Саморегулирование как важнейшее свойство самоорганизации индивидов и общностей.
Культура — явление саморегулирующееся, обусловленное внутренними психологическими особенностями личности. Саморегулирование – 1. способность системы самостоятельно, без воздействия извне, реагировать на внешние воздействия, нарушающие ее нормальное функционирование; достигается с помощью обратной связи и осуществляется в форме самонастройки и самоорганизации.
Саморегулирование занимает в культурном процессе значительное место.
Производство культурных ценностей — это творчество специалистов и всего общества. В сущности своей творческая деятельность представляет самовыражение, исключающее вмешательство извне, но нуждающееся в соответствующих условиях общества. Регулирование предполагает создание условий для творчества — материальных, организационных, технологических, социально-психологических. Последнее во многом имеет выход на защиту творческой личности, свободы ее самовыражения, так как творческий процесс индивидуален и неповторим. Хранениекультурных ценностей предполагает не только регулирование, но и управление, направленное на реставрацию памятников истории и культуры, создание условий для хранения произведений искусства, книг, различных материалов, техники и других предметов. Процесс хранения знаний, ценностей, норм, образцов поведения и деятельности глубоко личностный, индивидуальный, хотя он и подвержен влиянию социальных групп и общностей. Преобладающую роль в нем играет саморегулирование. Распространение, распределение ценностей — предполагает трансляцию знаний, ценностей, норм и образцов жизнедеятельности. Этот процесс регулируется с помощью финансовых рычагов при создании благоприятных условий свободы деятельности средств массовой коммуникации, выбора ими программ, их содержания, методов подачи информации. Эта сторона культурного процесса значительной частью происходит и стихийно от индивида к индивиду, внутри социальных групп и общностей и между ними в процессе повседневной жизнедеятельности. Этим нельзя управлять, это невозможно и регулировать. Происходит саморегулирование. Освоение культурных ценностей – принятие, приверженность и предпочтение ценностной ориентации, убежденность. Процесс также не поддающийся жесткому управлению. Он может быть индивидуальным, групповым или массовым, организованным или неорганизованным.
№17 Отрасль культуры как самостоятельная часть народного хозяйства
НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО — экономика, хозяйство всей страны; совокупность отраслей и сфер экономики страны, взаимосвязанных общественным разделением труда. Включает отрасли материального производства и непроизводственной сферы. Непроизводственная сфера. Результатом процесса производства в каждой отдельной экономической отрасли является продукт, имеющий материальный или нематериальный характер. Всеобъемлющим понятием для характеристики совокупности отраслей, не связанных с производством материальных продуктов становится «непроизводственная сфера». В этой сфере в ряде отраслей не создаются (либо в основном не создаются) духовные ценности (продукты), как, например, в области физической культуры и спорта, здравоохранения, коммунальных услуг и т. п.; продукт (или значительная его часть) некоторых отраслей духовного производства (например, науки) непосредственно выполняет в сфере материального производства функцию конкретной производительной силы. Отрасль культуры – часть народного хозяйства, пространство социокультурной практики, совокупность организаций и учреждений, обеспечивающих функционирование культуры (народной и профессиональной) и приобщение населения к культурным ценностям. Цель – направленность на создание продукта, способного формировать и удовлетворять культурные потребности людей особым способом, с использованием особых средств, восприятие которых осуществляется добровольно, с учетом интересов личности (в свободное время). Это специфический вид «трудовой» деятельности. Подтверждением отраслевой самостоятельности является также включение культурной деятельности в процесс затрат общественного труда и закрепление в качестве постоянного элемента в системе общественного разделения труда и обмена деятельностью. Кроме этих основныхособенностей отрасли культуры существует и ряд специфических черт, с экономической точки зрения вторичных:
1) создаваемый продукт, предназначенный для удовлетворения потребностей других людей, во многих подсистемах деятельности в отрасли культуры может иметь непосредственное отношение к формированию и удовлетворению культурных потребностей самого субъекта деятельности (и в этом смысле процесс создания продуктов культуры есть специфический процесс затрат общественного труда);
2) в отрасли культуры деятельность осуществляется на профессиональной и любительской основе (в свободное время и получаемый в ее результате продукт может быть также предназначен для других людей).
Отраслькультуры как система имеет экономические множественные связи с макроэкономической системой в целом. К входнымвоздействиям на систему отрасли культуры относятся не только непосредственные экономические условия развития отрасли культуры (административные, организационные, кадровые и другие), но и глобальные политические и социально-экономические условия жизни общества, которые детерминируют культурные процессы. На выходах системы отрасли культуры представлен экономический эффект, рассматриваемый в различных формах: материально-физической, восстановительно-компенсирующей, информационной, социально-интегрирующей, инновационной, воспитательно-образовательной и политической.
№18.Миссия УК.
Миссия – это философия организации, она определяет ценности и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Миссия – это посыл обществу, в котором наиболее рельефно раскрывается деятельность учреждения, что дает ему возможность найти партнеров, единомышленников, спонсоров.
Миссия учреждения культуры формируется как объективное, краткое и желательно вдохновляющее высказывание о смысле его деятельности и предназначении. Она должна отвечать на вопрос: зачем людям нужен это учреждение культуры? Формулировка миссии заставляет задуматься о его необходимости и перспективах существования. Она — основа его долгосрочной политики.
Миссия учреждений культуры – создание продукта, способного формировать и удовлетворять культурные потребности людей (познавательные, моральные, эстетические, коммуникативные) с использованием особых образно-символических средств и творческого восприятия в соответствующих видах искусства.
Миссия учреждений культуры определяется стратегическими интересами общества в области культуры, культурной политики государства.
Это закреплено в статье 1.4. Закона о культуре: государственная политика в отрасли культуры – комплекс мер, которые принимаются государственными органами Республики Беларусь по сохранению, развитию и распространению культуры, организационному, правовому, финансовому, материально-техническому, кадровому, информационному и другому обеспечению культурной деятельности;
Миссия клубного учреждения – развитие и приумножение духовно-нравственного и художественно-эстетического потенциала населения, сохранение традиционной культуры, развитие народного творчества и любительского искусства, создание достойной среды обитания для сельских жителей, организация межличностного общения и отдыха, эстетическое воспитания людей, формирование и удовлетворение культурных потребностей населения.
Миссия театра – забота о духовном и нравственном здоровье зрителей любого возраста с помощью выразительных театральных средств. Осмысление классического наследия в свете духовных запросов обновляющегося общества, введение отечественного зрителя в мировой театральный контекст, способствование формированию эстетических приоритетов в театральном искусстве.
Миссиямузея – популяризация идеи культурного многообразия и культурного плюрализма, сохранение материального и нематериального культурного наследия. Например, миссия Областного музея состоит в сохранении истории и творческого духа людей, живших на этой территории от первых поселений до наших дней, а также рассказывать о них жителям области и приезжим.