Бухгалтерская служба учреждения
Основные моменты
Как мы упоминали выше, в настоящее время нет отдельного нормативного документа, который бы регламентировал требования к учетной политике бюджетных учреждений, ее содержание и порядок изменения.
Основной документ, которым должно руководствоваться учреждение при формировании учетной политики, — это Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ). Дело в том, что ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» на бюджетные учреждения не распространяется. Из пункта 3 статьи 6 Закона № 129-ФЗ следует, что учетную политику утверждают приказом руководителя. В этом документе должны быть:
— рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета;
— формы первичных учетных документов для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы;
— порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
— правила документооборота и технология обработки учетной информации;
— порядок контроля за хозяйственными операциями;
— другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Сформированную учетную политику применяют последовательно из года в год.
Обратите внимание: при наличии филиалов учетная политика утверждается и применяется по учреждению в целом, так как филиалы не могут иметь учетную политику, отличную от головного учреждения.
Отметим, что учетная политика может быть разработана главным распорядителем бюджетных средств и доведена до всех нижестоящих учреждений. Примером может служить приказ Ространснадзора от 29 декабря 2006 г. № ВС-493фс, которым утверждена учетная политика на 2007 год и доведена до всех его территориальных управлений.
Организационный раздел учетной политики
Очень важен в учетной политике ее организационный раздел. В нем отражают основные правила ведения бухгалтерского учета, порядок и особенности осуществления некоторых операций.
Положения организационного раздела могут быть также направлены на разрешение спорных вопросов и позиций учета, вызывающих двоякое толкование.
Когда меняют учетную политику?
Поменять учетную политику можно только в отдельных случаях:
— изменения законодательства;
— изменения нормативных актов органов, которые регулируют бухгалтерский учет;
— разработки учреждением новых способов ведения бухгалтерского учета;
— существенного изменения условий деятельности учреждения.
Нельзя забывать и о следующем моменте. Для того чтобы обеспечить сопоставимость данных бухгалтерского учета, изменения в учетную политику следует вносить с начала финансового года. В этом случае в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности учреждения следует отразить факт изменения порядка учета в следующем отчетном году.
Бухгалтерская служба учреждения
В этом разделе следует отразить правила организации бухгалтерской службы в учреждении. В статье 6 Закона № 129-ФЗ указаны такие варианты: бухгалтерская служба как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; штатная должность бухгалтера; ведение бухгалтерского учета на договорных началах централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или бухгалтером-специалистом.
Рабочий план счетов
В плане счетов нужно указать перечень синтетических и аналитических счетов, которыми пользуется учреждение. Обычно его делают в виде приложения к учетной политике. Рабочий план счетов редактируют в зависимости от специфики деятельности бюджетного учреждения. Если деятельности, приносящей доход, нет, то в нем не будет и счетов с кодом вида деятельности 2.
Чтобы избежать нецелевого использования средств, можно установить дополнительную аналитику к счетам. Например, при отражении операций, связанных с движением наличных денег, ввести дополнительную аналитику (ее следует формировать на основе экономической классификации расходов бюджетов РФ) к счету 201 04 000 «Касса». Это связано с тем, что бюджетополучатели вправе получать и использовать наличные средства только на цели, предусмотренные законодательством (письмо Минфина России от 2 ноября 2006 г. № 10-5-3/4361). Деньги расходуют строго на те цели, которые указаны на оборотной стороне денежного чека. Выдача денег на цели, которые не соответствуют условиям их получения в кассу, признается административным правонарушением по статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Дополнительная аналитика как раз и позволяет более эффективно контролировать целевое использование средств.
График документооборота
Для своевременной обработки первичных документов и отражения информации в регистрах бухгалтерского учета в учреждении целесообразно составить график документооборота и включить его в учетную политику. Он может содержать перечень и формы первичных учетных документов, сроки их составления, а также перечень должностных лиц, ответственных за их оформление и утверждение в конкретном бюджетном учреждении. При составлении графика можно воспользоваться Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, которое утверждено Минфином СССР 29 июля 1983 г. № 105.