Производственная мощность предприятия 5 страница

Потери рабочего времени, как следует из таблицы, могут быть вызваны разными объективными и субъективными обстоятельствами, не предусмотренными планом: дополнительными отпусками с разрешения администрации, заболеваниями рабочих с временной потерей трудоспособности, прогулами, простоями из-за неисправности оборудования, машин, механизмов, из-за отсутствия работы, сырья, материалов, электроэнергии, топлива и т.д. Каждый вид потерь анализируется подробно, особенно те, которые произошли по вине предприятия.

В данном примере большая часть потерь [(492+197+656)*7,8+9840=20330 час.] вызвана субъективными факторами: дополнительные отпуска с разрешения администрации, прогулы, простои, - что можно считать неиспользованными резервами увеличения фонда рабочего времени. Недопущение их равнозначно высвобождению 11 работников (20330/1755).

Существенны на данном предприятии и непроизводительные затраты труда (затраты рабочего времени в результате изготовления забракованной продукции и исправления брака, а также в связи с отклонениями от технологического процесса) – они составляют 1640 час.

Сокращение потерь рабочего времени, которые обусловлены причинами, зависящими от трудового коллектива, является резервом увеличения производства продукции, не требующим дополнительных капитальных вложений и позволяющим быстро получить отдачу. Чтобы подсчитать его, необходимо потери рабочего времени по вине предприятия умножить на плановую среднечасовую выработку рабочего:

ΔВП = ПРВ* ЧВпо,

где ΔВП - резервом увеличения производства продукции, руб.;

ПРВ - потери рабочего времени по вине предприятия, час.;

ЧВпо - плановую среднечасовую выработку рабочего, руб.

По данным предприятии плановая среднечасовая выработка рабочего составляет 284,9 руб.

( таблица 28).

ΔВП = (20330 +1640)*284,9 = 6259200 руб.

После изучения экстенсивности использования трудовых ресурсов нужно проанализировать интенсивность их труда.

4.3 Анализ производительности труда

Для оценки уровня интенсивности использования трудовых ресурсов применяется система обобщающих, частных и вспомогательных показателей производительности труда.

Обобщающие показатели – это среднегодовая, среднедневная, среднечасовая выработка продукции на одного работающего в стоимостном выражении.

Частные показатели – это затраты времени на производство единицы продукции определенного вида (трудоемкость продукции) или выпуск продукции определенного вида в натуральном выражении за один человеко-день или человеко-час.

Вспомогательные показатели – это затраты времени на выполнение единицы определенного вида работ или объем выполненных работ в единицу времени.

Наиболее обобщающий показатель производительности труда – среднегодовая выработка продукции одним работающим. Его величина зависит не только от выработки рабочих, но и от удельного веса последних в общей численности ППП, а также от количества отработанных ими дней и продолжительности рабочего дня. Среднегодовую выработку можно представить в виде произведения следующих факторов:

ГВППП = Уд * Д * П * ЧВ,

где Уд – удельный вес рабочих в общей численности работников,

Д - количество дней, отработанных одним рабочим за год,

П – средняя продолжительность рабочего дня, час,

ЧВ – среднечасовая выработка рабочего, руб.

Расчет влияния данных факторов проведем с помощью способа абсолютных разниц.

Таблица 20 - Исходные данные факторного анализа производительности труда

Показатели План Факт Отклонение
Среднегодовая численность ППП, чел. -
в том числе рабочих, чел. +4
Удельный вес рабочих в общей численности рабочих 0,8 0,82 +0,02
Отработано дней одним рабочим за год , дни -10
Отработано часов всеми рабочими, час -16350
Средняя продолжительность рабочего дня, час 7,8 7,5 -0,3
Производство продукции в плановых ценах, тыс. руб. +3600
Среднегодовая выработка одного работника, тыс. руб. +18
Выработка рабочего: среднегодовая, тыс.руб.     509,8   +9,8
среднедневная, руб. 2222,2 2371,0 +148,8
среднечасовая, руб. 284,9 316,13 +31,23

Из таблицы 20 видно, что среднегодовая выработка одного работника, занятого в основном производстве, увеличилась на 18000 рублей или на 4,5 % (18:400*100%), в том числе за счет изменения:

1) удельного веса рабочих в общей численности персонала:

∆ГВУД = +0,02*225*7,8*284,9 = +10000 руб.

2) Количество отработанных дней одним рабочим за год:

∆ГВД = 0,82*(-10)*7,8*284,9 = -18,2 тыс.руб.

