Художественные произведения
ЛЕВ ТОЛСТОЙ
ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ
Издание осуществляется под наблюдением государственной редакционной комиссии
Серия первая
Произведения
ТОМ 34
(Перепечатка разрешается безвозмездно)
(Издание: Л. Н. Толстой, Полное собрание сочинений в 90 томах, академическое юбилейное издание, том 34, Государственное Издательство Художественной Литературы, Москва - 1952; OCR: Габриел Мумжиев)
СОДЕРЖАНИЕ
Редакционные пояснения ...................... XXXIV
I. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Живой труп (1900) ..........................5
Разрушение ада и восстановление его. Легенда (1902) ...... 100
После бала. Рассказ (1903) ...................... 116
Ассирийский царь Асархадон (1903) ................. 126
Труд, смерть и болезнь. Легенда (1903) .............. 131
Три вопроса (1903) ........................... 134
Это ты (1903) ............................... 138
П. СТАТЬИ
Предисловие к "The Anatomy of Misery" Джона Кенворти (1900) . . 143
Рабство нашего времени (1900) .................... 144
Не убий (1900) ............................. 200
Где выход? (1900) ............................ 206
Неужели это так надо? (1900) ..................... 216
Царю и его помощникам (1901) .................... 239
Ответ на определение Синода от 20--22 февраля и на полученные
мною по этому случаю письма (1901)......... . . . 245
Единственное средство (1901) ..................... 254
Предисловие к роману В. фон Поленца "Крестьянин" (1901) . . . 270
Предисловие к "Солдатской памятке" и "Офицерской памятке" (1902) 278
Солдатская памятка (1901) ....................... 280
Офицерская памятка (1901) ...................... 284
О веротерпимости (1901) ........................ 291
К духовенству (1902) .......................... 299
III. НЕОПУБЛИКОВАННОЕ, НЕОТДЕЛАННОЕ И НЕОКОНЧЕННОЙ
"Две различные версии истории улья с лубочной крышкой" (1888?,
1900)................................. 321
[Воззвание] (1897) ............................ 325
Корень ала (1898) ............................. 329
[Обращение к китайскому народу] (1900). .............. 339
Конспект "Воспоминаний" (1902) . . . . .. 343
Воспоминания (1903--1906) ....... ............ . . 345
Вставки и замечания к рукописи "Биографии Л. Н. Толстого"), составленной П. И. Бирюковым (1904) ................. 394
Приложение. Записи П. И. Бирюкова со слов Толстого (1905). . 401
IV. ПЛАНЫ И ВАРИАНТЫ
Живой труп ............................... 407
После бала ............................... 484
Рабство нашего времени ........................ 491
Неужели это так надо?...................... 503
Предисловие к роману В. фон-Поленца "Крестьянин" ....... 520
КОММЕНТАРИИ
С. Д. Балухатый и В. С. Мишин
"Живой труп"
История писания и печатания .................. 5ЗЗ
Описание рукописей ........................ 543
Б.М.Эйхенбаум
"Разрушение ада и восстановление его"
История писания и печатания .................. 546
Описание рукописей ........................ 548
"После бала"
История писания и печатания .................. 550
Описание рукописей ........................ 551
"Три сказки"
"Ассирийский царь Асархадон"
"Труд, смерть и болезнь"
"Три вопроса"
История писания и печатания .................. 554
Описание рукописи ........................ 557
"Это ты"
История писания .......................... 561
Н. Н.Гусев
"Предисловие к "The Anatomy of Misery" Джона Кенворти"
История писания и печатания и описание рукописей ..... 562
Е. С. Серебровская
"Рабство нашего времени"
История писания и печатания и описание рукописей ..... 563
Примечания ............................. 567
Н. Н.Гусев
"Не убий"
История писания и печатания и описание рукописей ..... 568
Н. Н. Гусев и Е. С. Серебровская
"Воззвание", "Корень зла", "Где выход?", "Неужели это так надо?"
