Облигации, как ценные бумаги(ЦБ)
Сущность финансов.
Финансы с lat. «финиш» означает конец, окончание. На протяжении длительного периода времени финансы определяются как сумма денежных средств, но с развитием финансовой науки финансы стали определяться как экономические отношения, возникающие между государством и субъектом хозяйствования.
Наука о финансах – учение о специфических производственных отношениях вызванных развитием товарно-денежных отношений и существ-ем государства.
Положения науки о финансах: 1)на учении о товарно-денежных отношениях. 2) на учении о национальном доходе. 3) на учениях о природе и функциях государства.
Финансы –специфическая форма производственных отношений, возникающая по поводу распределения и перераспределения ВВП, главным образом чистого дохода и формирования на этой основе централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, используемые на цели расширенного воспроизводства и удовлетворение общественных потребностей.
Финансы –представляют собой экономические отношения связанные с формированием, распределением использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных фондов денежных средств, в целых выполнения функций и задач государством и обеспечение условий расширенного воспроизводства.
Воспроизводство – постоянно повторяющийся процесс производства материальных благ и услуг, в которых воспроизводится раб. сила, производственные отношения, средства производства, предметы потребления, услуги.
Признаки финансов: 1)Финансы не являются эквивалентом денег, они представляют собой денежные отношения. 2)К финансовым отношениям относятся не все денежные отношения, а только те из них, посредством которых осуществляется движение стоимости не опосредованное движением товаров. 3)Финансовые отношения имеют распределительный характер, так как они связанны не с созданием, а с распределением (перераспределением) уже созданной стоимости. 4)В результате финансовых отношений создаются фонды денежных средств имеющие целевое назначение.
2.Функции финансов:
1)Распределительная функция обеспечивает каждое звено финн. системы ресурсами проявляется в распределении нац. дохода, когда в процессе распределения среди участников общ-ного производства формируются первичные доходы, они делятся на 2 группы: а)доходы предприятия; б)зар.плата; из сумма ровна нац.доходу. первичного распределения недостаточно для успешного функционирования экономики, поэтому происходит дальнейшее перераспределение между отраслями, территориями, сферами деятельности. При помощи налогов, сборов, и других обязательных платежей согласно законодательства РБ. Распределительная функция финансов позволяет: 1)Создавать целевые фонды денежных средств на уровне хоз. субъектов населения, государства, местных органов власти (на всех уровнях); 2)Осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение, а так же перераспределение между производственной и непроизводственной сферами; 3)Позваляет создавать резервы на всех уровнях.
2)Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП и нац.дохода по соответствующим фондам и за целевым использованием.
Фин.система гос-ва.
Фин.система – совокупность обособленных на взаимосвязанных сфер и звеньев финн.отношений связанных с образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Финн.сист.РБ включает в себя 2 крупнейших сферы: 1)Централизованные финансы (гос-ные, общегосударственные) – представлятю собой систему денежных отношений связанных с формированием и использованием фондов денежных средств, необходимых для выполнения функций гос-ва. 2)Децентрализованные фонды – финансы хоз.субъектов (предприятие)
Схема Фин.системы:
1.Централиз.: - гос бюджет; - внебюджетные фонды(ФСЗН); -гос.кредиты(кредиторы, заемщики, поручители).
2.Децентрализ.: - коммерческие; - некоммерческие; - финансы фондовых посредников (банки).
3.Финансы населения: - налог на землю, недвижимость; - пошлины; - лотереи; - кредитно-депозитные; - ИП.
5.Управление финансами – осознанное воздействие органов управления на финансы страны и на все финансовые процессы, происходящие в ней и связанные с получением дохода, необходимые для выполнения функций государства.
Управление финансами возложено на высшие законодательные и исполнительные органы власти: - президент, - нац. собрание, - совет республики, - палата представителей. Они определяют финн.политику гос-ва, утверждают финансовое законодательство, осуществляют контроль за его соблюдением. На региональном уровне полномочиями наделены местные органы власти. На общегосударственном уровне управлением финансами занимается министерство финансов.
Фин.политика гос-ва.
Финансовая политика является основополагающим элементом в системе управления финансов.
Фин.политика – особая сфера деятельности государства направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование, для выполнения функций государства.
Фин.политика – намеченная гос-вом на определенном этапе развития общества научная программа использования финансов в целях успешного выполнения плана экономического, социального развития страны.
Фин.политика включает:1)Определение и разработку научно обоснованной стратегии и тактики развития финансов в соответствии с главными целями экономического развития страны; 2)Механизм распределения (перераспределения) финансовых ресурсов в соответствии с основными направлениями их использования; 3)Фин.политика гос-ва включает разработку и осуществление конкретных мероприятий для достижения поставленных целей.
Цели финн.политики: а) Мобилизация финн.ресурсов соответствующие наращивание гос.финансов; б)увеличение доходов на душу населения.
