Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Методические указания для обучающихся
Методические указания для обучающихся
По самостоятельному освоению дисциплины
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
В процессе изучения дисциплины аудиторные занятия сочетаются с самостоятельной работой студентов. В понятие аудиторных занятий входят лекции, практические занятия, консультации. Формы самостоятельной деятельности студентов различны. Это: работа с литературой и нормативными источниками, изучение и обобщение судебной практики, подготовка рефератов, решение казусов и иные формы.
Самостоятельная работа студента состоит из комплекса общих и индивидуальных заданий. В этот комплекс входит самостоятельная подготовка студента к лекциям, семинарским занятиям, а также написание эссе, рефератов, подготовка докладов и презентаций.
В процессе изучения курса «Международное частное право» предполагается изучение и конспектирование первоисточников: материалов периодической печати, научной и учебной литературы, письменный анализ нормативных правовых актов и комментариев к ним. Для подготовки к лекционному и семинарскому занятию студентом используются такие формы внеаудиторной работы, как реферирование.
Практическое (семинарское) занятие проводится с целью выработки первичных профессиональных навыков по изучаемому курсу и осуществления учебного контроля по освоению пройденного студентами материала.
Семинар – вид практических занятий, который позволяет решать следующие дидактические задачи:
ü оптимально сочетать лекционные занятия с систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью студентов, их теоретическую подготовку с практической;
ü развивать умения, навыки умственной работы, творческого мышления, умения использовать теоретические знания для решения практических задач;
ü формировать у студентов интерес к научно-исследовательской работе и привлечения к научным исследованиям, которые проводит кафедра;
ü обеспечивать системное повторение, углубление и закрепление знаний студентов по определенной теме;
ü формировать умения и навыки осуществления различных видов будущей профессиональной деятельности;
ü осуществлять диагностику и контроль знаний студентов по отдельным разделам и темам программы, формировать умения и навыки выполнения различных видов будущей профессиональной деятельности.
В учебно-методическом комплексе по изучаемой дисциплине «Международное частное право» представлены темы, которые в соответствии с программой курса подлежат рассмотрению. По каждой теме, выносимой на семинарские занятия, дается примерный план ее изучения, которого целесообразно придерживаться.
Подготовка к семинару должна начинаться с изучения относящейся к теме практического занятия учебной и специальной литературы. Особое внимание необходимо уделить тем вопросам темы, относительно которых в научной литературе ведутся дискуссии, дабы понять, критически осмыслить и выработать собственную позицию по спорному вопросу. При подготовке к занятиям студент не должен ограничиваться списком литературы, указанным в практикуме, а должен стремиться осуществлять ее самостоятельный поиск.
Завершив работу с литературой, надлежит ознакомиться с содержанием нормативных правовых актов и с материалами правоприменительной практики.
Подготовка к семинарским занятиям завершается решением задач. Казусы составлены, как правило, на основе реальных судебных дел. Условия каждой задачи включают фактические обстоятельства, необходимые для выработки правовой позиции по спорному вопросу, сформулированному в тексте задачи. Приступая к решению задачи, важно уяснить сущность возникшего спора и все обстоятельства дела, проанализировать доводы сторон и дать им оценку с точки зрения действующего законодательства. Если в задаче уже приведено решение суда или иного компетентного органа, требуется оценить его законность и обоснованность. Кроме этого, необходимо продумать ответы на теоретические вопросы, поставленные в задаче в связи с предложенной ситуацией. Все содержащиеся в решении выводы должны подтверждаться ссылками на конкретные правовые нормы.
Индивидуальные научно-практические исследования направлены на формирование теоретико-практических компетенций студентов и повышение эффективности персонального обучения студента.
Научно-исследовательская работа предполагает несколько этапов:
1. сбор имеющегося по теме материала (первоисточников, монографий, статей из периодических изданий и т.д.);
2. анализ найденных источников с точки зрения полноты охвата изучаемой темы, использования тех или иных методов исследования, достоверности полученных автором выводов и их актуальности;
3. обобщение научной информации по теме;
4. постановка цели, конкретных задач и начало собственного исследования.
Реферат, эссе, доклад выступают формой контроля усвоения студентами учебного материала и представляют собой изложение основного содержания исследуемого документа в сжатой форме.
Реферат – текст, создаваемый на основе одного или нескольких исходных источников, привлекает внимание к актуальным теоретическим и практическим проблемам, знакомит с новейшими исследованиями в той или иной научной области.
Доклад представляет собой аналитический текст, оценивающий и сравнивающий различные научные позиции, оценки правоприменителей, с последующим авторским обобщающим выводом. Доклад излагается в устной форме публично.
Эссе содержит личное мнение автора по проблемному вопросу, его эмоциональную и логическую оценку, оформляется письменно.
Все индивидуальные задания на семинарских занятиях могут представляться в виде презентаций.