Полномочия участников бюджетного процесса

Полномочия Президента Российской Федерации как участника бюджетного процесса связаны с формированием бюджетной политики государства и обеспечением законотворческой деятельности в области бюджетных правоотношений. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 170) ежегодно Федеральному Собранию Российской Федерации направляется бюджетное послание Президента Российской Федерации, в котором определяются основные направления бюджетной политики на очередной финансовый год и плановый период. Законодательное регулирование бюджетных правоотношений обеспечивается Президентом Российской Федерации в рамках осуществления полномочий законодательной инициативы, подписания и обнародования федеральных законов, применения отлагательного вето.

Законодательные (представительные) органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления обеспечивают рассмотрение и утверждение соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов; рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов; осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В свою очередь исполнительные органы государственной власти и местная администрация осуществляют: составление проекта бюджета, внесение его на рассмотрение и утверждение законодательного (представительного) органа государственной власти (местного самоуправления), исполнение бюджета, управление государственным и муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, составление и представление отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательного (представительного) органа государственной власти (местного самоуправления), иные полномочия, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

Одним из основных участников бюджетного процесса, обеспечивающим управление бюджетами, являются финансовые органы. Финансовые органы - Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

Финансовые органы:

ü составляют проект соответствующего бюджета (проект бюджета и среднесрочного финансового плана), представляют его с необходимыми документами и материалами для внесения в законодательный (представительный) орган;

ü организуют исполнение бюджета;

ü устанавливают порядок составления бюджетной отчетности;

ü осуществляют управление средствами на единых счетах бюджетов (выполнение данной функции может осуществляться иными уполномоченными органами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами);

ü реализуют иные бюджетные полномочия, в т.ч. устанавливают порядок планирования бюджетных ассигнований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи соответствующего бюджета и порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, порядок составления и ведения кассового плана, порядок учета бюджетных обязательств получателей средств соответствующего бюджета и т.д.

Министерство финансов Российской Федерации – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и др. В ведении Министерства финансов Российской Федерации находятся Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральное казначейство.

Министерство финансов Российской Федерации:

ü составляет проект федерального бюджета, представляет его в Правительство Российской Федерации, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

ü разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации основные направления бюджетной и налоговой политики;

ü ведет реестр расходных обязательств Российской Федерации;

ü разрабатывает прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации;

ü разрабатывает программы государственных внутренних и внешних заимствований Российской Федерации, а также программу государственных гарантий Российской Федерации, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг Российской Федерации, проводит государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг;

ü осуществляет сотрудничество с международными финансовыми организациями;

ü ведет Государственную долговую книгу Российской Федерации;

ü осуществляет управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации на основании полномочий, предоставленных Правительством Российской Федерации;

ü организует исполнение федерального бюджета;

ü устанавливает порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета, бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета и главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, кассового плана исполнения федерального бюджета; порядок составления и ведения бюджетных смет федеральных бюджетных учреждений; порядок ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;

ü составляет и ведет сводную бюджетную роспись федерального бюджета и представляет ее в Федеральное казначейство;

ü представляет в Федеральное казначейство лимиты бюджетных обязательств по главным распорядителям средств федерального бюджета;

ü разрабатывает проекты методик распределения и порядок предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставляемых иными главными распорядителями средств федерального бюджета);

ü обеспечивает предоставление бюджетных кредитов;

ü осуществляет методологическое руководство подготовкой главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований; по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц различных организационно-правовых форм;

ü устанавливает порядок составления бюджетной отчетности, представляет в Правительство Российской Федерации бюджетную отчетность Российской Федерации;

ü устанавливает план счетов бюджетного учета и единую методологию бюджетного учета;

ü осуществляет нормативное и методическое обеспечение управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и управляет этими средствами;

ü осуществляет иные полномочия.

Особое положение в составе участников бюджетного процесса занимает Федеральное казначейство. Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Федеральное казначейство:

ü осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

ü производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений с учетом возвратов (зачетов, уточнений) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов;

ü открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств бюджетов и иные счета для учета средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации, устанавливает режим этих счетов;

ü осуществляет приостановление операций по лицевым счетам, открытым главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета в органах Федерального казначейства в предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации случаях;

ü осуществляет управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета;

ü осуществляет составление и ведение кассового плана исполнения федерального бюджета;

ü составляет на основании бюджетной отчетности, представленной главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, бюджетную отчетность об исполнении федерального бюджета и представляет ее в Министерство финансов Российской Федерации;

ü составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

ü ведет реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов;

ü осуществляет иные бюджетные полномочия.

Центральный банк Российской Федерации как участник бюджетного обеспечивает во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разработку и проведение государственной денежно-кредитной политики; осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации; выполняет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.

Участниками бюджетного процесса являются главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета, главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета.

Главный администратор доходов бюджета ‑ орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган управления государственным внебюджетным фондом и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения, а также Центральный банк Российской Федерации, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета.

Перечень главных администраторов доходов бюджетов и виды доходов, администрируемых данными участниками бюджетного процесса, утверждаются законом (решением) о бюджете. В случае изменения состава и (или) функций главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации вправе при определении принципов назначения, структуры кодов и присвоении кодов классификации доходов бюджетов Российской Федерации вносить соответствующие изменения в состав закрепленных за ними источников доходов бюджетов Российской Федерации. (Это предусматривается Федеральным законом от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (ст.4), а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 95 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»).