3) Продолжительность рабочего дня:

∆ГВП = 0,82*215*(-0,3)*284,9 = -15,1 тыс.руб.

4) Среднечасовой выработки рабочих:

∆ГВЧВ = 0,82*215*7,5*(+31,23) = +41,3 тыс.руб.

Аналогичным образом анализируется изменение среднегодовой выработки рабочего, которая зависит от количества отработанных дней, средней продолжительности рабочего дня и среднечасовой выработки

ГВ = Д * П * ЧВ

∆ГВ’Д = (-10)*7,8*284,9 = -2222,2 руб.

∆ГВ’П = 215*(-0,3)*284,9 = -18376,05 руб.

∆ГВ’ЧВ = 215*7,5*31,23 = 50358,375 руб.

4.4 Анализ эффективности использования трудовых ресурсов.

Большое значение для оценки эффективности использования трудовых ресурсов имеет показатель рентабельности персонала (отношение прибыли к среднесписочной численности ППП)

RППП = Производственная мощность предприятия 5 страница - student2.ru * 100%

Факторную модель данного показателя можно представить следующим образом:

RППП = Производственная мощность предприятия 5 страница - student2.ru RРП * ДРП * ГВ ,

где RППП – рентабельность персонала,

П – прибыль от реализации продукции,

ППП – среднесписочная численность промышленного производственного персонала,

В – выручка от реализации продукции,

ВП – стоимость выпуска продукции в действующих ценах,

RРП – рентабельность продаж,

ДРП – доля реализованной продукции в общем объеме его выпуска,

ГВ – среднегодовая выработка продукции одним работником в действующих ценах.

4.5 Анализ использования фонда заработной платы.

Анализ использования трудовых ресурсов, рост производительности труда необходимо рассматривать в тесной связи с оплатой труда. С ростом оплаты труда создаются реальные предпосылки повышения его оплаты. В свою очередь, повышение уровня оплаты труда способствует росту его мотивации и производительности.

В связи с этим анализ расходования средств на оплату труда имеет исключительно большое значение. В процессе его необходимо осуществлять систематический контроль за использованием фонда заработной платы, выявлять возможности его экономии за счет роста производительности труда.

Приступая к анализу использования фонда заработной платы, в первую очередь необходимо рассчитать абсолютное и относительное отклонение его фактической величины от плановой.

Абсолютное отклонение рассчитывается как разность между фактически использованными средствами на оплату труда и плановым фондом заработной платы в целом по предприятию, производственным подразделениям и категориям работников:

ΔФЗПабс = ФЗПф - ФЗПф

где ΔФЗПабс - абсолютное отклонение по фонду заработной платы, руб.;

ФЗПф и ФЗПпл - соответственно фактический и плановый фонд заработной платы, руб.

Поскольку абсолютное отклонение определяется без учета степени выполнения плана по производству продукции, то по нему нельзя судить об экономии или перерасходе фонда заработной платы.

Относительное отклонение фонда заработной платы рассчитывается как разность между фактически начисленной суммой зарплаты и плановым фондом, скорректированным на коэффициент выполнения плана по производству продукции. При этом следует иметь в виду, что корректируется только переменная часть фонда заработной платы, которая изменяется пропорционально объему производства продукции. Это зарплата рабочих по сдельным расценкам, премии рабочим и управленческому персоналу за производственные результаты и сумма отпускных, соответствующая доле переменной зарплаты.

Постоянная часть оплаты труда не изменяется при увеличении или спаде объема производства (зарплата рабочих по тарифным ставкам, зарплата служащих по окладам, все виды доплат, оплата труда работников строительных бригад, жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы и соответствующая им сумма отпускных).

ΔФЗПотн. = ФЗПф - ФЗПск. = ФЗПф - (ФЗПпл. пер.вп + ФЗПпл. пост ),

где ΔФЗПотн - относительное отклонение по фонду заработной платы, руб.;

ФЗПф - фонд заработной платы фактический, руб.

ФЗПск - фонд заработной платы плановый, скорректированный на коэффициент выполнения плана по выпуску продукции;

ФЗПпл. пер - переменная сумма планового фонда заработной платы, руб.;

ФЗПпл. пост - постоянная сумма планового фонда заработной платы, руб.;

Квп - коэффициент выполнения плана по производству продукции.

В процессе последующего анализа необходимо определить факторы абсолютного и относительного отклонения по фонду заработной платы.

