Перспективы развития собственного дела
СОСТАВЛЕНИЕ БИЗНЕС- ПЛАНА И ПЛАНА ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ
Оренбург – 2012
Цель и задачи проекта
Обоснование потребности в продукции на данной территории в данный период времени
Цели и задачи проекта
Описание проекта
Описание продукции
Потребность в сырье, материалах, оборудовании
Потребность в персонале
Потребность в финансировании
Перспективы развития собственного дела
Направления дальнейшего развития
Дополнительные виды продукции / Новые направления деятельности
Конкуренты и их продукция
Таблица 4.1 – Анализ конкурентов
№ | Наименование предприятия/ хозяйства/ предпринимателя | Виды продукции | География рынка | Цены на продукцию высокие/ средние/ низкие | Качество продукции высокое/ среднее/ низкое | Оценка конкурента сильный/ средний/ слабый |
… |
План продаж
Таблица 5.1 — Цены на продукцию
№ | Наименование продукции | Цена за ед., руб. | |
2012 г. | 2013 г. | ||
... |
Таблица 5.2 — Рынок сбыта продукции
№ | Наименование продукции | Места продажи | Способ доставки |
... |
Таблица 5.3 — Плановые объемы продаж и выручка
№ | Наименование продукции | Объем продаж в физ. ед. | Выручка, руб. | ||
2012 г. | 2013 г. | 2012 г. | 2013 г. | ||
... | Итого |
Организационный план
Таблица 6.1 — Ответственные исполнители по видам работ
Виды работ | Исполнители |
Поиск клиентов (реклама) | |
Поставка сырья и материалов | |
Производство продукции | |
Реализация продукции | |
Общее руководство | |
Ведение бухгалтерского учета |
План производства
1. В начале раздела должно быть представлено краткое описание производства, при этом следует ответить на следующие вопросы:
- Как будет производиться продукция (технология)?
- В каком помещении?
- При помощи каких машин, оборудования и инструментов?
- Какие будут нужны сырье и расходные материалы?
Таблица 7.1 — Объем производства, в физ. ед.
№ | Виды продукции | 2012 г. | 2013 г. |
... |
Таблица 7.2 — Расчет затрат на персонал
№ | Категория работников | Кол-во | 2012 г. | 2013 г. | ||||
Зар. плата, руб./ мес. | Начис- ления на зар. плату, руб./мес. | Итого затрат в год, руб. | Зар. плата, руб./ мес. | Начис- ления на зар. плату, руб./мес. | Итого затрат в год, руб. | |||
Итого | Х | Х |
Таблица 7.3 — Расчет затрат на сырье и материалы
№ | Виды сырья и материалов | Расход на ед. | Цена ед., руб. | 2012 г. | 2013 г. | ||
Потреб-ность, физ.ед. | Сумма, руб. | Потреб-ность, физ.ед. | Сумма, руб. | ||||
Итого | х | х | х | х |
Таблица 7.4 — Расчет затрат на помещение
№ | Статьи затрат | 2012 г. | 2013 г. |
Арендная плата | |||
Ремонт | |||
Коммунальные услуги | |||
Охрана | |||
... | Итого |
Таблица 7.5 — Расчет затрат на машины/станки/оборудование
№ | Статьи затрат | 2012 г. | 2013 г. |
Техническое обслуживание | |||
Ремонт | |||
Электроэнергия | |||
ГСМ | |||
Арендная плата | |||
... | Итого |
Таблица 7.6 — Расчет себестоимости продукции
№ | Статьи затрат | 2012 г. | 2013 г. |
Персонал, руб. | |||
Сырье и материалы, руб. | |||
Помещение, руб. | |||
Машины/станки/оборудование, руб. | |||
Прочее (расшифровать), руб. | |||
... | |||
Итого |
Финансовый план
Таблица 8.1 — Инвестиционный план, руб.
