Процентная политика коммерческого банка уже сегодня направлена на соответствующее управление ликвидностью его баланса.
Дифференциация уровня ссудного процента по активным операциям в зависимости от ликвидности вложений приводит к соответствию спроса на рисковый кредит со стороны заемщиков требованиям ликвидности баланса банков. Аналогично прослеживается роль процента по депозитным операциям как стимула привлечения наиболее устойчивых средств в оборот кредитного учреждения.
Устанавливаемая Центральным банком РФ ставка платы за ресурсы постепенно становится эффективным средством управления коммерческими банками. Не прибегая к прямому регулированию процентной политики последних, ЦентроБанк РФ определяет единство процентной политики в масштабах хозяйства, стимулируя повышение или понижение процентных ставок.
___________________________________________________________________
29. Бюджетный процесс: порядок составления, рассмотрения, утверждения
И исполнения федерального бюджета
Бюджетный процесс – это совокупность действий органов власти, связанных с составлением, рассмотрением, утверждением и исполнением государственного бюджета.
Участники бюджетного процесса:
1. Представительные органы власти и представительные власти местного самоуправления – рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчеты об их исполнении и т.д.
2. Исполнительные органы и органы местного самоуправления – осуществляют финансовое планирование, составление проектов бюджетов, вынесение проектов бюджетов на рассмотрение, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением;
3. Банк России разрабатывает и предоставляет основные направления денежно-кредитной политики государства и т.д.
4. Главный распорядитель бюджетных средств – орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями.
5. Распорядитель бюджетных средств – орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями
6. Бюджетополучатель – организация, осуществляющая функции некоммерческого характера (управление, оборона и т. д.).
7. Контрольно-счетные органы - осуществляют контроль за исполнением бюджетов.
Бюджетный процесс включает 5 этапов:
Бюджетное прогнозирование.
Цель бюджетного прогнозирования – на основе сложившейся ситуации, социально-экономических условий разработать оптимальные пути развития бюджета и дать предложения по его укреплению.
Составление проекта бюджета.
Цель составления проекта бюджета – определение объема денежных средств в бюджете для финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и органы местного самоуправления, и мероприятий, предусмотренных экономическим и социальным развитием государства и территорий.
Составление проектов бюджетов основывается:
- на бюджетном послании Президента РФ;
- прогнозе социально-экономического развития;
- бюджетной и налоговой политики;
- прогнозе сводного финансового баланса;
- плане развития государственного и муниципального сектора.
Составление проекта бюджета проходит две стадии.
На первой стадии формирования проекта бюджета органами исполнительной власти разрабатываются сценарные условия экономического и социального развития на планируемый год, где отражаются главные макроэкономические показатели.
На второй стадии федеральными органами исполнительной власти производится распределение объемов бюджетных средств по показателям бюджетной классификации, а также адресное распределение финансовых ресурсов между главными распорядителями бюджетных средств.
Бюджетная классификация – экономическая группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам: составу, источникам, направлениям использования средств.