История писания и печатания и описание рукописей ..... 569
"Царю и его помощникам"
История писания и печатания и описание рукописей ...... 572
"Ответ на определение Синода от 20--22 февраля и на полученные мною по этому случаю письма"
История писания и печатания и описание рукописей ..... 575
В. С. Мишин
"Единственное средство"
История писания и печатания и описание рукописей ..... 578
Н. Н. Гусев и Е. С. Серебровская
"Предисловие к роману В. фон-Поленца "Крестьянин"
История писания, печатания и описание рукописей ....... 580
Н. Н. Гусев
"Предисловие к "Солдатской памятке" и "Офицерской памятке"
История писания, печатания и описание рукописей ...... 582
"Солдатская памятка"
История писания и печатания и описание рукописей ..... 583
"Офицерская памятка".
История писания и печатания и описание рукописей ..... 585
"О веротерпимости"
История писания и печатания и описание рукописей ..... 586
"К духовенству"
История писания и печатания и описание рукописей ..... 588
Б. М. Эйхенбаум
"Две различные версии истории улья с лубочной крышкой"
История писания и печатания .................. 590
Описание рукописей. ....................... 591
Н. Н. Г у с ев
"Обращение к китайскому народу"
История писания и описание рукописей............. 592
"Конспект "Воспоминаний"
Примечания .....................594
"Воспоминания"
История писания и печатания .................. 595
Описание рукописей .................603
"Вставки и замечания к рукописи "Биография Л. Н. Толстого", составленной П. И. Бирюковым"
Описание рукописей .............605
Указатель собственных имен ............ 606
РЕДАКЦИОННЫЕ ПОЯСНЕНИЯ
Тексты, публикуемые в настоящем томе, печатаются по общепринятой орфографии, но с сохранением особенностей правописания Толстого.
При воспроизведении текстов, не печатавшихся при жизни Толстого (произведения, окончательно не отделанные, неоконченные, только начатые и черновые тексты), соблюдаются следующие правила.
Текст воспроизводится с соблюдением всех особенностей правописания, которое не унифицируется.
Пунктуация автора воспроизводится в точности, за исключением тех случаев, когда она противоречит общепринятым нормам.
Слова, случайно не написанные, если отсутствие их затрудняет понимание текста, печатаются в прямых скобках.
В местоимении "что" над "о" ставится знак ударения в тех случаях, когда без этого было бы затруднено понимание.
Условные сокращения типа "к-ый", вместо "который", и слова, написанные неполностью, воспроизводятся полностью, причем дополняемые буквы ставятся в прямых скобках лишь в тех случаях, когда редактор сомневается в чтении.
Описки (пропуски букв, перестановки букв, замены одной буквы другой) не воспроизводятся и не оговариваются в сносках, кроме тех случаев, когда редактор сомневается, является ли данное написание опиской.
Слова, написанные ошибочно дважды, воспроизводятся один раз, что всякий раз оговаривается в сноске.
После слов, в чтении которых редактор сомневается, ставится знак вопроса в прямых скобках.
На месте неразобранных слов ставится: [1, 2, 3 и т. д. неразобр.] где цифры обозначают количество неразобранных слов.
Из зачеркнутого в рукописи воспроизводится (в сноске) лишь то, что имеет существенное значение.
Более или менее значительные по размерам зачеркнутые жеста (в отдельных случаях и слова) воспроизводятся в тексте в ломаных < > скобках.
Авторские скобки обозначены круглыми скобками.
Многоточия воспроизводятся так, как они даны автором.
Абзацы редактора даются с оговоркой в сноске: Абзац редактора.
Примечания и переводы иностранных слов и выражений, принадлежащие Толстому, печатаются в сносках (петитом) без скобок. Редакторские переводы иностранных слов и выражений печатаются в прямых скобках.
Обозначение * как при названиях произведений, так и при номерах вариантов, означает, что печатается впервые; ** -- что напечатано было впервые после смерти Толстого.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1900 - 1903
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ЖИВОЙ ТРУП
Драма