Задачи финн.политики: 1)Фин.поддержка мероприятий направленных на ускорение рыночных реформ и макроэкономическую стабилизацию; 2)Выбор источников финн.ресурсов, определение их составов, структуры, возможные резервы увеличения; 3)Рациональное использование финн.ресурсов; 4)Обеспечение сбалансированности денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политик; 5)Уменьшение дефицита гос.бюджета и расширение его покрытия на основе гос-ных ценных бумаг; 6)Активизация процессов приватизации.
По целевому назначению финн.политику делят на: а)Стимулирующую – тоесть направленную на увеличение ВВПи уровня занятости, данная политика направлена на снижение налогового бремени, расширении финансовых льгот и стимулировании деловой активности ИП; б)Стабилизационную – финн.политика связанная с сохранением достигнутого уровня развития экономики; в)Сдерживающую – она направлена на уменьшение объема реального ВВП. Правительство прибегает к этой мере в период высокого подъема экономики, когда возникает угроза кризиса перепроизводства и инфляции.
Самостоятельными составными частями политики являются: 1)Бюджетная политика – стратегия, тактика гос-ва, которая связана с мобилизацией доходов в гос.бюджет и распределение денежных средств по целевому, отраслевому и территориальному признакам; 2)Налоговая политика – стратегия и тактика гос-ва позволяющая производить прямое изъятие части доходов у юр.и физ.лиц; 3)Денежно-кредитная политика – связана с укреплением денежной единицы (национальной) снижение инфляции, стабилизации цен, привлечение иностранных инвестиций.
6.Фин.контроль (ФК)– проверка специально созданными органами правильности соблюдения установленных форм фин-ых отношений, а также соблюдение требований законодательства субъектами хозяйствования в процессе осуществления ими финансово-хозяйственной деятельности.
Фин.контроль бывает:1)Общегосударственный ФК применяется в отношении любого субъекта деятельности независимо от его подчиненности и форм собственности(комитет госконтроля) 2)Ведомственный ФК подразделяется на внутриведомственный(гос.контроль) и внутрихозяйственный(самим предприятием) 3)Аудит – платный независимый финансовый контроль.
В зависимости от времени осуществления государственный ФК делится на предварительный, текущий, последующий.
7.Гос.бюджет.
Бюджет призван играть ключевую роль в регулировании системы экономических отношений. Госбюджет представляет собой экономические отношения по поводу формирования и использования государственного централизованного фонда денежных средств.
Факторы влияющие на содержание госбюджета: 1)Объективные факторы: характер производственных отношений, уровень развития производственных сил, отношение собственности, природные, экономические, социальные особенности развития страны. 2)Субъективные: тип государства, политика правительства, внешняя и внутренняя экономическая ситуация в стране.
Функции бюджета: 1)Распределительная (перераспределительная) – происходит равпределение ВВП и нац.дохода между отдельными отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферой. 2)Контрольная – контроль за своевременной и полной мобилизацией всех источников поступления финн.ресурсов, а также за рациональным расходованием бюджетных средств.
8,9.Бюджетное устройство(БУ), система(БС).
БУ- организация и принципы формирования БС, взаимоотношения между бюджетами различных уровней, бюджетное право и бюджетный процесс.
БС – совокупность всех бюджетов действующих на территории страны.
Виды БУ:
1)Федеративное БУ(РФ, США, Канада) состоит из 3-х звеньев: а)федеральный бюджет – высший уровень БС, который финансирует общенациональные мероприятия гос-ва; б)региональный; в)Местный – предназначен для выполнения функций местных органов власти
2)Унитарное БУ (РБ, Великобр,Франц, Япон.) включает в себя 2 уровня: а)Гос.бюджет (республиканский); б)местный.
Консолидированный бюджет – представляет собой совокупность всех бюджетов РБ, или соответствующей административно-территориальной единицы РБ.
Консолидированный бюджет РБ включает в себя: консолидированные бюджеты областей, республиканский бюджет и бюджет г.Минска
Консолидированный бюджет области включает в себя консолидированный бюджет районов, бюджет городов областного подчинения и областной бюджет.
Консолидированный бюджет района включает в себя бюджет сельсоветов, бюджет поселков городского типа, бюджет городов районного подчинения и районный бюджет.
Принципы построения БС
1)Единства – обеспечиваются все бюджеты одной законодательной базой, имеют единую форму бюджетной документации, классификации и определены едиными принципами бюджетного процесса.
2)Полноты – включение в бюджет всех налогов и др.обязательных платежей в соответствии с законодательством РБ.
3)Реальность – финансирование расходов исходя из реально поступающих доходов.
4)Принцип гласности.
29.Рынок ценных бумаг (РЦБ)– совокупность экономических отношений между его участниками по поводу выпуска и обращения ценных бумаг.гр.функций РЦБ:
1)общерыночные функции: а)Коммерческая -получение прибыли от операций на данном рынке. б)Ценообразующая - в результате спроса и предложения выявляется реальная цена в)Информационная – рынок аккумулир.информ. об объектах и субъектах и доводит ее до всех заинтересованных лиц г) Регулирующая – регулирует правила торговли на законодательном уровне.