№ | Направления инвестиций | Общая сумма инвестиций | в том числе: | ||
собственные средства | заемные средства | субсидия | |||
Здания: _____________ | |||||
Машины: ___________ | |||||
Оборудование: _______ | |||||
Сырье: ______________ | |||||
… | |||||
Итого |
Таблица 8.2 — План доходов и расходов
№ | Показатели | 2012 г. | 2013 г. | Итого |
Доходы — всего (2+3+4+5) | ||||
Выручка от реализации собственной продукции | ||||
Прочие доходы – расшифровать | ||||
Выручка от реализации купленной продукции | ||||
... | ||||
Расходы — всего (7+8+9+10) | ||||
Заработная плата с начислениями | ||||
Сырье и материалы | ||||
Затраты на помещение | ||||
Затраты на машины/станки/оборудование | ||||
Прочие расходы – расшифровать | ||||
Затраты на закупку продукции | ||||
... | ||||
Прибыль (убыток) от продаж (1-6) | ||||
Проценты за кредит | ||||
Страхование | ||||
Прибыль (убыток) до налогов (14-15-16-17-18) | ||||
Налоги (0,15 х строка 19) | ||||
Чистая прибыль (19-20) | ||||
Рентабельность продаж, % (14/1 х 100%) | Х | |||
Рентабельность производства, % (21/6 х 100%) | Х | |||
Среднемесячный доход предпринимателя (строка 21/период работы, в месяцах), руб. |
Таблица 8.3 — План денежных поступлений и выплат, руб.
№ | Показатели | 2012 г. | 2013 г. |
Денежные средства на начало периода | |||
Поступления — всего (3+4+5+6) | |||
Выручка от реализации собственной продукции | |||
Прочие поступления - расшифровать | |||
Выручка от реализации купленной продукции | |||
... | |||
Выплаты — всего (8+9+10+11+12+13+14) | |||
Заработная плата с начислениями | |||
Сырье и материалы | |||
Затраты на помещение | |||
Затраты на машины/станки/оборудование | |||
Прочие расходы – расшифровать | |||
Затраты на закупку продукции | |||
... | |||
Баланс поступлений и выплат от основной деятельности (2-7) | |||
Привлечение (+) / погашение (-) кредита | |||
Проценты за кредит | |||
Получение субсидии | |||
Затраты на страхование | |||
Страховые выплаты по страховым случаям | |||
Прочие выплаты (-), поступления (+) | |||
Денежные средства на конец периода (1+15+16-17+18-19+20+21) |
Таблица 8.4 — Самоокупаемость проекта
№ | Показатели финансовых средств | Начало реализации проекта | 2012 г. | 2013 г. |
Первоначальные вложения, руб. | Х | Х | ||
Поступления от проекта, руб. | Х | |||
Поступления от проекта накопительным итогом, руб. | Х | |||
Поступления — вложения (3-1), руб. | Х |
Оценка рисков проекта
Таблица 9.1 — Оценка рисков проекта и возможностей их устранения
Сильные стороны проекта | Слабые стороны проекта |
Новые возможности проекта | Потенциальные угрозы проекта |
1. Сильные стороны проекта: какие сильные стороны будут у проекта в начале? Например: опытный персонал, новое оборудование, низкие цены.
2. Слабые стороны проекта: какие слабые стороны будут у проекта в начале?
Например: высокие цены, непрофильное помещение.
3. Новые возможности проекта: какие будут у проекта возможности для повышения эффективности деятельности? Например: государственная программа, дешевые кредиты, строительство собственного здания.
4. Потенциальные угрозы проекта: какие угрозы могут помешать проекту? Например: появление аналогичной фирмы, снижение цен на продукцию, подорожание расходных материалов, подорожание кредитов.
5. После таблицы необходимо предложить меры по устранению слабых сторон фирмы и потенциальных угроз. Описать мероприятия, которые планируется провести с этой целью.
Приложения
В качестве приложений требуется прикрепить к технико-экономическому обоснованию (бизнес-плану) копии документов о праве собственности на то имущество, которое планируете использовать в проекте (здания, автомобиль, машины и агрегаты и т. п.), при наличии договоры с поставщиками сырья и материалов, договоры о намерении с клиентами, прайс-листы (информации о ценах) поставщиков и конкурентов, вырезки из районных и областных газет с информацией о рынке, поставщиках, конкурентах, технологиях и прочем, подтверждающем цифровой материал и выводы, сделанные в технико-экономическом обосновании (бизнес-плане).
