Исходите из правильных посылов

Как ни парадоксально это звучит, но для большинства предпринимателей бизнес-план как документ — один из наименее важных факторов в добывании капитала.

  • Если инвестор склоняется к положительному решению, то хороший бизнес-план станет дополнительным аргументом за; но не план сам по себе — причина такого решения.
  • Если инвестор склоняется к отрицательному решению, едва ли бизнес-план сможет его переубедить. В этом случае инвестор, скорее всего, даже не станет читать этот план до конца.

К сожалению, наивные предприниматели полагают, что бизнес-план способен вызвать у инвестора восторг и благоговейный трепет с немедленной просьбой: «Скажите мне, пожалуйста, куда перечислить деньги».

Что ж, мечтать не вредно. Правильная и реалистичная мотивация для написания плана должна быть такой: которых приуменьшила в первой эйфории — например, политику обслуживания клиентов.

  • Наконец, план выявляет прорехи в учредительской команде. Если, окинув взглядом офис, вы понимаете, что нет никого, кто мог бы провести в жизнь какой-то ключевой элемент плана, — значит, в команде кого-то не хватает.

Все полуночные, романтические, абстрактные мечты об изменении мира становятся вполне материальными и спорными, стоит лишь перенести их на бумагу. Таким образом, не так важен этот документ, как процесс, ведущий к его созданию. Даже если вы не преследуете цели привлечь капитал — все равно стоит написать бизнес-план.

Сперва презентуйте, затем планируйте

Многие предприниматели пытаются сначала довести до совершенства свой бизнес-план, а затем вытянуть из него «экстракт» — слайды для презентации. Они считают бизнес-план основой всего, а презентацию — лишь концентрированной версией этого великого документа.

В реальности же все обстоит ровно наоборот. Не презентация — квинтэссенция бизнес-плана, а хороший бизнес-план — детальная версия презентации. Если вы грамотно составили презентацию, то и план у вас выйдет грамотным. Обратное — неверно. Правильный порядок действий таков:

  • На следующей стадии соблазнения инвестора — стадии аудита компании — инвестор попросит вас показать ему бизнес-план. Таковы правила игры — бизнес-план должен быть наготове.
  • Сам процесс написания плана заставляет команду работать сообща. Грамотное его проведение позволит создать сильный, слаженно работающий коллектив. А возможно, и выявить сотрудников, с которыми вы работать не хотите.
  • Процесс написания плана также дает команде возможность рассмотреть вопросы, которые она упустила из виду или значение
  • Наскоро скомпилируйте черновик презентации из 10 слайдов, описанных в предыдущем мастер-классе.
  • Испытайте его на ком-нибудь из ваших наставников, коллег, родственников, благодетелей* и инвесторов. Проделайте это раз 10.
  • Соберите всю вашу команду в одной комнате и расскажите о своих наблюдениях и выводах.
  • Доведите презентацию до ума.
  • Начинайте писать бизнес-план.

* В оригинале — angel. В деловой среде бытует как «бизнес-ангел». Мы с переводчиком используем в этом значении слова «благодетель» и «меценат». — Прим. ред.

Почему это наилучший подход к написанию плана?

  • Презентация важнее бизнес-плана, поскольку она определяет дальнейшую заинтересованность инвестора. Мало кто из опытных инвесторов начнет с чтения бизнес-плана.
  • Презентацию проще править, поскольку она содержит меньше текста.
  • Бизнес-план не предполагает отклика. Откровенно говоря, его, возможно, и читать-то не будут. На презентацию же вы получите немедленную реакцию.
  • Если повезет, вам удастся получить деньги прежде, чем дело дойдет до написания бизнес-плана. (Но я бы все равно написал его — ради пользы самого процесса.)

Сосредоточьтесь на резюме

Напомню — вот 10 слайдов, которые обязательно должны присутствовать в хорошей презентации для инвесторов:

1. Название.

2. Проблема.

3. Решение.

4. Бизнес-модель.

5. Секрет успеха.

6. Маркетинг и продажи.

7. Конкуренция.

8. Управленческая команда.

9. Финансовые прогнозы и ключевые показатели.

10. Текущий статус, достижения на данный момент, план-график и использование фондов.

Эти же 10 пунктов составляют каркас и вашего бизнес-плана. Вместо слайда «Название» здесь должно быть резюме — самая важная часть плана. Хорошее резюме — это сжатое и четкое описание решаемой проблемы, способа решения, бизнес-модели и секрета успеха вашего продукта или услуги. Оно должно занимать примерно четыре абзаца.

Эта часть бизнес-плана наиболее важна, так как она определяет, будут ли читать все остальные. Если она вышла удачной, то вас пригласят на собеседование. Если нет — игра окончена, не успев начаться, и дальше ваш бизнес-план читать никто не будет.

Таким образом, из всех усилий, что вы потратите на бизнес-план, 80% следует вложить в резюме. Это — самые важные абзацы во всей истории существования вашего предприятия.

Упражнение

Распечатайте ваш бизнес-план. Отложите в сторону все страницы, начиная с третьей. Перечитайте первые две страницы — вызывают ли они у вас желание читать остальной текст документа?

Наши рекомендации