Особенности бухгалтерского дела в правительственных учреждениях.
Правительственные учреждения имеют статус бюджетных организаций, и это определяет особенности организации в них бухгалтерского дела.
Учреждения осуществляют учет исполнения смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, в соответствии с законом «О бухгалтерском учете».
Порядок ведения бухгалтерского учета в учреждениях предусматривает:
1. План счетов бухгалтерского учета в учреждениях.
2. Мемориально-ордерную форму ведения бухгалтерского учета.
3. Способ применения субсчетов плана счетов бухгалтерского учета, для отражения операций по исполнению сметы доходов и расходов бюджетных средств и средств внебюджетных источников.
4. Формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета.
5. Методы оценки активов и обязательств.
6. Корреспонденцию субсчетов по основным бухгалтерским операциям и т. д.
Бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, ведется по плану счетов с составлением единого баланса по бюджетным средствам и внебюджетным источникам и отдельного баланса по средствам внебюджетных источников.
Руководители учреждений несут ответственность за организацию бухгалтерского учета в учреждениях, соблюдение действующего законодательства при выполнении финансово-хозяйственных операций и хранение бухгалтерской документации.
При централизации бухгалтерского учета за руководителями обслуживаемых учреждений сохраняются права получателей (в частности, в пределах ассигнований, предусмотренных в утвержденной распорядителем смете доходов и расходов; получать в установленном порядке авансы на хозяйственные и другие нужды; разрешать выдачу авансов и заработной платы работникам учреждения; расходовать в соответствии с установленными нормами материалы, продукты питания и другие материальные ценности на нужды учреждения; утверждать авансовые отчеты подотчетных лиц, документы по инвентаризации, акты о списании пришедших в негодность основных средств и других материальных ценностей в соответствии с действующим законодательством; решать другие вопросы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности учреждения).
Централизованная бухгалтерия представляет руководителям обслуживаемых учреждений необходимые им сведения об исполнении смет доходов и расходов в сроки, установленные главным бухгалтером централизованной бухгалтерии по согласованию с руководителями этих учреждений.
Учреждения расходуют бюджетные средства и средства, полученные за счет внебюджетных источников, по целевому назначению в соответствии с законодательством и в меру выполнения мероприятий, предусмотренных сметами доходов и расходов, строго соблюдая финансово-бюджетную дисциплину и обеспечивая экономию материальных ценностей и денежных средств.
Бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и расходов учреждения в зависимости от объема учетной работы ведется самостоятельным структурным подразделением (централизованной бухгалтерией), возглавляемым главным бухгалтером или самим главным бухгалтером в случаях отсутствия самостоятельного структурного подразделения.
Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю учреждения, несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, а также своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Главный бухгалтер утверждает должностные инструкции для работников бухгалтерии. Распределение служебных обязанностей в бухгалтериях производится по функциональному признаку, то есть за каждой группой работников или отдельным работником в зависимости от объема работ закрепляется определенный участок. В бухгалтерии, как правило, создаются следующие группы: финансовая, материальная, расчетная и т. д. В зависимости от объема работ их финансовой и материальной групп могут быть выделены следующие группы: оперативно-финансовая, расчетных операций, основных средств и малоценных предметов, продуктов питания.
В необходимых случаях в учреждениях, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, создаются учетно-контрольные группы из работников централизованных бухгалтерий. На эти группы может быть возложено оформление всей первичной документации по бухгалтерскому учету операций данного учреждения, контроль за сохранностью ценностей, находящихся у материально-ответственных лиц, и выполнение других работ, предусмотренных распределением обязанностей.
Все структурные подразделения, входящие в состав учреждения, а также учреждения, обслуживаемые централизованными бухгалтериями, обязаны своевременно передавать в бухгалтерию необходимые для бухгалтерского учета и контроля документы (копии выписок из приказов и распоряжений, относящиеся непосредственно к исполнению сметы доходов и расходов, а также всякого рода договоры, акты выполненных работ и др.).
Требования главного бухгалтера в части порядка оформления и представления в бухгалтерию необходимых документов и сведений являются обязательными для всех работников учреждения, а при централизации учета – для всех обслуживаемых учреждений.
Бухгалтерский учет в учреждении должен обеспечивать систематический контроль за ходом исполнения смет доходов и расходов, состоянием расчетов с юридическими и физическими лицами, сохранностью денежных средств и материальных ценностей.
В обязанности бухгалтерских служб входят:
1. Ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ и других нормативных правовых актов.