Оренбург – 2012
Цель и задачи проекта
Обоснование потребности в продукции на данной территории в данный период времени
Цели и задачи проекта
Пример выполнения раздела бизнес-плана по выращиванию кроликов
Обоснование потребности в продукции на данной территории в данный период времени Кролиководство на рынке Оренбургской области и РФ представлено преимущественно домашними хозяйствами. Промышленное производство мяса и шкуры кроликов в стране практически отсутствует. Хотя мясо кроликов является по вкусу идентичным мясу бройлеров, а шкурки дают дополнительный доход. Новые технологии выращивания кроликов позволяют значительно повысить рентабельность отрасли и делают промышленное производство мяса и шкуры кроликов целесообразным Сейчас имеется возможность занять пустующие ниши и открыть производство, обеспечивающее потребителей области, а в перспективе и страны. Цели проекта o обоснование рентабельности выбранного вида деятельности - выращивание кроликов на мясо и шкурки; o выявление условий рынка и прогноз продаж готовой продукции при наращивании мощности производства в инвестиционный период; o оценка ожидаемых финансовых результатов бизнеса и построение финансовой стратегии предприятия. Задачи проекта o осуществить реконструкцию помещения, оборудовать клетками, подготовиться к обеспечению замкнутого технологического цикла; o закрепиться и расширить управляемый сегмент регионального рынка сбыта мяса и шкурок на основе прямых договоров со сбытовыми организациями; o обеспечить накопление массы прибыли от производства и сбыта готовой продукции, достаточной для удовлетворения личного потребления и реализации дальнейшего развития производства. Выбранный вид деятельности сочетается с региональными программами развития аграрного сектора экономики Оренбургской области и повышения обеспеченности населения продуктами первой необходимости. Накопление собственного капитала создаст базу для обновления технологии аграрного производства. |
Описание проекта
Описание продукции
Потребность в сырье, материалах, оборудовании
Потребность в персонале
Потребность в финансировании
Пример выполнения раздела бизнес-плана по выращиванию кроликов
Описание продукции Основным видом деятельности будет являться выращивание кроликов на мясо и шкурки. Технологический цикл 3-4 месяца, воспроизводство круглогодичное. За счет высокой плодовитости кроликов возможно быстрое расширение поголовья и выход на новые производственный мощности. Технология раздачи кормов, очистка помещений, убой — ручная. В перспективе планируется перейти на механизированные крольчатники. Виды продукции: Мясо кроликов Мясо по вкусовым качествам похоже на мясо бройлеров, но более сочное и содержит питательные вещества, не содержащиеся в мясе других животных.Убойного веса кролики достигают в 3-4 месяца. Средний вес 1 кролика в таком возрасте около 2-2,,5 кг. Шкурка кроликов Шкуры кроликов используются для производства меховых шапок, воротников, зимней верхней одежды. Мех кролика мягкий нежный, приятного цвета и большой длины.(до 5 см). Полноценная меховая шкурка получается в возрасте 4 месяцев. Потребность в сырье, материалах, оборудовании Кормовой базой являются ветки деревьев, сено, комбикорма. Специальное оборудование на начальном этапе проекта не требуется. Потребность в персонале Для реализации проекта требуется 3 постоянных работника: сам индивидуальный предприниматель и 2 наемных работника для помощи в кормлении и реализации кроликов. Потребность в финансировании Для выполнения поставленных задач необходимы денежные ресурсы в размере 100 000 руб. согласно приведенной ниже смете: o покупка маточного поголовья кроликов — 20 000 руб. o реконструкция помещения — 20 000 руб. o покупка клеток для животных — 30 000 руб. o покупка кормов — 30 000 руб. . Затраты в размере 32 000 руб. планируется осуществить за счет собственных средств. 68 000 руб. – субсидии Правительства Оренбургской области. Структура затрат в разрезе источников финансирования представлена в финансовом плане. |
Количественные значения, представленные в разделе (количество персонала, суммы расходов) вычисляются исходя из потребности в ресурсах согласно действующим на текущий момент ценам, средней заработной плате и т.п.
Перспективы развития собственного дела
Направления дальнейшего развития
Дополнительные виды продукции / Новые направления деятельности
Пример выполнения раздела бизнес-плана по выращиванию кроликов
Направления дальнейшего развития В дальнейшем планируется расширять объемы производства и рынок сбыта (соседние регионы, Казахстан). В случае появления конкурентов рассматривается возможность сотрудничества с ними и создания более крупной фермы по выращиванию кроликов для укрепления позиций на рынке. Дополнительные виды продукции / Новые направления деятельности Новые направления деятельности, которые в первую очередь будут осваиваться по мере накопления денежных средств: выращивание страусов и перепелок. Данные направления позволят поставлять большее количество видов продукции, что позволит стать основными поставщиками «экзотической» продукции в кафе и рестораны области. |
Конкуренты и их продукция
Таблица 4.1 – Анализ конкурентов
№ | Наименование предприятия/ хозяйства/ предпринимателя | Виды продукции | География рынка | Цены на продукцию высокие/ средние/ низкие | Качество продукции высокое/ среднее/ низкое | Оценка конкурента сильный/ средний/ слабый |
… |
1. Наименование предприятия/хозяйства/предпринимателя: перечислите те предприятия, хозяйства, предпринимателей, которые производят аналогичную продукцию в вашем населенном пункте.