5 Анализ себестоимости продукции (работ, услуг)

Себестоимость продукции – важнейший показатель экономической эффективности ее производства, отражающий все стороны хозяйственной деятельности и аккумулирующий результаты использования всех производственных ресурсов. От его уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятия, темпы расширяемого производства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, влияние факторов на его прирост, резервы, а также дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

Объекты анализа себестоимости продукции:

1) Полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат;

2) Себестоимость отдельных изделий;

3) Отдельные статьи затрат.

Таблица 21 - Смета затрат на производство

тыс. руб.

Показатели План Факт
Материальные затраты
Амортизация
Расходы на оплату труда
Отчисления на социальные нужды
Прочие затраты

Материалы:

Удпл = Производственная мощность предприятия 5 страница - student2.ru * 100% = 58,23%

УдФ = Производственная мощность предприятия 5 страница - student2.ru * 100% = 58,67%

Материальные затраты увеличились на 600 тыс. руб. или на 0,44 п.п.

Амортизация уменьшилась на 100 тыс. руб., что составило в общих затратах уменьшение на 0,38 п.п. (5,33 – 5,71).

Расходы на оплату труда увеличились на 100 тыс. руб., что составило в структуре общих затрат уменьшение на 0,25 п.п. (26,500 – 25,85).

Отчисления на социальные нужды возросли на 26 тыс. руб., что составило в структуре общих затрат уменьшение на 0,66 п.п. (6,66 – 6,72).

Прочие затраты увеличились на 120 тыс. руб., что составило в структуре общих затрат увеличение на 0,25 п.п. (3,73 -3,48).

Под влиянием всех выше перечисленных факторов себестоимость продукции увеличилась на 746 тыс. руб., что составило 2%, где в большей степени оказали влияние материальные затраты (0,44 п.п.), вследствие чего изделие является материалоемким.

Общая сумма затрат на производство продукции может изменяться из-за:

1) объема производства продукции;

2) структуры продукции;

3) уровня переменных затрат на единицу продукции;

4) суммы постоянных расходов.

При делении затрат на переменные и постоянные общая сумма затрат определяется следующим образом:

ЗОБЩ = ∑(VВПi * bi) + А = ∑(VВПОБЩ *Удi * bi) + А,

где VВП – объем выпущенной продукции,

Удi - удельный вес,

bi - переменные расходы i-го вида,

А – абсолютная сумма расходов на весь выпуск продукции.

Эту методику анализа целесообразно использовать, когда конкретизируется производимая продукция по отдельным видам.

6 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

6.1 Анализ прибыли

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности - одна из основных задач в любой сфере бизнеса. Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу.

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VРП), ее структуры (Удi), средних реализационных цен (Цi) и себестоимости (Сi).

Прп = ∑ VРПобщ * Удi *(Цi – Ci),

где Прп - прибыль от реализации продукции, руб.;

∑ VРПобщ - общий объем реализации продукции, шт.;

Удi - удельный вес i-го вида продукции;

Цi - цена i-го вида продукции, руб.;

Ci - себестоимость i-го вида продукции, руб.

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличивается доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и аооборот.

Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Следует также анализировать выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого уровня: объема продажи продукции, себестоимости и среднереализационных цен. Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:

Пi = VРПi * (Цi – Ci),

где Пi - прибыль от реализации i-го вида продукции, руб.;

VРПi - объем реализации i-го вида продукции, шт.

Задача. Годовой план реализации продукции предприятия составляет по изделию А 10455 шт., по изделию Б 10045 шт. Фактический объем продаж по изделию А 12546 шт., по изделию Б 5904 шт. Плановые цены: по изделию А 5 тыс. руб., по изделию Б 3,1 тыс. руб., фактические соответственно 6 и 3,7 тыс.руб. Себестоимость единицы продукции А по плану 4 тыс. руб., а продукции Б 2,6 тыс. руб. Фактическая себестоимость соответственно 4,8 и 3,1 тыс. руб.

Решение.

Для анализа влияния факторов на прибыль от продаж используем методику абсолютных разниц.

Изделие А.

1 Изменение суммы прибыли в результате изменения объема реализации.

ΔПvрп = (VРПф – VРПпл) * (Цпл – Cпл) = (12546 – 10455) (5 – 4) = +2091 тыс. руб.

2 Изменение суммы прибыли в результате изменения цены.

ΔПц = VРПф * (Цф – Цпл) = 12546 (6 – 5) = +12546 тыс. руб.

3 Изменение суммы прибыли в результате изменения себестоимости.

ΔПц = - (Сф – Cпл) VРПф = -(4,8 - 4,0) 12546 = -10037 тыс. руб.

Итого: +2091+12546-10037 = +4600 тыс. руб.