Главные администраторы доходов бюджетов:

ü формируют и утверждают перечень подведомственных администраторов доходов бюджетов;

ü формируют и представляют в финансовый орган прогноз поступления доходов в бюджет, аналитические материалы по исполнению бюджета в части доходов соответствующего бюджета, сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта соответствующего бюджета, сведения, необходимые для составления и ведения кассового плана;

ü формируют и представляют бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджетов;

ü исполняют (в случае необходимости) полномочия администратора доходов бюджетов;

ü утверждают и доводят до территориальных органов (подразделений) и бюджетных учреждений, находящихся в их ведении, порядок осуществления и наделения их полномочиями администратора доходов бюджетов; закрепляют за подведомственными администраторами доходов бюджетов соответствующие доходы бюджетов;

ü осуществляют иные бюджетные полномочия.

Администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Соответственно, администраторы доходов бюджетов обеспечивают:

ü начисление и учет платежей в бюджет;

ü контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет;

ü взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;

ü принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представление в орган Федерального казначейства поручений (сообщений) для осуществления возврата;

ü принятие решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства;

ü уточнение платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

ü формирование бюджетной отчетности о поступлениях в бюджет;

ü взаимодействие с органами Федерального казначейства в части обмена информацией, необходимой для выполнения полномочий, возложенных на администраторов доходов;

ü осуществление иных бюджетных полномочий.

Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета- орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета и (или) являющиеся администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

Перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджетов и состав источников финансирования дефицита бюджета, администрируемых данными участниками бюджетного процесса, ежегодно утверждается законом (решением) о бюджете. В случае изменения состава и (или) функций главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета Министерство финансов Российской Федерации вправе вносить соответствующие изменения в перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также в состав закрепленных за ними кодов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов. (Это предусмотрено Федеральным законом от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (ст.4)).

Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета:

ü формирует перечни подведомственных ему администраторов источников финансирования дефицита бюджета;

ü осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета;

ü распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным администраторам источников финансирования дефицита бюджета; составляет и ведет бюджетную роспись главного администратора источников финансирования дефицита бюджета;

ü доводит предельные объемы бюджетного финансирования и лимиты бюджетных обязательств до подведомственных администраторов источников финансирования дефицита бюджетов;

ü составляет бюджетную отчетность главного администратора источников финансирования дефицита бюджета;

ü осуществляет иные бюджетные полномочия.

Администратор источников финансирования дефицита бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие право осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета.

Администратор источников финансирования дефицита бюджета обеспечивает:

ü планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета;

ü контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджет источников финансирования дефицита бюджета;

ü формирование и представление бюджетной отчетности администратора источников финансирования дефицита бюджета;

ü осуществление иных бюджетных полномочий.

Главный распорядитель средств бюджетных средств - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Состав главных распорядителей средств бюджета утверждается в ведомственной структуре расходов бюджета законом (решением) о бюджете.

Главный распорядитель бюджетных средств:

ü формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;

ü ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;

ü осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;

ü составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

ü определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений;

ü формирует государственные (муниципальные) задания;

ü формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств;

ü осуществляет иные бюджетные полномочия.

Главные распорядители бюджетных средств осуществляют ведомственный финансовый контроль за обеспечением целевого и эффективного использования бюджетополучателями средств, своевременным их возвратом, предоставлением отчетности.

Отдельные полномочия главного распорядителя бюджетных средств могут передаваться распорядителям средств бюджета в случаях и порядке, установленном главным распорядителем.

Распорядитель бюджетных средств - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств обеспечивает:

ü планирование соответствующих расходов бюджета;

ü распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

ü внесение предложений главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи;

ü осуществление иных бюджетных полномочий.

В ходе составления проекта федерального бюджета главные распорядители средств федерального бюджета реализуют функции субъектов бюджетного планирования. Субъектами бюджетного планирования являются федеральные министерства, а также федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека Российской Федерации.Состав субъектов бюджетного планирования устанавливается нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации.

Субъекты бюджетного планирования призваны вносить предложения по формированию федерального бюджета и финансовому обеспечению подведомственных федеральных служб и федеральных агентств и с этой целью осуществляют: разработку докладов о результатах и основных направлениях деятельности; ведение реестров расходных обязательств субъекта бюджетного планирования и их представление в Министерство финансов Российской Федерации; разработку проектов нормативных правовых актов, регулирующих расходные обязательства Российской Федерации; разработку федеральных и ведомственных целевых программ в установленной сфере деятельности; формирование бюджетов субъектов бюджетного планирования и их распределение главными распорядителями средств федерального бюджета.

Получатель бюджетных средств - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета. Тем самым в качестве получателей бюджетных средств не квалифицируются автономные учреждения, государственные (муниципальные) предприятия и иные организации (за исключением бюджетных учреждений).

Получатели бюджетных средств:

ü составляют и исполняют бюджетные сметы;

ü принимают и (или) исполняют в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;

ü вносят главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи;

ü ведут бюджетный учет либо передают на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии);

ü формируют и представляют бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.

В рамках исполнения полномочий по кассовому обслуживанию исполнения федерального бюджета Федеральным казначейством составляется и ведется сводный реестр главных распорядителей, распорядителей, получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Одной из основных задач современной бюджетной политики является создание условий для эффективного управления государственными и муниципальными финансами. В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации от 25.05.2009 «О бюджетной политике в 2010 – 2012 годах» и Бюджетным посланием Президента Российской Федерации от 29.06.2010 «О бюджетной политике в 2011 ‑ 2013 годах» на современном этапе ее реализация связывается с необходимостью:

ü расширения полномочий главных распорядителей бюджетных средств в части распределения бюджетных ассигнований посредством укрупнения подразделений ведомственной структуры расходов, утверждаемой законом (решением) о бюджете;

ü развития системы мониторинга финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств, использования ее результатов при оценке деятельности федеральных органов исполнительной власти;

ü перехода к программно-целевой структуре бюджета, совершенствования инструментов программно-целевого планирования, организации комплексной федеральной контрактной системы;

ü корректировки бюджетной классификации Российской Федерации с ориентацией на долгосрочные целевые программы.

Наши рекомендации