2. Виды продукции: перечислите какую продукцию производят данные предприятия, хозяйства, предприниматели.
3. География рынка: напишите где расположены их фирмы, в каких местах они продают продукцию.
4. Цены на продукцию: узнайте какие цены у этих компаний на продукцию (по газетам, ценникам, у знакомых), сравните их и выясните у кого высокие цены, у кого средние, у кого низкие.
5. Качество продукции: узнайте какое качество продукции у этих компаний, довольны ли клиенты (спросите у знакомых, которые пользовались продукцией), сравните качество в фирмах и выясните у кого высокое качество, у кого среднее, у кого низкое.
6. Оценка конкурента: подумайте и сделайте выводы — какая из этих фирм может помешать вам успешно развиваться, к кому могут уйти ваши потенциальные клиенты. Оцените эти фирмы как сильные, средние или слабые.
7. После таблицы следует сделать выводы о перспективах рынка.
План продаж
Таблица 5.1 — Цены на продукцию
№ | Наименование продукции | Цена за ед., руб. | |
2012 г. | 2013 г. | ||
... |
1. Наименование продукции: перечислите какую продукцию вы собираетесь производить.
2. Цена за ед., руб., 2012 г. / 2013 г.: сколько будет стоить единица продукции в 2012 г. и в 2013 г. соответственно.
3. После таблицы следует обосновать установление выбранных цен.
Таблица 5.2 — Рынок сбыта продукции
№ | Наименование продукции | Места продажи | Способ доставки |
... |
1. Наименование продукции: перечислите какую продукцию вы собираетесь производить.
2. Места продаж: укажите место реализации каждой продукции.. Например, если вы собираетесь выращивать кроликов: Мясо кроликов — Центральный рынок, мясной павильон.
3. Способ доставки: если планируется реализовывать продукцию не с места производства, то необходимо указать способ доставки до места продажи (на личном автомобиле, на наемном автомобиле, железнодорожным транспортом и т.п.)
4. После таблицы обоснуйте, почему именно в этих местах будете реализовывать продукцию и почему именно данным способом будет осуществлять доставку.
Таблица 5.3 — Плановые объемы продаж и выручка
№ | Наименование продукции | Объем продаж в физ. ед. | Выручка, руб. | ||
2012 г. | 2013 г. | 2012 г. | 2013 г. | ||
... | Итого |
1. Наименование продукции: перечислите какую продукцию вы собираетесь производить.
2. Объем продаж в физ.ед. 2012 г. / 2013 г.: сколько единиц продукции вы предполагаете продавать в 2012 г. и в 2013 г. соответственно. Если планируете заниматься выращиванием кроликов, то сколько килограмм мяса вы планируете продавать в год, сколько шкурок кроликов и т.д.
3. Выручка, руб. 2012 г. / 2013 г.: находится умножением объема продаж в физ.ед. (табл.4.3) на цены (табл.4.1) по каждому году и каждому виду продукции отдельно.
4. Также в данном разделе должна быть представлена информация о том, как будет рекламироваться продукция, откуда потребители узнают о том, что вы продаете такую продукцию.
Организационный план
Таблица 6.1 — Ответственные исполнители по видам работ
Виды работ | Исполнители |
Поиск клиентов (реклама) | |
Поставка сырья и материалов | |
Производство продукции | |
Реализация продукции | |
Общее руководство | |
Ведение бухгалтерского учета |
1. Виды работ-Исполнители: необходимо написать кто (Ф.И.О., статус: наемный работник, муж, жена, зять, сноха и т.п.) будет выполнять каждый вид работы.
Поиск клиентов (реклама) — кто будет сообщать людям, что вы продаете такую продукцию?
Поставка сырья и материалов — кто будет поставлять сырье и материалы?
Производство продукции — кто непосредственно будет производить продукцию?
Реализация продукции — кто будет продавать продукцию?
Общее руководство — кто будет следить за выполнением работ и координировать весь процесс?
Ведение бухгалтерского учета — кто будет вести учет и отчитываться в налоговую инспекцию и Министерство труда и занятости Оренбургской области?
2. После таблицы следует обосновать выбор тех или иных исполнителей по каждому виду работ.
