. Прямые, которые уплачиваются непосредственно хозяйствующими субъектами и прямо пропорциональны платежеспособности (подоходный налог с физических лиц, налог на землю, налог на прибыль). Прямые налоги взимаются непосредственно в фиксированной сумме с дохода или с имущества налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода. К прямым налогам относятся походный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, имущественные налоги, земельный налоги и другие;
2. Косвенные, такие налоги, когда субъект налога и его носитель обычно не совпадают. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене или тарифу и являются налогами на потребителей, товара, работы, услуги. Так, например, акцизы на табачные и алкогольные товары уплачиваются производителем, который включает их в цену реализации. Соответственно, покупатель этих товаров и становится фактическим плательщиком налога. К косвенным налогам относятся НДС, акцизы, таможенные пошлины, монопольный налог. Косвенные налоги изымаются иным менее «заметным» образом посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в государственный бюджет.
По уровням представления в бюджеты налоги и сборы в России подразделяются на:
Ø Федеральные налоги и сборы, которые перечисляются в общественный бюджет, устанавливаются налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации;
Ø Налоги и сборы субъектов Российской Федерации, которые устанавливаются налоговым кодексом РФ республиканскими законодательными актами и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ;
Ø Местные налоги и сборы, которые поступают в местный бюджет, устанавливаются налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
В зависимости от направления использования налоги бывают общие и специальные:
¨ Общие, которые поступают в бюджет государства на финансирование общегосударственных мероприятий;
¨ Специальные налоги, которые имеют строго определенное назначение, например, налоги на реализацию ГСМ поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства и текущего ремонта дорог.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ в нашей стране утверждены три группы налогов и сборов федерального уровня, регионального (субъект федерации) и местные.
К федеральным налогам и сборам относятся:
1. НДС (налог на добавленную стоимость);
2. акциз на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
3. налог на прибыль (доход) организаций;
4. налоги на доход от капитала;
5. подоходный налог с физических лиц;
6. взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
7. государственная политика
8. таможенные пошлины и таможенные сборы;
9. налоги на пользование недрами
10. налоги на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
11. лесной налог;
12. экологический налог и другие.
К региональным (субъектам федерации) налогам и сборам относятся:
1. налоги на имущество организаций;
2. налоги на недвижимость;
3. дорожный налог;
4. транспортный налог;
5. налог с продаж;
6. налоги на игровой бизнес;
7. региональные лицензионные сборы и др.
Местные налоги и сборы:
1. земельный налог;
2. налог на имущество с физических лиц;
3. налог на рекламу;
4. налог на наследование и дарение;
5. местные лицензионные сборы и др.
Основу налоговой системы РФ составляют налог на прибыль, НДС, акцизы и таможенные сборы, налог на имущество предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, плата за землю, обязательные платежи во внебюджетные фонды.
Налоговая политика – составная часть финансовой политики. Представляет собой систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемыми органами государственной власти (на федеральном и региональном уровнях) и органами местного самоуправления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами.
Основными целями налоговой политики являются:
ò обеспечить полноценное формирование доходов бюджетной сферы РФ, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;
ò содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий, малого предпринимательства;
ò обеспечить социальную справедливость при налогообложении доходов физических лиц.
Становление новой для России налоговой системы (введена в 1992 г.) проходила в жестких условиях политических, экономических и структурных преобразований. Изменения налоговой системы предусмотрены в Налоговом кодексе и направлены, в частности, на решения задач создания рациональной налоговой системы, обеспечивающих сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию национального богатства России, благосостоянию ее граждан, уменьшению числа налогов и снижению общего налогового бремени.
Дополнительные вопросы к семинарскому занятию по теме 18:
1. Характеристика и особенности финансовой системы РФ в 1990-х и 2000-х гг.
2. Проблемы формирования бюджета в РФ в 1990-х и 2000-х гг.
3. Бюджетно-налоговая политика государства: цели и методы.
4. Оффшорные зоны: характеристика, преимущества и мировой опыт.
5. Особенности налоговой политики в современной России (2000-е гг.).