Саморегулирование как важнейшее свойство самоорганизации индивидов и общностей.

Культура — явление саморегулирую­щееся, обусловленное внутренними психологическими особенностями личности. Саморегулирование – 1. способность системы самостоя­тельно, без воздействия извне, реагировать на внешние воздей­ствия, нарушающие ее нормаль­ное функционирование; достигается с помо­щью обратной связи и осуществляется в форме самонастройки и самоорганизации.

Саморегулирование занимает в культурном процессе значительное место.

Производство куль­турных ценностей — это творчество специалистов и всего общества. В сущности своей творческая деятельность представляет само­выражение, исключающее вмешательство извне, но нуждающееся в соответствующих условиях общества. Регулирование предполагает создание условий для творчества — материальных, организационных, технологических, социально-психологических. Последнее во многом имеет выход на защиту твор­ческой личности, свободы ее самовыражения, так как творческий процесс индивидуален и неповторим. Хранениекультурных ценностей предполагает не только регулирование, но и управление, направленное на реставрацию памятников истории и культуры, создание условий для хранения произведений искусства, книг, различных материалов, техники и других предметов. Процесс хранения знаний, ценностей, норм, образцов поведения и деятельности глубоко личностный, индивидуальный, хотя он и подвержен влиянию социальных групп и общностей. Преобладаю­щую роль в нем играет саморегулирование. Распространение, распределение ценностей — предполагает трансляцию знаний, ценнос­тей, норм и образцов жизнедеятельности. Этот процесс регулируется с помощью финан­совых рычагов при созда­нии благоприятных условий свободы деятельности средств массо­вой коммуникации, выбора ими программ, их содержания, методов подачи информации. Эта сторона культурного процесса значительной частью происходит и стихийно от индивида к индивиду, внутри социальных групп и общностей и между ними в процессе повседневной жизнедеятельности. Этим нельзя управлять, это невозможно и регулировать. Происходит саморегулирование. Освоение культурных ценностей – принятие, приверженность и предпочтение ценностной ориентации, убежденность. Процесс также не поддающийся жесткому управлению. Он может быть индивидуальным, групповым или массовым, организованным или неорганизован­ным.



№17 Отрасль культуры как самостоятельная часть народного хозяйства

НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО — экономика, хозяйство всей страны; совокупность отраслей и сфер экономики страны, взаимосвязанных общественным разделением труда. Включает отрасли материального производства и непроизводственной сферы. Непроизводственная сфера. Результатом процесса производства в каждой отдельной экономической отрасли является продукт, имеющий материальный или нематериальный характер. Всеобъемлющим понятием для характеристики сово­купности отраслей, не связанных с производством материальных продуктов становится «непроизводственная сфера». В этой сфе­ре в ряде отраслей не создаются (либо в основном не создаются) духовные ценности (продукты), как, на­пример, в области физической культуры и спорта, здравоохранения, ком­мунальных услуг и т. п.; продукт (или значительная его часть) некоторых отраслей духовного производства (например, науки) непосред­ственно выполняет в сфере материального производства функцию конк­ретной производительной силы. Отрасль культуры – часть народного хозяйства, пространство социокультурной практики, совокупность организаций и учреждений, обеспечивающих функционирование культуры (народной и профессиональной) и приобщение населения к культурным ценностям. Цель – направленность на создание продукта, способного формировать и удовлетворять культурные потребности людей особым способом, с использованием особых средств, вос­приятие которых осуществляется добровольно, с учетом интересов лич­ности (в свободное время). Это специфический вид «трудовой» дея­тельности. Подтверждением отраслевой самостоятельности является также включение культурной деятельности в процесс затрат общественного труда и закрепление в качестве постоянного элемента в системе общественного разделения труда и об­мена деятельностью. Кроме этих основныхособенностей отрасли культуры существует и ряд специфических черт, с экономической точки зре­ния вторичных:

1) создаваемый продукт, предназначенный для удовлетворения потреб­ностей других людей, во многих подсистемах деятельности в отрасли куль­туры может иметь непосредственное отношение к формированию и удов­летворению культурных потребностей самого субъекта деятельности (и в этом смысле процесс создания продуктов культуры есть специфический процесс затрат общественного труда);

2) в отрасли культуры деятельность осуществляется на профессиональной и любительс­кой основе (в сво­бодное время и получаемый в ее результате продукт может быть также предназначен для других людей).

Отраслькультуры как система имеет экономические множественные связи с макроэконо­мической системой в целом. К входнымвоздействиям на систему отрасли культуры относятся не только непосредственные экономические условия развития отрасли куль­туры (административные, организационные, кадровые и другие), но и гло­бальные политические и социально-экономические условия жизни обще­ства, которые детерминируют культурные процессы. На выходах системы отрасли культуры представлен экономический эффект, рассматриваемый в различных формах: материально-физичес­кой, восстановительно-компенсирующей, информационной, социально-интегрирующей, инновационной, воспитательно-образовательной и политической.

№18.Миссия УК.

Миссия – это философия организации, она определяет ценности и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Миссия – это посыл обществу, в котором наиболее рельефно раскрывается деятельность учреждения, что дает ему возможность найти партнеров, единомышленников, спонсоров.

Миссия учреждения культуры формируется как объективное, крат­кое и желательно вдохновляющее высказывание о смысле его деятель­ности и предназначении. Она должна отвечать на вопрос: зачем людям нужен это учреждение культуры? Формулировка миссии заставляет задуматься о его необходимости и перспективах существования. Она — ос­нова его долгосрочной политики.

Миссия учреждений культуры – создание продукта, способного формировать и удовлетворять культурные потребности людей (познавательные, моральные, эстетические, коммуникативные) с использованием особых образно-символических средств и творческого восприятия в соответствующих видах искусства.

Миссия учреждений культуры определяется стратегическими интересами общества в области культуры, культурной политики государства.

Это закреплено в статье 1.4. Закона о культуре: государственная политика в отрасли культуры – комплекс мер, которые принимаются государственными органами Республики Беларусь по сохранению, развитию и распространению культуры, организационному, правовому, финансовому, материально-техническому, кадровому, информационному и другому обеспечению культурной деятельности;

Миссия клубного учреждения – развитие и приумножение духовно-нравственного и художественно-эстетического потенциала населения, сохранение традиционной культуры, развитие народного творчества и любительского искусства, создание достойной среды обитания для сельских жителей, организация межличностного общения и отдыха, эстетическое воспитания людей, формирование и удовлетворение культурных потребностей населения.

Миссия театра – забота о духовном и нравственном здоровье зрителей любого возраста с помощью выразительных театральных средств. Осмысление классического наследия в свете духовных запросов обновляющегося общества, введение отечественного зрителя в мировой театральный контекст, способствование формированию эстетических приоритетов в театральном искусстве.

Миссиямузея – популяризация идеи культурного многообразия и культурного плюрализма, сохранение материального и нематериального культурного наследия. Например, миссия Областного музея состоит в сохранении исто­рии и творческого духа людей, живших на этой территории от первых поселений до наших дней, а также рассказывать о них жителям области и приезжим.

Наши рекомендации