Изделие Б.

1 Изменение суммы прибыли в результате изменения объема реализации.

ΔПvрп = (VРПф – VРПпл) * (Цпл – Cпл) = (5904 – 10045) (3,1 – 2,6) = -2071 тыс. руб.

2 Изменение суммы прибыли в результате изменения цены.

ΔПц = VРПф * (Цф – Цпл) = 5904 (3,7 – 3,1) = +3542 тыс. руб.

3 Изменение суммы прибыли в результате изменения себестоимости.

ΔПц = - (Сф – Cпл) VРПф = -(3,1 – 2,6) 5904 = -2952 тыс. руб.

Итого: -2071+3542-2952 = -1481 тыс. руб.

Всего +4600 – 1481 = +3119 тыс. руб.

Годовой план по прибыли от реализации продукции перевыполнен на 3119 тыс. руб., причем по изделию А сумма прибыли увеличилась на 4600 тыс. руб., а по изделию Б план по прибыли не выполнен на 1481 тыс. руб.

По изделию А на перевыполнение плана по прибыли повлиял рост объема производства и рост цен на продукцию. В результате по этим факторам прибыль увеличилась соответственно на 2091 и 12546 тыс. руб. Снижение прибыли на 10037 тыс. руб. произошло из-за роста себестоимости изделия А.

По изделию Б план по прибыли недовыполнен на 1481 тыс. руб. Сокращение объема реализации и повышение себестоимости изделия уменьшило прибыль соответственно на 2071 и 2952 тыс. руб. Рост цен положительно сказался на прибыли – она увеличилась на 3542 тыс. руб., но на конечном результате это не отразилось.

6.2 Анализ рентабельности

Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.); они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Уровень рентабельности отдельных видов продукции рассчитывают по формуле:

R = Пi : Зi = VРПi (Цi – Ci) / VРПi * Ci = (Цi – Ci) / Сi,

где ПI – прибыль от реализации i-го вида продукции, руб.;

ЗI - затраты на производство i-го вида продукции, руб..

Таким образом, рентабельность отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен (Цi) и себестоимости единицы продукции(Сi).

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки.

Задача. Проанализировать влияние факторов первого порядка на уровень рентабельности изделий А и Б. Плановая цена изделия А 5,0 тыс. руб., изделия Б – 3,1 тыс. руб. Фактическая цена соответственно – 6,0 тыс. руб. и 3,7 тыс. руб. Плановая себестоимость изделия А 4,0 тыс. руб., а изделия Б – 2,6 тыс. руб. Фактическая себестоимость соответственно – 4,8 тыс. руб. и 3,1 тыс. руб.

Решение.

1.Определяем плановый уровень рентабельности:

RПЛ = (ЦПЛ– Cпл) / Спл = (3,1 – 2,6)/ 2,6 * 100 = 19,2%

2. Определяем условный уровень рентабельности (при фактической цене и плановой себестоимости):

RУСЛ = (ЦФ– Cпл) / Спл = (3,7 – 2,6)/ 2,6 * 100 = 42,3%

3.Определяем фактический уровень рентабельности :

RФ = (ЦФ– СФ) / СФ(3,7 – 3,1)/ 3,1 * 100 = 19,4%

4. Определяем изменение уровня рентабельности ∆R = RФ - RПЛ = 19,4 –19,2 = 0,2п.п., в том числе за счет:

оптовой цены ∆RЦ = 42,3 – 19,2 = 23,1п.п.;

себестоимости единицы продукции ∆RС = 19,4 – 42,3 = - 22,9п.п.;

Аналогичные расчеты выполняются по изделию А.

5.Заполняем таблицу 22.

Таблица 22 - Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции

Вид продукции Цена, тыс. руб. Себестоимость, тыс. руб. Рентабельность, % Изменение рентабельности, %
    план     факт     план     факт     план     усл.     факт     Общее В том числе за счет
цены себе стои- мости
А 5,0 6,0 4,0 4,8 - +25 -25
Б 3,1 3,7 2,6 3,1 19,2 42,3 19,4 +0,2 +23,1 -22,9

План по уровню рентабельности по изделию А выполнен. Причем за счет повышения цены уровень рентабельности увеличился на 25 п.п., а за счет роста себестоимости уровень рентабельности снизился на 25 п.п.

План по уровню рентабельности изделия Б перевыполнен на 0,2п.п. (19,4 – 19,2) или на 1,04% (0,02 : 19,2 * 100). За счет повышения цены он возрос на 23,1п.п. (42,3 - 19,2). Из-за повышения себестоимости продукции уровень рентабельности снизился на 22,9 п.п. (19,4 – 42,3).