План производства
1. В начале раздела должно быть представлено краткое описание производства, при этом следует ответить на следующие вопросы:
- Как будет производиться продукция (технология)?
- В каком помещении?
- При помощи каких машин, оборудования и инструментов?
- Какие будут нужны сырье и расходные материалы?
Таблица 7.1 — Объем производства, в физ. ед.
№ | Виды продукции | 2012 г. | 2013 г. |
... |
1. Виды продукции: перечислите какие виды продукции вы планируете производить.
2. 2012 г. / 2013 г.: необходимо вписать сколько единиц продукции каждого вида будете производить в 2012 г. и в 2013 г. соответственно.
3. После таблицы следует обосновать, почему именно такой объем производства вами запланирован.
Таблица 7.2 — Расчет затрат на персонал
№ | Категория работников | Кол-во | 2012 г. | 2013 г. | ||||
Зар. плата, руб./ мес. | Начис- ления на зар. плату, руб./мес. | Итого затрат в год, руб. | Зар. плата, руб./ мес. | Начис- ления на зар. плату, руб./мес. | Итого затрат в год, руб. | |||
Итого | Х | Х |
1. Категория работников: перечислить какие категории работников у вас будут трудиться. Например: механик, уборщица, бухгалтер.
2. Кол-во: впишите количество работников каждой категории, которые будут у вас трудиться.
3. Зар.плата, руб./мес.: какую заработную плату в месяц вы будете платить каждой категории работников (на 1 человека) в 2012 г. и в 2013 г. соответственно.
4. Начисления на зар.плату, руб./мес.: начисления на зар.плату составляют 26% от самой заработной платы, т.е. в данный столбец вам необходимо вписать значение равное произведению «Зар.плата, руб./мес.» на 0,26.
5. Итого затрат в год, руб.: количество работников по каждой категории умножаем на их зар.плату+начисления в месяц и на количество месяцев в году, в течение которых они будут работать. Например, если у нас в 2012 году будут работать 5 месяцев 2 рабочих, которые будут получать в месяц по 10000 руб. заработную плату, то в столбце «Итого затрат в год, руб.» пишем 126000 (2 рабочих х (10000 руб. зарплата + 10000х0,26 руб. начислений) х 5 мес. = 126000 руб.).
6. После таблицы обосновать, почему необходимы именно такие категории работников, обосновать количество нанимаемых работников и их заработную плату.
Таблица 7.3 — Расчет затрат на сырье и материалы
№ | Виды сырья и материалов | Расход на ед. | Цена ед., руб. | 2012 г. | 2013 г. | ||
Потреб-ность, физ.ед. | Сумма, руб. | Потреб-ность, физ.ед. | Сумма, руб. | ||||
Итого | х | х | х | х |
1. Виды сырья и материалов: перечислите какие сырье и материалы вам нужны для производства продукции для каждого вида продукции отдельно. Например: комбикорма кроликам, комбикорма кролику-осеменатору и т.п.
2. Расход на ед.: сколько сырья и материалов уходит на 1 продукции? Если единица сырья или материала не расходуется полностью на 1 продукцию (например, 1 тонна комбикорма на 1 кролика), то расход на ед. можно подсчитать путем деления 1 (единицы) на количество продукции, за которое заканчивается расходный материал. Например, если при выращивании кроликов 1 т комбикорма хватает на 100 кроликов , то расход на ед. будет равен 1/100=0,01.
3. Цена ед., руб.: сколько стоит единица расходного материала (1 т комбикорма, 1 ц сена и т.п.).
4. Потребность, физ. ед.: рассчитывается умножением Расхода на ед. (табл.7.3) на Объем производства (табл. 7.1).
5. Сумма, руб.: рассчитывается умножением Потребности, физ. ед. (табл.7.3) на Цену ед., руб. (табл.7.3)
6. После таблицы необходимо обосновать, почему именно такие сырье и материалы требуются для проекта, их расход и цены.
Таблица 7.4 — Расчет затрат на помещение
№ | Статьи затрат | 2012 г. | 2013 г. |
Арендная плата | |||
Ремонт | |||
Коммунальные услуги | |||
Охрана | |||
... | Итого |
1. Статьи затрат — 2012 г. - 2013 г.: требуется написать какие затраты вы несете на помещение и в каждой статье затрат указать сумму, которую планируете тратить в год.
2. После таблицы необходимо обосновать размеры затрат по статьям.