2)Специфические: а)привлечение временно свободных денежных средств для последующего инвестирования в различные сферы экономики б)перераспределение денежных средств между отраслями экономики и отдельными субъектами хозяйствования в)покрытие дефицита гос.бюджета безинфляционным способом, реализ. Через выпуск гос. ценных бумаг г)страхование инвестиций и финансовых рисков(хеджирование) реализ. Через производные ценные бумаги д)упрощение взаиморасчетов и взаимоплатежей е)стимулирование привлечения иностранных инвесторов.
Классификация РЦБ:
1)в зависимости от способа и времени поступления ценных бумаг в оборот: а)привлеченный РЦБ – первичное размещение ценных бумаг б)вторичный РЦБ – рынок, где происходит обращение ранее выпущенной ценной бумаги
2)в зависимости от степени организованности а)организованный – обращение ценных бумаг происходит на основе законодательно установленных правил между лицензированными профессиональными посредниками б) неорганизованный(черный рынок) торговля на улице.
3)в зависимости от места торговли биржевой рынок и внебиржевой
4)по видом сделок а)кассовый(СПОТ-рынок) рынок с немедленным исполнением сделок в течении 2-х банк.дней б)срочный(форвардный рынок) рынок на котором заключаются сделки на будущее то есть более 2-х банковских дней
Облигации, как ценные бумаги(ЦБ)
Облигации – ЦБ, подтверждающая обязательства эмитента возместить владельцу ЦБ ее номинальную стоимость с уплатой фиксированного процента в определенный срок. Классификация облигаций:
1)по элементам: государственные, корпоративные (выпускают предприятия), иностранные
2)по способу начисления дохода: процентные(доход в виде %), купонные (доход получается по отрезному купону в течении всего срока обращения), дисконт – разница между номинальной стоимостью и ценой приобретения, тоесть облигации реализуются по цене ниже номинальной, а погашается по номинальной стоимости.
38.Валютный рынок – вся совокупность конверсионных и кредитно-депозитных операций в иностранных валютах, осуществляемых между участниками рынка.
По территориальному признаку выделяют следующие крупные рынки:
1)Европейский с центром в Лондоне 2)Североамериканский с центром в Нью-Йорке 3)Азиатский с центрами в Токио, Сингапуре, Гонконге.
35.Валютная система гос-ва – форма организации и регулирования валютных отношений, закрепленных законодательством или межгосударственными отношениями.
Элементы валютной системы:
1)Валюта – денежная единица, участвующая во внешнеторговом договоре
2)Валютный курс – цена денежной единицы одной страны, выраженная в определенном количестве денежных единиц других стран
3)Инструменты валютного регулирования. К ним относятся: центральный банк страны, правительство. Глава гос-ва, министерства
4)участники валютных отношений
5)Формы международных расчетов
Сущность валюты
Валюта – денежная единица, участвующая во внешнеторговом договоре
Валюта классифицируется по следующим критериям:
1)По статусу: а)национальная валюта (выпущена центральным банком) б)иностранная
2)по степени конвертируемости на национально-валютном рынке: а)свободно конвертируемая (всего 5 таких валют: доллар, евро, англ.фунты, ена, швец…) б)частично конвертируемая(почти все валюты) в)не конвертируемая (нельзя вывезти из страны)
3)по отношению к валютным запасам страны: а)резервные валюты б)прочие валюты
Валютный курс
Валютный курс – цена денежной единицы одной страны, выраженная в определенном количестве денежных единиц других стран.
Определение валютного курса называется котировкой. Котировки бывают: а)прямые тоесть иностранная денежная единица выражается в национальной б)обратная (косвенная) национальная денежная единица выражается в иностранной в)кроскурс – котировка двух валют по отношению к третей (доллар, евро к бел.руб.)
Классификация валютных курсов:
1)По типу сторон: а)курс покупки, тоесть это курс по которому банк покупает иностранную валюту при ее прямой котировке; б)продажи - банк продает иностранную валюту и покупает национальную
2)по времени проведения операции: а)валютный курс спод – курс с немедленным исполнением сделок (в теч.2-х раб. дней) б) валютный курс форвард – сделки превышают 2 дня
3)по степени вмешательства государства: а)фиксированный (офиц.установл.НБ) б)плавающий (формир-ся спросом и продл-ем на рынке) в)промежуточный (а+б)
39.Участн. валют. рынка.
Валютный рынок – вся совокупность конверсионных и кредитно-депозитных операций в иностранных валютах, осуществляемых между участниками рынка.
Основные участники:1)центральный банк – управляет валютными резервами, определяет курс 2)Коммерческие банки 3)Валютные биржи 4)Валютные брокеры 5)Организации (предприятия) осуществляющие экспортно-импортные операции 6)Инвестиционные фонды 7) физ.лица.