Как добавлять стоимость, используя модель закрытой системы
"Радиаторы Мэнтона" - хорошо известная компания, пострадавшая в трудные для экономики времена, всегда представляла собой семейный концерн. Саймон Мэнтон, ее председатель, представлял третье поколение семьи Мэнтонов. Он намеревался передать управление компанией Герберту, своему сыну. «Если еще осталось, что передавать», — угрюмо шутил он.
Как часто бывает в подобных случаях, были приглашены консультанты. Правда, несколько поздновато, что тоже, к сожалению, случается часто. Проделанный ими анализ состояния дел был огорчительным для Саймона, но он признавал его справедливым.
В частности, консультанты серьезно проанализировали производственную сторону: неблагоприятное местоположение завода, устаревшая практика работы, узкая специализация персонала и неэффективный подход к повышению его квалификации, который больше был направлен на усвоение ошибок менеджера, ответственного за обучение, чем его предполагаемых достоинств.
В выработанных мерах по переподготовке рабочей силы существенный результат был получен за счет применения концепции добавленной стоимости и рассмотрения организации как закрытой системы.
В частности, как выяснилось, много работы выполнялось линейным персоналом. До этих пор, сопровождая радиаторы по производственной цепочке, они считали себя ключевыми фигурами и носителями прогресса, а эти роли теперь оказались излишними. Что было намного более важным для компании - это контроль за процессом добавления стоимости и обеспечение наилучшего для производства соотношения значений выходных и входных показателей. Для исполнения таких функций эти люди, конечно, должны были знать на своем участке показатели соответствующих входов и выходов как с операционной, так и с финансовой точек зрения. Это потребовало распространения соответствующей информации, которая раньше считалась секретной, доступной только топ-менеджерам и владельцам компании.
«Мы никогда не намеревались засекречивать эти сведения, — скромничал Саймон Мэнтон, — мы просто считали, что всем менеджерам нет необходимости знать их. Однако сейчас я изменил свою точку зрения».
Переподготовка линейного управленческого персонала оказалась длительным и трудным делом. Вряд ли была вина этих людей в том, что им приходилось ранее заниматься тем, что было в лучшем случае неуместным, а в худшем - контрпродуктивным. Кроме того, многое должно было делаться другими подразделениями и на других уровнях менеджмента, не говоря уже о рабочих, которые только и являются людьми, непосредственно добавляющими стоимость. Но линейные менеджеры в силу своего доминирующего положения в производственном процессе как контролеры заняли ключевые должности в менеджменте. Переключение их мышления и поведения с задачи изготовления радиаторов на задачу получения денег путем изготовления и продажи радиаторов было нелегким делом. И как проверка пудинга происходит во время еды, так и результаты их переподготовки проявились в дальнейшей работе компании. Когда Мэнтоны делали радиаторы, компания оказалась на гибельном пути. Когда же было решено "делать деньги", изготавливая радиаторы, она резко прибавила в прибыльности. Добавление стоимости через концепцию закрытых систем стало кардинальным инструментом менеджмента, помогающим компании этого достичь.
«Добавление стоимости - первостепенная задача, — признал Саймон Мэнтон через год после того, как консультанты поработали у него в компании. - Ваши люди убедили меня в этом. И об этом же говорят результаты. Возможно, нам потребовалось много времени, чтобы осознать этот приоритет. Но лучше поздно, чем никогда!»
Walley, В. (1986), Production Management Handbook, Aldershot: Gower Publishing Ltd.
Комментарий
1 Ранние концепции менеджмента, такие как научный менеджмент, стиль лидерства и проектирование индустриальных систем, были подходами, рассматривающими организацию в качестве закрытой системы, поскольку окружающая среда принималась как данность и предполагалось, что можно повысить эффективность организации посредством внутренних преобразований. (Дафт Р. Организации: Учебник для психологов и экономистов: Пер. с англ. - СПб.: Прайм -ЕВРОЗНАК, 2001. - С. 19.)
Регулирующий
Цикл
Менеджмента