Таблица 7.5 — Расчет затрат на машины/станки/оборудование
№ | Статьи затрат | 2012 г. | 2013 г. |
Техническое обслуживание | |||
Ремонт | |||
Электроэнергия | |||
ГСМ | |||
Арендная плата | |||
... | Итого |
1. Статьи затрат — 2012 г. - 2013 г.: требуется написать какие затраты вы несете на обслуживание машин/станков/оборудования и какую сумму планируете тратить в год.
2. После таблицы следует обосновать суммы затрат по статьям.
Таблица 7.6 — Расчет себестоимости продукции
№ | Статьи затрат | 2012 г. | 2013 г. |
Персонал, руб. | |||
Сырье и материалы, руб. | |||
Помещение, руб. | |||
Машины/станки/оборудование, руб. | |||
Прочее (расшифровать), руб. | |||
... | |||
Итого |
1. Статьи затрат — 2012 г. - 2013 г.: требуется заполнить суммы затрат по годам по каждой статье затрат. Если имеются еще какие-то затраты, которые здесь не указаны, то их следует вписать самостоятельно.
2. Персонал, руб.: вписываем результат из строки «Итого» таблицы 6.2.
3. Сырье и материалы, руб.: вписываем результат из строки «Итого» таблицы 6.3.
4. Помещение, руб.: вписываем результат из строки «Итого» таблицы 6.4.
5. Машины/станки/оборудование, руб.: вписываем результат из строки «Итого» таблицы 6.5.
6. Итого: сумма всех предыдущих строк.
Финансовый план
Таблица 8.1 — Инвестиционный план, руб.
№ | Направления инвестиций | Общая сумма инвестиций | в том числе: | ||
собственные средства | заемные средства | субсидия | |||
Здания: _____________ | |||||
Машины: ___________ | |||||
Оборудование: _______ | |||||
Сырье: ______________ | |||||
… | |||||
Итого |
1. Направление инвестиций: требуется перечислить то, во что вы будете вкладывать деньги для начала работы (затраты должны быть только по основному виду деятельности). Например, для выращивания кроликов: клетки для животных, тара для воды, кормушки и т.п.
2. Общая сумма инвестиций: сколько денег всего планируется потратить по каждому направлению инвестиций? Например: сколько денег на клетки, сколько на кормушки и т.п.?
3. Общая сумма инвестиций формируется из трех источников: собственные средства, заемные средства, субсидии.
4. Собственные средства: сколько денег из общей суммы будут собственными (вложение собственных средств — обязательное условие получения субсидии)?
5. Заемные средства — сколько денег из общей суммы будут заемными (если планируете брать заем или привлекать кредит)?
6. Субсидия — сколько денег из общей суммы будут приходиться на субсидии?
7. После таблицы следует обосновать размеры затрат по каждому направлению инвестиций и возможность получения средств из указанных источников.
Таблица 8.2 — План доходов и расходов
№ | Показатели | 2012 г. | 2013 г. | Итого |
Доходы — всего (2+3+4+5) | ||||
Выручка от реализации собственной продукции | ||||
Прочие доходы – расшифровать | ||||
Выручка от реализации купленной продукции | ||||
... | ||||
Расходы — всего (7+8+9+10) | ||||
Заработная плата с начислениями | ||||
Сырье и материалы | ||||
Затраты на помещение | ||||
Затраты на машины/станки/оборудование | ||||
Прочие расходы – расшифровать | ||||
Затраты на закупку продукции | ||||
... | ||||
Прибыль (убыток) от продаж (1-6) | ||||
Проценты за кредит | ||||
Страхование | ||||
Прибыль (убыток) до налогов (14-15-16-17-18) | ||||
Налоги (0,15 х строка 19) | ||||
Чистая прибыль (19-20) | ||||
Рентабельность продаж, % (14/1 х 100%) | Х | |||
Рентабельность производства, % (21/6 х 100%) | Х | |||
Среднемесячный доход предпринимателя (строка 21/период работы, в месяцах), руб. |
1. Доходы — всего (2+3+4+5): сумма значений строк 2, 3, 4, 5.
2. Выручка от реализации: таблица 5.3, значения строки «Итого».
3. Прочие доходы: если кроме доходов от услуг у вас будут еще прочие доходы от других видов деятельности, но в рамках проекта, то их следует расшифровать и вписать предполагаемую сумму дохода. Например, для выращивания кроликов это может быть выручка от реализации других видов продукции, которые будут закупаться компанией.
4. Расходы — всего (7+8+9+10+11+12+13): сумма значений строк 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13.
