Полномочия участников бюджетного процесса федерального уровня
Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются:
1) Президент РФ;
2) Государственная Дума Федерального Собрания РФ;
3) Совет Федерации Федерального Собрания РФ;
4) Правительство РФ;
5) Министерство финансов РФ;
6) Федеральное казначейство;
7) органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;
8) Банк России;
9) Счетная палата РФ;
10) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
11) государственные внебюджетные фонды;
12) главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
13) иные органы, на которые законодательством РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
Министерство финансов обладает следующими бюджетными полномочиями:
1) составляет проект федерального бюджета, представляет его в Правительство, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
2) представляет сторону государства в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета;
3) осуществляет руководство в области составления проекта федерального бюджета и исполнения федерального бюджета;
4) устанавливает порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета; составляет и ведет сводную бюджетную роспись федерального бюджета и представляет ее в Федеральное казначейство;
5) представляет в Федеральное казначейство лимиты бюджетных обязательств по главным распорядителям средств федерального бюджета;
6) разрабатывает прогноз консолидированного бюджета РФ;
7) разрабатывает программу внутренних государственных заимствований РФ;
8) осуществляет сотрудничество с международными финансовыми организациями; разрабатывает программу внешних государственных заимствований РФ;
9) осуществляет руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц;
10) устанавливает Единый план счетов бюджетного учета и единую методологию бюджетного учета;
11) устанавливает единую методологию отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ;
12) организует исполнение федерального бюджета;
13) устанавливает порядок ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
14) на основании и во исполнение БК РФ, иных законодательных актов бюджетного законодательства РФ, актов Президента РФ и Правительства РФ принимает нормативные акты в установленной сфере деятельности;
13) исполняет судебные акты по искам к РФ в порядке, предусмотренном БК РФ;
14) осуществляет иные полномочия.
Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями:
1) производит распределение доходов и иных поступлений между бюджетами бюджетной системы РФ по нормативам, установленным Бюджетным кодексом и другими нормативно-правовыми актами;
2) открывает в Банке России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств, устанавливает режим этих счетов;
3) устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
4) устанавливает порядок открытия и ведения лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
5) ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составляет и представляет в Министерство финансов РФ отчетность о кассовом исполнении федерального бюджета;
6) составляет и представляет в Министерство финансов РФ отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ на основании отчета об исполнении федерального бюджета, отчетности и материалов, представленных уполномоченными органами управления государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами управления территориальных государственных внебюджетных фондов и органами местного самоуправления;
7) осуществляет иные полномочия в соответствии с БК РФ, иными актами бюджетного законодательства РФ либо полномочия, возложенные Президентом РФ и Правительством РФ.
В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 26 августа. Федеральный бюджет разрабатывается в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного послания Президента РФ.
Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях (внесены изменения в Кодекс). В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. Госдума может отклонить проект бюджета; в этом случае формируется согласительная комиссия совместно с правительством. Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам, а в третьем — по подразделам. После принятия федерального бюджета Госдумой он утверждается Советом Федерации и подписывается Президентом РФ.
До 2002 в процессе принятия федерального бюджета депутатам удавалось существенно увеличить некоторые его расходные статьи (как правило, социальные). В последние годы бюджет принимается в том виде, в каком он был внесён правительством.