РАЗДЕЛ 6 ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ

ТЕМА 6.1 РУКОВОДСТВО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РАМКАХ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

1 Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности

Как подчеркивают эксперты, современная управленческая деятельность представляет собой особую разновидность трудового процесса. Поэтому она характеризуется присущими ему элементами – предметом труда, средствами труда, самим трудом и, наконец, его результатом.

Управленческая деятельность в процессе своего развития постепенно эволюционировала, превращаясь в то, что на современном этапе определяется как менеджмент.

Менеджмент– особый самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение функционирующим в рыночных условиях предприятием (фирмой) определенных оптимальных результатов хозяйственной деятельности на основе рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением разнообразных принципов и методов социально-экономического механизма менеджмента.

Менеджмент – это комплекс взаимосвязанных действий:

-организация и управление (производством и коллективом);

-постановка и корректировка задач;

- разработка этапов работы;

-принятие решений;

-налаживание коммуникаций (методов и форм передачи информации);

-регулирование процессов;

-сбор и обработка информации;

-анализ информации;

-подведение итогов работы.

Менеджер – это профессиональный управляющий, как правило, прошедший специальную подготовку.

Менеджер – это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью. Менеджеры бывают разных уровней, и задачи они решают неодинаковые.

Условно менеджеров подразделяют на три основные группы:

- высший уровень (top manager) – это генеральные директоры, директоры, члены правления предприятия;

- среднее звено (middle manager) – руководители управлений, отделов, цехов;

- низшее звено (entry manager) – руководители подотделов, секторов, бригад, групп.

Менеджеры высшего уровня определяют основное направление деятельности предприятия, ее цели и задачи. Большую часть рабочего времени такой менеджер отдает формированию стратегии развития бизнеса, осуществлению контактов с федеральными, региональными и местными органами власти, банками, поставщиками сырья, материалов, комплектующих и т.д. Оставшееся время уходит на реализацию программ и планов работы, контроль за работой подчиненных. Естественно, такому менеджеру необходимо знать технологию производства. Однако в большей степени он должен обладать умением подбора и расстановки кадров.

На среднее управленческое звено ложится основная часть ответственности за практическую реализацию решений, в том числе:

- за изменение организационных структур,

- разработку системы производства и сбыта продукции;

- организацию взаимодействия функциональных подразделений компании;

- своевременное обеспечение высшего руководства необходимой информацией;

- координирование и управление работой руководителей низшего звена.

Выполнение таких задач требует способности аналитически мыслить, проявлять гибкость, способности быстро воспринимать и своевременно реализовывать новые идеи, умение видеть проблему и использовать новейшие методы и технические средства ее решения.

В свою очередь, особенностью работы менеджера низшего звена является руководство деятельностью непосредственных исполнителей работы (рабочих и служащих). Это наиболее многочисленная часть управленческого персонала. Можно отметить основные функции таких менеджеров: планирование деятельности подчиненных; организация производственного процесса; мотивация туда персонала; контроль над рациональным расходованием ресурсов и соблюдением правил ТБ; сбор, анализ и представление вышестоящему руководству информации о результатах текущей деятельности подразделения.

2 Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать цели и задачи менеджмента.

Цели менеджмента:

- получение (увеличение) прибыли;

- повышение эффективности хозяйствования;

- удовлетворение потребностей рынка;

- решение социальных вопросов.

Задачи менеджмента:

Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности функционирования данной компании(фирмы).

Наиболее важной задачей является соответствующая организация производства товаров и услуг с учетом динамики спроса на основе наиболее эффективного использования имеющихся материальных и людских ресурсов, а также обеспечение прибыльности в деятельности компании (фирмы) и стабильного ее положения на рынке.

Особенности управления крупными предприятиями и малыми фирмами:

Управление в крупных фирмах

Организационные структуры управления промышленными фирмами отличаются большим разнообразием и определяются многими объективными условиями. К ним могут быть отнесены, в частности, размеры производственной деятельности фирмы (крупная, средняя, мелкая); производственный профиль фирмы (специализация на выпуск одного вида или широкой номенклатуры продукции); характер выпускаемой продукции и технология ее производства (продукция добывающих или перерабатывающих отраслей; массовое или серийное производство); сфера деятельности фирмы (ориентация на местный или внешний рынки); масштабы заграничной деятельности фирмы и формы ее осуществления (наличие дочерних предприятий за границей); характер объединения фирмы (концерн, финансовая группа).

Наши рекомендации