5. Заработная плата с начислениями: строка «Итого» из таблицы 7.2.
6. Сырье и материалы: строка «Итого» из таблицы 7.3.
7. Затраты на помещение: строка «Итого» из таблицы 7.4.
8. Затраты на машины/станки/оборудование: строка «Итого» из таблицы 7.5.
9. Прочие расходы: если кроме расходов на услуги у вас будут еще прочие расходы по другим видам деятельности, но в рамках проекта, то их следует расшифровать и вписать предполагаемую сумму расхода. Например, для выращивания кроликов это могут быть затраты на приобретение других видов продукции на реализацию.
10. Прибыль (убыток) от продаж (1-6): значение строки 1 минус значение строки 6.
11. Проценты за кредит: если вы планируете привлекать кредит, то здесь следует вписать проценты за кредит, которые вы будут уплачивать в 2012 и 2013 гг. соответственно.
12. Страхование: если вы будете страховать имущество или прочие объекты, то здесь вписываются затраты на страхование по годам.
13. Прибыль (убыток) до налогов (14-15-16-17-18): значение строки 14 минус значения строк 15, 16, 17, 18.
14. Налоги (0,15 х строка 19): сумма налогов зависит от вида деятельности и системы налогообложения. Для расчета бизнес-плана воспользуемся упрощенной системой налогообложения, объект налогообложения «доходы за вычетом расходов», ставка налога 15%.
15. Значения строк рассчитываются как произведение значений строки 19 на 0,15.
16. Чистая прибыль (19-20): значение строки 19 минус значение строки 20.
17. Рентабельность продаж, % (14/1 х 100%): значение строки 14 разделить на значение строки 1 и умножить на 100%.
18. Среднемесячный доход предпринимателя (строка 21/период работы, в месяцах): вычисляется делением значения строки 21 на период времени, в течение которого вы работали. Например, если с июня до конца года, то 7 месяцев, если весь год, то 12 мес.
19. После таблицы следует сделать выводы о размере чистой прибыли за год, рентабельности продаж, производства и среднемесячном доходе предпринимателя. Достаточны ли для вас такие доходы, превышают ли они размер пособия по безработице?
Таблица 8.3 — План денежных поступлений и выплат, руб.
№ | Показатели | 2012 г. | 2013 г. |
Денежные средства на начало периода | |||
Поступления — всего (3+4+5+6) | |||
Выручка от реализации собственной продукции | |||
Прочие поступления - расшифровать | |||
Выручка от реализации купленной продукции | |||
... | |||
Выплаты — всего (8+9+10+11+12+13+14) | |||
Заработная плата с начислениями | |||
Сырье и материалы | |||
Затраты на помещение | |||
Затраты на машины/станки/оборудование | |||
Прочие расходы – расшифровать | |||
Затраты на закупку продукции | |||
... | |||
Баланс поступлений и выплат от основной деятельности (2-7) | |||
Привлечение (+) / погашение (-) кредита | |||
Проценты за кредит | |||
Получение субсидии | |||
Затраты на страхование | |||
Страховые выплаты по страховым случаям | |||
Прочие выплаты (-), поступления (+) | |||
Денежные средства на конец периода (1+15+16-17+18-19+20+21) |
1. Денежные средства на начало периода: в 2012 г. - сумма собственных средств, планируемых затратить на проект; в 2013 г. - значение строки 18 на 2012 г.
2. Поступления — всего (3+4+5+6): сумма значений строк 3, 4, 5, 6.
3. Выручка от реализации: таблица 5.3., значения строки «Итого».
4. Прочие поступления: таблица 8.2., значения строк 3, 4, 5.
5. Выплаты — всего (8+9+10+11+12+13+14): сумма значений строк 8,9,10, 11,12,13,14.
6. Заработная плата с начислениями: строка «Итого» из таблицы 7.2.
7. Сырье и материалы: строка «Итого» из таблицы 7.3.
8. Затраты на помещение: строка «Итого» из таблицы 7.4.
9. Затраты на машины/станки/оборудование: строка «Итого» из таблицы 7.5.
10. Прочие расходы: если кроме расходов на услуги у вас будут еще прочие расходы по другим видам деятельности, но в рамках проекта (например, для выращивания кроликов - затраты на покупку других видов продукции на реализацию), то их следует расшифровать и вписать предполагаемую сумму расхода.
11. Баланс поступлений и выплат от основной деятельности (2-7): значение строки 2 минус значение строки 7.