2. Осуществление предварительного контроля за соответствием заключаемых договоров объемам ассигнований, предусмотренных сметой доходов и расходов, или лимитам бюджетных обязательств при казначейском обслуживании получателей через лицевые счета; своевременным и правильным оформлением первичных учетных документов и законностью совершаемых операций.
3. Контроль за правильным и экономным расходованием средств в соответствии с целевым назначением по утвержденным сметам доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам. полученным за счет внебюджетных источников, с учетом внесенных в них в установленном порядке изменений, а также за сохранностью денежных средств и материальных ценностей в местах их хранения и эксплуатации.
4. Финансирование учреждений, ведущих учет самостоятельно, а также контроль за исполнением ими смет доходов и расходов и правильной постановкой бухгалтерского учета.
5. Начисление и выплата в установленные сроки заработной платы работникам, стипендий учащимся, студентам, аспирантам учебных заведений.
6. Своевременное проведение расчетов, возникающих в процессе исполнения в пределах санкционированных расходов сметы доходов и расходов, с организациями и отдельными физическими лицами.
7. Ведение учета доходов и расходов по средствам, полученным за счет внебюджетных источников.
8. Контроль за использованием выданных доверенностей на получение имущественно-материальных и других ценностей.
9. Участие в проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражение их в учете.
10.Проведение инструктажа материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении.
11.Широкое применение современных средств автоматизации при выполнении учетно-вычислительных работ.
12.Составление и представление в установленном порядке и в предусмотренные сроки бухгалтерской отчетности.
13.Составление для утверждения руководителем учреждения смет доходов и расходов и расчетов (при отсутствии планового отдела или другого аналогичного структурного подразделения).
14.Введение массива нормативных и других документов по вопросам учета и отчетности, относящихся к компетенции бухгалтерских служб.
15.Хранение документов (первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности, а также смет доходов и расходов и расчетов к ним и тому подобное как на бумажных, так и на машинных носителях информации) в соответствии с правилами организации государственного архивного дела.
Представление первичных учетных документов в бухгалтерию регламентируется графиком документооборота, составленным главным бухгалтером и утвержденным руководителем учреждения. В централизованной бухгалтерии указанный график утверждается руководителем учреждения. при котором создана эта бухгалтерия. Материально ответственным и другим должностным лицам вручаются выписки из графика документооборота.
В учреждении все бухгалтерские документы, связанные с исполнением смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, подписываются руководителем учреждения и главным бухгалтером. В централизованных бухгалтериях указанные бухгалтерские документы подписываются руководителем и главным бухгалтером учреждения, при котором создана централизованная бухгалтерия.
В случае разногласий между руководителем учреждения и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций первичные учетные документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя учреждения, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций и включения данных о них в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность.
Годовая бухгалтерская отчетность составляется учреждениями и организациями по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным; квартальная – на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года; месячная – на 1 число месяца, следующего за отчетным, и представляется как на бумажных, так и на электронных носителях информации.
Учреждения – главные распорядители средств бюджета, на основании представленной бухгалтерской отчетности составляют сводную бухгалтерскую отчетность в рублях и иностранной валюте по учреждениям, находящимся за пределами РФ, и другим учреждениям, получающим финансирование из бюджета в иностранной валюте, для представления ее органу, ответственному за исполнение бюджета соответствующего уровня (главному распорядителю) в установленные им сроки.
Главные распорядители средств Федерального бюджета представляют сводную бухгалтерскую отчетность в Главное управление Федерального казначейства и в соответствующие департаменты Минфина РФ по принадлежности в сроки, установленные приказом Минфина РФ.
Учреждения и организации, получающие бюджетные средства в иностранной валюте, составляют и представляют месячную бухгалтерскую отчетность своему вышестоящему распорядителю средств бюджета. Главный распорядитель средств бюджета сводную бухгалтерскую отчетность представляет в Главное управление федерального казначейства Минфина РФ.
В состав годовой бухгалтерской отчетности учреждения включаются следующие формы:
1. Баланс исполнения сметы доходов и расходов – форма №1 (код 0503001) (со справкой о движении сумм финансирования из бюджета).
2. Баланс исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам – форма №1-1 (код 0503003).
3. Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам – форма №2 (код 0503004).
4. Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам в иностранной валюте – форма № 2-в (код 0503018).
5. Отчет о доходах и расходах целевого бюджетного фонда – форма № 2-4 (код 0503008).
6. Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по дополнительным источникам бюджетного финансирования учреждений, находящихся за пределами РФ – форма № 2-5 (код 0503006).
7. Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам – форма № 4 (код 0503055).
8. Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по средствам бюджета Союзного государства на территории РФ – форма № 4-союз (код 0503043).
9. Отчет о движении основных средств – форма № 5 (код 0503051).
10.Отчет о движении материальных запасов – форма № 6 (код 0503053).
11.Отчет о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей в бюджетных учреждениях – форма № 15 (код 0503078).
12.Справка о полученном финансировании из федерального бюджета (код 0503057).
13.Справка об остатках средств, полученных из федерального бюджета (код 0503058).
14.Сводная справка об остатках средств, полученных из федерального бюджета (код 0503060).
15.Справка о перечислении средств в доходы бюджетов субъектов РФ (код 0503063).
В состав квартальной бухгалтерской отчетности учреждения включаются следующие формы:
1. Баланс исполнения сметы доходов и расходов – форма № 1 (код 0503001) (со справкой о движении сумм финансирования из бюджета).
2. Баланс исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам – форма № 1-1 (код 0503003).
3. Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам – форма № 2 (код 0503004).
4. Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам в иностранной валюте – форма № 2-в (код 0503018).
5. Отчет о доходах и расходах целевого бюджетного фонда – форма № 2-4 (код 0503008).
6. Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по дополнительным источникам бюджетного финансирования учреждений, находящихся за пределами РФ, - форма № 2-5 (код 0503006).
7. Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам – форма № 4 (код 0503055).
8. Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по средствам бюджета Союзного государства на территории РФ – форма № 4-союз (код 0503043).
9. Справка о полученном финансировании из федерального бюджета (код 0503057).
10.Справка об остатках средств, полученных из федерального бюджета (код 0503058).
11.Сводная справка об остатках средств, полученных из федерального бюджета (код 0503058).
12.Справка о перечислении средств в доходы бюджетов субъектов РФ (код 0503063).
6 Особенности учета в благотворительных и общественных организациях.
Благотворительная деятельность – это добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Благотворительной организацией – является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.
При превышении доходов благотворительной организации над ее расходами сумма превышения не подлежит распределению между ее учредителями, а направляется на реализацию целей, ради которых эта благотворительная организация создана.
Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций.
Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация.
Благотворительная деятельность регулируется Законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ.
Благотворительная организация ведет бухгалтерский учет и отчетность в порядке, установленном законодательством РФ.
Орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации, осуществляет контроль за соответствием ее деятельности целям, ради которых она создана. Благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:
1. Финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации.
2. Персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией.
3. Составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ).
4. Содержании и результатах деятельности организации.
5. Нарушениях требований ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.
Ежегодный отчет представляется благотворительной организацией в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы.
Орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации, обеспечивает открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к полученным им ежегодным отчетам данной благотворительной организации.
Благотворительная организация обеспечивает открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к своим ежегодным отчетам.
Средства, затраченные на публикацию ежегодного отчета и информации о деятельности благотворительной организации, засчитываются в качестве расходов на благотворительные цели.
Сведения о размерах и структуре доходов благотворительной организации, а также сведения о размерах ее имущества, ее расходах, численности работников, об оплате их труда и о привлечении добровольцев не могут составлять коммерческую тайну.
Налоговые органы осуществляют контроль за источниками доходов благотворительных организаций, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством РФ о налогах.
Общественное объединение – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица – общественные объединения.
Деятельность общественных объединений – юридических лиц регулируется Законом «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ.
Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
1. общественная организация.
2. общественное движение.
3. общественный фонд.
4. общественное учреждение.
5. орган общественной самодеятельности.
6. политическая партия.
Общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность, если это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Предпринимательская деятельность осуществляется общественными объединениями в соответствии с ГК РФ, Федеральным законом «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и другими законодательными актами Российской Федерации.
Общественные объединения могут создавать хозяйственные товарищества, общества, приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности. При этом создаваемые общественными объединениями хозяйственные товарищества и общества вносят в соответствующие бюджеты платежи в порядке и размерах, установленных законодательством РФ.
Доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений не могут перераспределяться между членами или участниками этих объединений и должны использоваться только для достижения уставных целей. Допускается использование общественными объединениями своих средств на благотворительные цели, даже если это не указано в их уставах.
Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура РФ.
Орган, принимающий решение о государственной регистрации общественного объединения, осуществляет контроль за соответствием его деятельности уставным целям.
Финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов согласно законодательству о налогах РФ.
Надзор и контроль за выполнением общественными объединениями существующих норм и стандартов могут осуществляться экологическими, пожарными, эпидемиологическими и иными органами государственного надзора и контроля.