Методики работы с частными лицами

Как мы уже говорили, главным ресурсом общественной организации являются люди — само общество, то есть население. Давайте вспомним, какими ресурсами располагает этот замечательный источник?

Население — это:

· деньги (частные пожертвования),

· материальные ресурсы (помещения, транспорт, оборудование, находящиеся в частной собственности и предоставляемые на безвозмездной или льготной основе),

· информационные ресурсы (идеи, знания, методики, технологии),

· коммуникативные ресурсы (связи, контакты, партнерства),

· человеческие ресурсы (рабочие руки, профессиональные услуги специалистов, разное количество добровольцев, способных выполнять различные функции),

· символические ресурсы (эффект общественной поддержки).

И все-таки будем откровенны — в контексте нашего курса нас более всего интересуют частные пожертвования. В этой связи очень интересны наблюдения и рекомендации Ольги Алексеевой, многие годы работавшей директором Российского представительства «Чаритиз Эйд Фаундейшн»(Charities Aid Foundation) — КАФ/CAF. CAF – некоммерческая организация, чья цель – сделать благотворительность эффективной, содействовать созданию благоприятных условий для развития филантропии, помогать благотворительным организациям и тем, кто их поддерживает. Среди программ CAF Россия — «Беслан» — программа финансирования долгосрочных реабилитационных проектов и лечения пострадавших в бесланской трагедии; «Им нужна ваша помощь» — единственная в России универсальная программа частных пожертвований сотрудников; Всероссийский конкурс проектов по профилактике рака молочной железы (осуществляется CAF в рамках корпоративной благотворительной программы компании AVON «Вместе против рака груди»); «Линия жизни» — программа спасения тяжелобольных детей – крупнейший в России благотворительный проект, направленный на сокращение детской смертности; Фонд «Внимание» — создан для помощи детям и подросткам с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью); программа «Новый день» — общероссийская грантовая программа поддержки НКО, работающих в сфере защиты детства; инициаторы программы – РОСБАНК и ЮНИСЕФ; Интернет-ресурс «Благо.ру» работает для поддержки реально работающих НКО через размещение в сети информации о них и сбор пожертвований на их деятельность.

Вот что пишет Ольга Алексеева в своей статье «Тактика поиска средств у частных лиц. Стратегия и технологии»:

Почему дают нищим?

Вы никогда не задумывались, почему люди с таким редким единодушием жертвуют деньги нищим? Да, они следуют общему порыву, вернее даже не порыву, а общественному стандарту, традиции. Да, их смущает ужасный вид нищих: лохмотья, язвы (именно поэтому так называемые «коммерческие нищие», то есть те, кто живет неплохо, но зарабатывает подаянием в бойких местах, разработали целую систему «макияжа», показывающего несуществующие язвы и раны).

Оба этих фактора используют и благотворительные организации в сборе пожертвований: они апеллируют к традиции (особенно в общении с бизнесменами) и посвящают большую часть своих писем с просьбой о помощи описанию нужд людей, о которых они заботятся, — показывая не прямо, но косвенно, язвы общества, на излечение которых направлены их усилия.

Но есть и еще два момента, которые пока не учтены нашими благотворительными организациями, — момента настолько важных, что не берущие их во внимание некоммерческие организации практически обречены на провал в сборе пожертвований с частных лиц.

Эти два момента — адресность помощи и легкость в ее оказании.

Адресность — это значит, что каждая благотворительная организация, осуществляющая сбор частных пожертвований, четко указывает, на что в этот период времени пойдут собранные средства. При этом указывает не абстрактно (для жертвователя абстрактно) — на поддержку детей-сирот. А весьма и весьма конкретно — например, нам нужны пять тысяч рублей на закупку партии учебников для поселения беженцев в Мамонтове.

Адресность означает и конкретную отчетность. Снова не «деньги были потрачены на благотворительные цели», а «мы купили восемьсот учебников и раздали их детям — вот фотографии». Если речь идет о сборе маленьких пожертвований от многих людей, на каждое из которых отдельной акции не проведешь, многие организации просто публикуют или прилагают к своему письму фотографии и данные детей, на поддержку которых пойдет конкретный рубль конкретного жертвователя, или стаю лебедей, которая будет сохранена при помощи отдельно взятого проходившего мимо человека.

«Проходившего мимо» — ключевая фраза… Жертвуя деньги, обычный прохожий, как бы ни цинично это звучало, хочет быть добрым без усилий, не останавливая движения, не беря на себя никакой ответственности. Сегодня для того, чтобы пожертвовать деньги не бомжу, а некоммерческой организации, надо долго отыскивать ее правильный расчетный счет и более подробную информацию, потом отстаивать очередь в банке и иногда не в любом, ругаться с тамошним персоналом по поводу того, что же в данных счета неправильно, и так далее. Выдержать эти трудности может только человек, очень сильно желающий помочь. Таких обычно находится немного.

Поэтому одной из важнейших задач для желающей выжить некоммерческой организации должна стать выработка таких моделей и способов привлечения частных пожертвований, которые давали бы возможность прохожим жертвовать в вашу организацию с такой же легкостью, как и попавшемуся на глаза бомжу. И, при этом, давали бы прохожему удовлетворение от адресности своей помощи и причастности к большому делу, которого, кстати, от небрежного бросания мятых купюр в шапку нищего не возникает.

Наши рекомендации