12. Привлечение (+ /погашение (-) кредита: сумма привлеченного кредита или погашения в 2012 г. и в 2013 г. соответственно. Если, например, в 2013 г. был привлечен кредит 100000 руб. на 2 года с ежегодным погашением равными частями, то значение строки в 2012 г. будет равно 50 000 руб. (100000 руб. привлечено — 50000 руб. погашено), в 2013 г. значение строки будет равно минус 50000 руб. (привлечено 0 руб. - 50000 руб. погашено).
13. Получение субсидии: размер полученной субсидии в соответствующем году.
14. Затраты на страхование: таблица 8.2., значение строки 16.
15. Страховые выплаты по страховым случаям: если вы застраховали какой-либо объект, то в случае наступления страхового случая (например, если застраховали здание, а оно у вас сгорело) вы получаете от страховой компании компенсацию. Сумму компенсации, которую планируете получить, необходимо вписать в данную строку.
16. Прочие выплаты (-), поступления (+): если вы планируете кроме всего перечисленного еще прочие выплаты и поступления, то их суммы с расшифровкой следует вписать в данной строке. Если это выплаты, то со знаком «-», если поступления, то со знаком «+».
17. Денежные средства на конец периода (1+15+16-17+18-19+20+21): строки 1+15+16-17+18-19+20+21.
18. После таблицы следует сделать выводы о достаточности денежных средств в течение всего расчетного периода.
Таблица 8.4 — Самоокупаемость проекта
№ | Показатели финансовых средств | Начало реализации проекта | 2012 г. | 2013 г. |
Первоначальные вложения, руб. | Х | Х | ||
Поступления от проекта, руб. | Х | |||
Поступления от проекта накопительным итогом, руб. | Х | |||
Поступления — вложения (3-1), руб. | Х |
1. Первоначальные вложения: таблица 8.1, значение строки «Итого».
2. Поступления от проекта: таблица 8.3., строки 15-17-19+20+21.
3. Поступления от проекта накопительным итогом: 2012 г. - значение равно значению строки 2, 2013 г. - значение равно сумме значения строки 3 на 2012 г. к значению строки 2 в 2013 г.
4. Поступления — вложения (3-1), руб.: значение строки 3 минус значение строки 1.
5. В случае, если в строке 4 значение на последний год положительное, значит, проект окупается, иначе — не окупается.
6. После таблицы следует сделать выводы о самоокупаемости проекта.
Оценка рисков проекта
Таблица 9.1 — Оценка рисков проекта и возможностей их устранения
Сильные стороны проекта | Слабые стороны проекта |
Новые возможности проекта | Потенциальные угрозы проекта |
6. Сильные стороны проекта: какие сильные стороны будут у проекта в начале? Например: опытный персонал, новое оборудование, низкие цены.
7. Слабые стороны проекта: какие слабые стороны будут у проекта в начале?
Например: высокие цены, непрофильное помещение.
8. Новые возможности проекта: какие будут у проекта возможности для повышения эффективности деятельности? Например: государственная программа, дешевые кредиты, строительство собственного здания.
9. Потенциальные угрозы проекта: какие угрозы могут помешать проекту? Например: появление аналогичной фирмы, снижение цен на продукцию, подорожание расходных материалов, подорожание кредитов.
10. После таблицы необходимо предложить меры по устранению слабых сторон фирмы и потенциальных угроз. Описать мероприятия, которые планируется провести с этой целью.
Приложения
В качестве приложений требуется прикрепить к технико-экономическому обоснованию (бизнес-плану) копии документов о праве собственности на то имущество, которое планируете использовать в проекте (здания, автомобиль, машины и агрегаты и т. п.), при наличии договоры с поставщиками сырья и материалов, договоры о намерении с клиентами, прайс-листы (информации о ценах) поставщиков и конкурентов, вырезки из районных и областных газет с информацией о рынке, поставщиках, конкурентах, технологиях и прочем, подтверждающем цифровой материал и выводы, сделанные в технико-экономическом обосновании (бизнес-плане).
Практическое задание к контрольной работе по дисциплине «Финансовое оздоровление предприятий» ( для всех вариантов)
СОСТАВЛЕНИЕ БИЗНЕС- ПЛАНА
Оренбург – 2012
Цель и задачи проекта
Обоснование потребности в продукции на данной территории в данный период времени
Цели и задачи проекта
Описание проекта
Описание продукции
Потребность в сырье, материалах, оборудовании
Потребность в персонале
Потребность в финансировании